Влияние качества сна на агрессивность школьников

Курганов Сергей Александрович
e-mail: kurganov.s@bk.ru

Проблема внедрения знаний о сомнологии и пропаганды здорового сна в контексте образовательного
процесса стоит достаточно остро. В компетенциях ни одного из педагогических работников или иных
работников системы образования не входит изучения той области детства, которая связанна со сном и
психической активностью во сне[1], а между тем исследования показывают, что, нехватка сна, плохое его
качество могут непосредственно влиять на память[2], качество обучения, и психологическое состояние
школьника[3,4]. Одним из таких специалистов мог бы стать социальный педагог ведь именно одной из главных
задач социального педагога является помощь в социализации подопечных, а социализацией в самом общем
виде можно обозначить как процесс развития человека во взаимодействии и под влиянием окружающей
среды[5,6], а значит в том числе и особенностей сна, социальный педагог в рамках своего уровня знаний
владеет навыками и психологии, и медицины.
В современном мире роль и место образовательных организации очень велика, они дают нашим детям
знания, которые им будут необходимы в будущем. Но как часто мы начинаем слышать о том, что, дети в школе
ведут себя агрессивно, проявляют негативные формы девиации, которые, направленные не на созидание
доброго и вечного, а наоборот: к дракам, ученики срывают уроки, родители не могут найти подход к своим
детям, а учителя к своим ученикам. Поскольку именно в таком контексте интересна нам проблема девиации,
обратимся к трудам Ю. А. Клейберга который классифицирует три основные группы девиаций: негативные
(например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество), социально-нейтральные
(например, попрошайничество) [7].
В данной статье будет проанализировано взаимодействие и влияние инсомнии, депривации сна на
стресс и агрессию преимущественно в школьном возрасте. Дети особенно подвержены влиянию раздражителей
на психологическое состояние, к которым конечно можно отнести и нехватку или несоблюдение гигиены сна.
Изучение психофизиологических аспектов устойчивости человека к стрессу показывает, что различные
виды повседневного, эмоционального стресса служат одним из основных факторов, нарушающих естественный
сон. С другой стороны, нарушения сна весьма важны для индивидуальной устойчивости к эмоциональному
стрессу. Специальная общественная комиссия «Сон, катастрофы и социальная политика», созданная в США в
1988 г., пришла к выводу, что стресс и связанные с ним хронические нарушения сна и бодрствования,
свойственные урбанизированному человечеству, одна из главных причин различных инцидентов и катастроф, в
том числе Чернобыльской аварии. Характер производственной деятельности современного человека диктует необходимость строгого соблюдения гигиены сна, в то время как его образ жизни плохо согласуется с этими требованиями. Изучение взаимосвязи психофизиологических механизмов стресса и сна поможет решить эту
проблему. [8,с. 33-47].
В США уже с 90=х годов прошлого столетия осознано, что проблемы, связанные с нарушениями сна,
являются предметом национальной безопасности. Конгрессом США принят ряд законов о проблемах сна и
выделяются средства для финансирования фундаментальных и прикладных исследований в ключевых областях
науки о сне.
Эмоциональный контекст обучения также оказался чувствителен к депривации сна. Обучение,
связанное с негативными воздействиями более устойчиво к депривации сна, в то время как память, связанная с
событиями, сопровождавшимся нейтральными и положительными эмоциями, в большей степени нарушалась
после депривации сна [9-c.731–748].
Еще одной формой инсомнии, характерной только для детского возраста, является инсомния,
обусловленная нарушением гигиены сна. распространенность этого нарушения в детской популяции составляет
1-2%. чаще всего страдают подростки. Наиболее характерной жалобой являются трудности засыпания вечером,
кроме этого, отмечаются проблемы с поддержанием сна (частые пробуждения с трудностями последующего
засыпания) и трудности утреннего пробуждения в установленные сроки (например, в школу). Причиной
развития нарушений сна в данном случае является нарушение гигиены сна, включающей определенные
требования к режиму и условиям для обеспечения полноценного сна. Соблюдение режима сна подразумевает
укладывание и подъем в определенное время, обеспечивающее достаточную для данного возраста
продолжительность сна (для подростков это 9 часов).
