Реализация программы материнского капитала в Республике Бурятия
Жаргалова Светлана Александровна
E-mail: Svetlan497@gmail.com
Научный руководитель
Родионова Дарья Николаевна
E-mail:Rodar@mail.ru
Одним из целевых показателей национального проекта «Демография» является увеличение суммарного коэффициента рождаемости (до 1,7 детей на 1 женщину) [1]. Одной из мер, обеспечивающей выполнение данного показателя является механизм финансовой поддержки семей при рождении детей.
Согласно паспорту федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в период с 01.01.2019 по 31.12.2024 Пенсионному фонду Российской Федерации предоставляются межбюджетные трансферты на предоставление материнского (семейного) капитала в размере 2 704 900 млн. руб.
При этом, необходимо отметить, что программа материнского (семейного) капитала, начавшаяся задолго до реализации национального проекта «Демография» уже дала результат в виде естественного прироста населения в большинстве регионов страны.
Статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия показывают естественный прирост населения в регионе с 2006 года. Таким образом, в данной статье исследуется реализация программы материнского капитала в Бурятии.
Таблица 1. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения республики
Годы | Всего, человек | На 1000 человек населения1) | ||||
родившихся | умерших | естественный прирост (+), убыль (-) | родившихся | умерших | естественный прирост (+), убыль (-) | |
Все население | ||||||
2000 | 11654 | 13155 | -1501 | 11,6 | 13,1 | -1,5 |
2001 | 11678 | 13858 | -2180 | 11,8 | 14,0 | -2,2 |
2002 | 12830 | 14404 | -1574 | 13,0 | 14,6 | -1,6 |
2003 | 13177 | 15056 | -1879 | 13,5 | 15,4 | -1,9 |
2004 | 13399 | 14868 | -1469 | 13,8 | 15,3 | -1,5 |
2005 | 13551 | 15144 | -1593 | 14,0 | 15,6 | -1,6 |
2006 | 14193 | 13930 | 263 | 14,7 | 14,4 | 0,3 |
2007 | 15460 | 12802 | 2658 | 16,0 | 13,3 | 2,7 |
2008 | 16372 | 12948 | 3424 | 16,9 | 13,4 | 3,5 |
2009 | 16729 | 12466 | 4263 | 17,3 | 12,9 | 4,4 |
2010 | 16506 | 12361 | 4145 | 17,0 | 12,7 | 4,3 |
2011 | 16507 | 12299 | 4208 | 17,0 | 12,7 | 4,3 |
2012 | 17006 | 12064 | 4942 | 17,5 | 12,4 | 5,1 |
2013 | 17108 | 11479 | 5629 | 17,6 | 11,8 | 5,8 |
2014 | 17093 | 11182 | 5911 | 17,5 | 11,5 | 6,0 |
2015 | 16937 | 11142 | 5795 | 17,3 | 11,4 | 5,9 |
2016 | 16109 | 11046 | 5063 | 16,4 | 11,2 | 5,2 |
2017 | 14296 | 10493 | 3803 | 14,5 | 10,7 | 3,8 |
2018 | 13909 | 10570 | 3339 | 14,1 | 10,7 | 3,4 |
2019 | 12471 | 10844 | 1627 | 12,7 | 11,0 | 1,7 |
Материнский (семейный) капитал является одной из мер поддержки семей с детьми, оказываемой государством. Данная мера закреплена Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ), вступившего в действие с 1 января 2007 года. В указанном законе определены принципы и механизмы выплат материнского (семейного) капитала. В свою очередь, программа направленна на стимулирование рождаемости в стране и укрепление института семьи.
Согласно закону право на дополнительные меры поддержки от государства появляется у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года [2].
В 2020 году реализация материнского капитала в Республике Бурятия была осуществлена более 100 тысяч раз.
Таблица 2. Количество сертификатов, выданных в период с 2007 по 2020 гг.
