Почему государственное управление существует с древнейших времен, а наука государственного управления появилась сравнительно недавно?
Приглашенный внешний эксперт кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Современный эксперт» Современного научного журнала «Скиф»
Виктор Михайлович! Почему наука государственного управления появилась сравнительно поздно, по сравнению с другими науками?
Еще древнейшие цивилизации Азии, Африки, Европы и Америки, создававшие могущественные империи, достигли своего расцвета и приобрели господствующее значение в регионах благодаря существованию развитых систем государственного управления. А управление является высоко-осознаваемой деятельностью. Следовательно, знания о государственном управлении существуют уже в течение многих столетий. Правильнее даже говорить о тысячелетиях. Например, древнеиндийский трактат «Артхашастра», в котором написано, как царь должен формировать правительство, подбирать министров и проверять их лояльность, вознаграждать и наказывать и пр. – написан в 8 веке до новой эры. Еще в древнем Египте были учреждены школы по подготовке писцов – административного аппарата, которым давались уже весьма непростые и разнообразные знания, помимо письма и счета. Действительно, должен ведь был, например, Александр Македонский иметь весьма существенные и не менее практичные знания об организации политической и административной власти, функционировании их механизмов. Почему же становление научных знаний о государственном управлении относят к середине 17 века или началу 18?
Оказывается, современные представления требуют относить к научным только знания, полученные по специальной процедуре, удовлетворяющей современным критериям научности, истинности, достоверности и проверяемости знания. То есть – на основе методологии науки.
Что такое методология науки?
Науку как самостоятельную отдельную от других наук отрасль знания конституируют три обязательных элемента – собственная, специфичная методология, выделенные на ее основе объект исследования и предмет (открытые в результате эмпирического и теоретического исследования законы и закономерности – выражение существенных связей и отношений в объекте). Методология социальных наук начала складываться, еще в не дифференцированном виде, сравнительно поздно, именно в 17 веке. Поэтому совершенно справедливо относить именно к этому периоду начало становления научных знаний о государственном управлении.
Предметом исследования системы государственного и муниципального управления являются законы, закономерности, тенденции развития и функционирования системы государственного управления как целого, отдельных ее подсистем и элементов (институтов управления, процессов управления, управленческой деятельности, социальных субъектов управления, технологии управления, отношений и связей управления, организационной структуры системы и отдельных ее подсистем и компонентов), а также методология описания, объяснения и исследования во всех ее уровнях и формах (понятийный аппарат, методы анализа и синтеза нового знания, методы аргументации, принципы, процедуры и техника исследования и др.).
Заимствование методологии других наук может повлечь за собой не просто «смешение жанров», но и применение не адекватных объекту методов исследования, формулирование обобщающих выводов, а на их основе – ошибочных рекомендаций органам государственного управления. Значит, одна из главных проблем становления в России науки государственного и муниципального управления лежит в методологической плоскости: проблема выбора, отбора и разработки новых концепций, методов, методик и техник исследования.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».