Важным аспектом гигиены сна является обеспечение окружения сна, включающее комфортную
температуру в спальне (от 18 до 25 °С), низкий уровень шума и освещенности, удобную кровать и белье.
наиболее частой причиной нарушений гигиены сна у подростков является стимулирующая умственная или
физическая активность перед сном (приготовление уроков, просмотр телевизионных программ, игра на
компьютере). Другой фактор, препятствующий сну, – употребление перед сном продуктов со стимулирующим
действием (чай, кола, шоколад) и курение. Ключом к нормализации сна при этой форме инсомнии является
установление жесткого распорядка и контроль родителями соблюдения упомянутых правил гигиены сна[10].
Также важную роль будет играть информирование учеников о важности здорового сна, одним из уроков на
котором возможно было бы информировать учеников это биология. В частности, в рамках изучения
центральной нервной системы, следовало бы более полно останавливаться на важности сна для человеческого
организма. Применения лекарственных препаратов обычно не требуется и это уже входит в компетенции
врачей, а не работников системы образования, но информирование могло бы сыграть привинтивную роль в
данной ситуации.
У детей старшего школьного возраста появляется другая форма инсомнии – психофизиологическая
инсомния[11]. Это расстройство характеризуется приобретением нарушающих сон ассоциаций, приводящих к
нарастанию уровня соматизированного напряжения и препятствующих засыпанию. ребенок к вечеру устает,
чувствует сонливость, однако как только он ложится в постель, сон «как рукой снимает». полежав так
некоторое время, подросток выходит в туалет, идет поесть или попить или отправляется к родителям с
жалобами о том, что не может уснуть. Вернувшись в постель, он обнаруживает, что сонливости нет,

продолжает беспокоиться о том, что назавтра, не выспавшись, придется идти в школу, и в таком состоянии
проводит еще не-сколько десятков минут или несколько часов. такого рода инсомния характерна для детей с
повышенной тревожностью, ответственным отношением к учебе (чаще это девочки) [12].
В виду изученного материала для наглядного понимания проблемы была сформирована цель
проведения исследования среди обучающихся школы № 2075 на предмет продолжительности сна и качества
обучения.
В ходе анализа нашей работы, проведенной в ГБОУ Школа № 2075 г. Москвы, в которой приняло
участие 82 ученика, стало понятно, что, можно провести параллели между успеваемостью школьников,
продолжительностью их сна и психической активностью во сне. Мы получили результаты, которые говорят о
том, что ученики в пятом классе, спят примерно 9.85 часа и видят около 0.76 снов ежедневно, необходимо
сказать, что данные эксперимента усредненные, поскольку учеников просили указать продолжительность сна и
наличия сновидений за семь дней. Ученики шестого класса спят 9.7 часа и видят 0.44 сна ежедневно. Ученики
седьмого класса спят 8.3 часа и видят 0.43 сна ежедневно. Ученики восьмого класса спят 7.9 часа и видят 0.38
сна ежедневно. Ученики девятого класса спят 7.7 часа и видят 0.93 сна ежедневно. Ученики десятого класса
спят около 7 часов и видят 0.37 сна ежедневно. Так же из проведенного исследования видно, что средняя
продолжительность сна отличника составляет 9.42 часа, хорошиста 8.57, а троечника 8 часов[13]. В ходе
изучения зарубежных материалов на данную тему мы увидели сходные показатели относительно
продолжительности сна[14,15], и при сверке с графиком онтогенеза сна[16] наши данные так же были
сопоставимы.