Период | Количество сертификатов |
2007 | 3 256 |
2008 | 6 207 |
2009 | 10 664 |
2010 | 8 034 |
2011 | 7 102 |
2012 | 7 328 |
2013 | 8 376 |
2014 | 8 275 |
2015 | 9 279 |
2016 | 8 049 |
2017 | 6 103 |
2018 | 5 472 |
2019 | 4 905 |
2020 | 9 094 |
Итого: | 102 144 |
Ожидается, что количество владельцев сертификатов будет расти более быстрыми темпами ввиду того, что в том же 2020 году в закон о материнском (семейном) капитале внесены изменения, в соответствии с которыми право на капитал дается также семьям в связи с рождением первого ребенка.
Какие же возможности появляются у семьи с приобретением статуса владельца государственного сертификата на материнский капитал. Однозначно это возможность частично или полностью распорядиться средствами капитала по одному из направлений, предусмотренных ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ:
улучшение жилищных условий;
получение образования ребенком (детьми);
формирование накопительной пенсии для женщин;
приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
получение ежемесячной выплаты в соответствии с № 418-ФЗ.
Заявление о распоряжении средствами может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки [2].
Впрочем, есть исключения – заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией.
В том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» [2].
Реализация программы материнского капитала Республике Бурятия чаще всего происходит по направлениям, связанным с улучшением жилищных условий. Для этих целей приобретаются квартиры в многоквартирных домах, индивидуальные жилые дома с земельными участками, строятся индивидуальные жилые дома как с привлечением строительной подрядной организации так и без, проводится реконструкция имеющихся жилых помещений.
В большинстве случаев покупок готового жилья привлекаются кредитные (заемные) средства. Лидерами по предоставлению кредитных средств для покупки жилья с привлечением средств материнского (семейного) капитала являются такие кредитные организации как ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ», АО «Россельхозбанк».
В то же время значительная часть семей в связи с низким уровнем доходов не имеет возможности воспользоваться предложениями кредитных организаций по ипотечному кредитованию. По этой причине большой популярностью пользуются кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы – их на территории республики более тридцати.
На втором месте по популярности является реализация программы материнского капитала в Республике Бурятия с целью направления средств капитала на оплату образовательных услуг. Родители оплачивают образование своих детей не только в образовательных учреждениях республики, но и далеко за ее пределами по всей стране. Также востребована возможность оплачивать содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
С января 2018 года в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ из средств материнского капитала ежемесячно производятся выплаты малоимущим семьям на заявительной основе. Данное направление также стало одним из наиболее популярных. В 2020 году размер выплаты составлял 12 065 рублей.
Направление средств капитала или его части на формирование накопительной пенсии не является популярным видом среди владельцев сертификатов. За все время действия программы в республике таковых оказалось чуть более ста человек. Очевидно, что это связано с низким уровнем жизни в регионе, являющемся дотационным. Владельцы сертификатов делают выбор в пользу более насущных проблем, чем способы увеличения будущей пенсии. Однако здесь необходимо отметить: направив средства капитала на формирование накопительной пенсии, гражданин имеет право отозвать средства до момента назначения ему пенсии.
В случае если средства долгое время находились в негосударственном ПФ или в УК, то доход от их инвестирования останется на счету гражданина, а это может оказаться существенной суммой. Владельцы государственных сертификатов на материнский капитал вполне могут пользоваться такой возможностью, если не планируют использовать средства в ближайшие годы. Похожее решение уже разрабатывается правительством страны – к перечисленным выше направлениям планируется добавить возможность размещать материнский капитал в ценных бумагах.
Таким образом, семьи смогут не только сохранить капитал, но и приумножить его. Непонятен пока механизм инвестирования средств, ведь ни для кого не секрет, что в инвестициях есть риск не только не получить прибыль, но и потерять свои средства.
Отделением ПФР по Бурятии на предусмотренные законом цели ежегодно перечисляется 2,5-3 млрд. рублей.
