Вызовы информационного общества
Приглашенный внешний эксперт
Козырева Лариса Дмитриевна доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» Современного научного журнала «Скиф»
Лариса Дмитриевна, на какую трактовку понятия «информационное общество» Вы опираетесь в своих исследованиях?
В наших исследованиях мы исходим из трактовки понятия «информационное общество», данной в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., где отмечается, что «информационное общество» — постиндустриальное общество, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и ее высшая форма знания.
В чем состоит проблема исследования?
Проблема исследования состоит в необходимости разрешения противоречия между образовательной системой, порожденной промышленной революцией и успешно справляющейся со своими задачами на протяжении нескольких десятилетий, и принципиально новыми вызовами информационного общества, на которые данная система не в состоянии ответить.
О каких принципиально новых вызовах информационного общества Вы говорите?
Эти вызовы обусловлены необходимостью обеспечить доступность любой формы образования, смягчая проявления образовательного неравенства; обеспечить возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни человека; обеспечить индивидуальный подход на каждом отдельном этапе образовательного процесса, максимально приблизив его к потребностям и способностям обучающегося; гибко, оперативно и адекватно реагировать на запросы быстро меняющегося рынка труда.
Существует ли ответ на такие вызовы?
Одним из таких ответов на вызовы формирующегося информационного общества стала идея, а затем и теория образовательной экосистемы.
Благодарим за интервью, Лариса Дмитриевна, в следующем выпуске мы поговорим о формировании образовательной экосистемы.
Данные основаны на социологическом исследовании: Козырева, Л. Д. Формирование образовательной экосистемы: теоретические и прикладные аспекты исследований / Л. Д. Козырева // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. – 2021. – № 1. – С. 79-89.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».