Возможна ли дебюрократизация российской власти?

Приглашенный внешний эксперт кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Современный эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

Виктор Михайлович! Что можно сказать о перспективах дебюрократизации российской власти?

В бытовом сознании понятия «бюрократия», «госслужащие», «аппарат государства» и т.п. – воспринимаются как синонимы, хотя таковыми не являются. Поэтому важно их не путать.

Бюрократией обычно называют профессиональную группу служащих аппарата власти (хотя в таком же значении можно говорить о корпоративной, профсоюзной, партийной и т.п.- бюрократии). Но именно эта интерпретация граждан затрагивает менее всего.

Второе распространенное смысловое значение этого термина, с которым отождествляется его содержание – бюрократизм, под которым понимают проявления дефектов, патологий, злоупотреблений, а точнее – все, что не нравится гражданам, столкнувшимся с органами власти и их должностными лицами – волокиту, «бездушие», личную незаинтересованность в работе, формализм, некомпетентность, ориентацию на процесс, а не результат и т.п.

Третье существенное для понимания значение термина «бюрократия» — модель организации и управления, основанная на доминировании принципов стандартизации и специализации. Эта интерпретация содержания понятия непосредственно связана с материальной сутью бюрократии как объекта, его структурой, от которого производны свойства профессиональной группы и издержки ее функционирования.

Как может оцениваться и трактоваться дебюрократизация?

Поэтому проблема дебюрократизации как задача административной реформы и совершенствования госаппарата может также толковаться и оцениваться по-разному.

  1.  Если под дебюрократизацией понимать «избавление» от профессиональной группы административных работников, то это утопия даже в отдаленной перспективе, т.к. предполагает, по сути, отказ от разделения исполнительского и управленческого труда. Ожидать этого в реальности не стоит.
  2. Если под дебюрократизацией понимать сокращение объема и масштаба проявлений дисфункциональности и патологий, то это вполне реальная, в принципе, задача. Но не в смысле отказа от административного аппарата вообще. Основным направлением работ по достижению дебюрократизации в этом смысле является совокупность мер, связанных с коррекцией организационной структуры управления (и государственного, и муниципального, и корпоративного, и в общественных организациях) на основе встраивания в механизмы управления элементов ориентации на результаты. Причем, сделано это должно быть таким образом, чтобы и организациям бюджетного сектора, и их сотрудникам должно быть выгодно и удобно такое изменение.
  3. Если понимать под дебюрократизацией переход российской практики управления на небюрократические, «пост-бюрократические» принципы организации и деятельности, то это надо, на мой взгляд, воспринимать скептически, по ряду причин. Во-первых, в России пока нет «настоящей», «нормальной» бюрократии, и наше общество и государство страдают от дефицита бюрократии, а не от ее избытка. Такую бюрократию как модель организации и управления нам еще предстоит сформировать и развить, и займет это, по скромным оценкам и в благоприятных условиях, не менее 30-50 лет прежде, чем возникнуть объективные материальные и духовные предпосылки для перехода к более эффективным моделям организации и управления.

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».