Таблица 3. Распоряжение средствами капитала в 2020 году в Республике Бурятия
Вид направления | Количество | Общая сумма, тыс.руб. |
Улучшение жилищных условий (без привлечения кредитных средств) | 1 340 | 564 446 |
Улучшение жилищных условий (с привлечением кредитных средств) | 4 034 | 2 010 407 |
Получение образования ребенком | 603 | 36 748 |
Получение ежемесячной выплаты | 1 091 | 93 534 |
Накопительная часть пенсии матери | 6 | 1 328 |
Социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов | 0 | 0 |
За все время действия программы материнского капитала в республике более 60% владельцев государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал распорядились средствами в полном объеме.
Проведенный анализ реализации № 256-ФЗ в республике позволяет сделать вывод о востребованности программы жителями региона. Возможность улучшения жилищных условий, что является базовой потребностью любой семьи, возможность обучать за счет средств капитала не только «сертифицированного» ребенка, но и старших детей в семье оказывает немаловажное влияние на решение женщины о рождении ребенка.
В заключение приведу статистические данные о суммарном коэффициенте рождаемости в республике, из которых видно, что данный коэффициент в республике значительно превысил отметку 1,7, заложенную в национальный проект «Демография». Это говорит о том, что программа материнского (семейного) капитала и в целом национальный проект «Демография» эффективно решают демографический вопрос в республике.
Таблица 4. Суммарный коэффициент рождаемости в Республике Бурятия
Годы | Все население | Городское население | Сельское население |
2000 | 1,478 | 1,259 | 1,879 |
2001 | 1,474 | 1,312 | 1,779 |
2002 | 1,603 | 1,430 | 1,945 |
2003 | 1,629 | 1,492 | 1,906 |
2004 | 1,634 | 1,509 | 1,875 |
2005 | 1,633 | 1,505 | 1,851 |
2006 | 1,688 | 1,492 | 1,979 |
2007 | 1,835 | 1,618 | 2,146 |
2008 | 1,939 | 1,666 | 2,325 |
2009 | 1,993 | 1,677 | 2,466 |
2010 | 1,990 | 1,695 | 2,485 |
2011 | 2,027 | 1,714 | 2,622 |
2012 | 2,135 | 1,772 | 2,875 |
2013 | 2,205 | 1,801 | 3,055 |
2014 | 2,260 | 1,866 | 3,117 |
2015 | 2,280 | 1,994 | 2,918 |
2016 | 2,237 | 1,924 | 2,924 |
2017 | 2,056 | 1,739 | 2,731 |
2018 | 2,040 | 1,713 | 2,762 |
2019 | 1,890 | 1,570 | 2,598 |
В данной статье приведены цифры, свидетельствующие о том, что владельцы сертификатов активно пользуются возможностями программы материнского капитала. Но, к сожалению, не удалось привести сведения, по которым можно было бы определить насколько в полном объеме выдаются государственные сертификаты. Ведь потенциальных владельцев сертификатов может оказаться гораздо больше. Так, можно лишь сделать выводы по результатам работы, которая было организована региональными отделениями ПФР в 2020 году.
Речь идет о выдаче государственных сертификатов в беззаявительном порядке по ретроспективным сведениям о рождении детей информационной системы «ЕГР ЗАГС» за период с 1 октября 2018 года по 14 апреля 2020 года.
В ходе работы в Республике Бурятия в беззаявительном порядке выдано 0,8% государственных сертификатов. Показатели учитываются от общего количество за заданный период. Данный показатель позволяет сделать заключение о том, что семьи, у которых появляется право на дополнительные меры поддержки от государства в виде материнского (семейного) капитала не затягивают с оформлением соответствующего сертификата. Необходимо отметить, что с 15 апреля 2020 года оформление государственного сертификата в беззаявительном порядке по сведениям органов ЗАГС на постоянной основе закреплено законодательно.
Тоже хочешь начать писать статьи? Воспользуйся нашими советами