Эксперимент проходил следующим образом: ученикам с пятого по десятый класс в возрасте от
одиннадцати до семнадцати лет было предложено подсчитать следующие данные: продолжительность сна в
течение недели, наличие сновидений в течение недели, и указать успеваемость. Анкетирование проходило
анонимно, но ученики сообщали руководителю исследования, который являлся работником школы,
полученные данные, таким образом следует считать, что успеваемость учеников указана, верно, поскольку у
руководителя была возможность сравнить указанную успеваемость с реальной успеваемостью ученика[13].
Таким образом, в результате эксперимента видно, что успеваемость ученика, обучающегося на отлично
более чем на час более продолжительна, нежели продолжительность сна школьника. В ходе эксперимента так
же наглядно видно, что, психическая активность учеников в возрасте 15-16 лет резко отличается и находится на
более высоком уровне чем, у обучающихся младших или старших классов. На наш взгляд подобная
психическая активность во сне может быть связанна с физиологическими особенностями данного
возраста[17].Так же исследования показывают что по мере взросления образный ряд сновидений
меняется[18,22], это так же может быть одной из причин повышения сновиденческой активности.
В рамках исследования и работы в данной теме необходимо понимать, что есть сновидение, так как кто
не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода
фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, что бы оказать на них терапевтическое воздействие[19].
Отметим, что сновидение представляют собой результат проявления психических потребностей
человека. Образный ряд сновидений формируется как результат опредмечивания (с помощью имеющихся в
памяти представлений субъекта) внутренних психических и соматических процессов, а также внешних раздражителей, для удовлетворения потребностей во впечатлениях, а также контроля и управления
организменными процессами с целью восстановления и поддержки психического и соматического
гомеостаза[20].
Проанализировав полученные данные и используя собственный опыт и литературные данные можно
выявить следующее направление. Если школьник на протяжении длительного времени регулярно недосыпает,
то его поведение в школе становится предсказуемо агрессивным.
Такая беспечность относительно продолжительности сна может привести к возникновению не только
педагогических проблем, но и травматизма, драк среди обучающихся[21], и может дать предпосылки к
негативному девиантному поведению[23,c.511]. Это связанно с тем что, посещение школы вызвано не только
личностным фактором школьника, но и родительской заботой, которая в свою очередь прерывает сон
школьника и отправляет не выспавшегося человека на умственные работы, но в этот момент мозг школьника,
как и все его физическое и психологическое состояние хочет только одного – спать! Отсюда мы можем
наблюдать конфликты с учителями и сверстниками, которые в период нахождения данного ученика в школе
занимаются не чем иным как депривацией его сна — подвергают ученика пытке отсутствием сна. Поэтому очень
важно вынести данную проблему нарушения гигиены сна школьниками на обозрение научного сообщества,
врачей, педагогов и психологов. Необходимо значительно увеличить наши усилия для разрешения данной
проблемы, поскольку сегодняшние ученики это наше бедующее, и мы должны сделать все, чтобы
минимизировать риски, связанные со здоровьем бедующей нации, и максимально повысить качество обучения.
Подводя итог проделанной работе скажем, что результатом данного исследования следует считать тот
факт, что удалось на наш взгляд понять проблематику данной сложившейся ситуации относительно
сомнологии в педагогики. Найти пути ее решения, а именно: необходимо иметь более выраженную пропаганду
соблюдения здорового сна школьниками, и в дальнейшем развивать данное направление деятельности в
системе образования. Ввести в школах хотя бы в рамках родительских собраний ежеквартальное
информирование родителей о важности качества и продолжительности сна в школьном возрасте. Так же
возможно привлечение специалистом медиков к этой проблеме и вынесения ее на все уровни, как в системе
образования, так и в медицине.
Заключительной же фразой данной работы станет мнение профессора Пигарева Ивана Николаевича
которая наиболее ярко охарактеризует сон в контексте педагогики- эффективный и достаточный сон — это
самый дешевый, безопасный и приятный способ улучшения как психологического, так и физического
здоровья[24,c.13],а нет ничего более значимого, чем физически и психологически здоровый ребенок[23].

Статья была интересна? Больше статей в нашем архиве