Российская автомобильная индустрия в период пандемии COVID-19
Хайбрахманов Артур Дамирович
arthur.khaibrakhmanov@gmail.com
Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей машиностроения, оказывающих предопределяющее влияние на экономику страны.
В настоящее время Распоряжением Правительства от 28.04.2018 № 831-р утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года. Целью ее принятия является обеспечение обновления «российского парка автотранспортных средств всех типов и появление новой линейки с высокими темпами роста продаж (40 — 50 процентов в год для электромобилей и беспилотных транспортных средств)».
Обстановка в российской автомобильной промышленности носит двойственный характер. С одной стороны, происходит активное развитие рынка. Это обусловлено, прежде всего, ростом покупательской способности российских граждан, развитием системы потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, прослеживается тенденция, свидетельствующая о сокращении доли отечественных производителей.
Российская автомобильная индустрия оказалась одной из тех отраслей промышленности, которая со всей остротой ощутила на себе неблагоприятные последствия распространения короновирусной инфекции. Следует сказать, что и до начала пандемии российская автомобильная промышленность находилась если не в состоянии стагнации, то спада точно. Производство продукции к началу 2020 года демонстрировало снижение объемов производства практически по всем видам выпускаемой продукции (см. рисунок №1).
Рисунок №1. Производство продукции автомобильной отрасли в натуральном выражении за 2017-2019 гг.
Пандемия короновируса COVID-19 не только усугубила негативные тенденции в автомобильной индустрии России, но и обнажила ряд других негативных тенденций, которые были скрыты от обычных граждан, но хорошо известны экспертам.
Ситуация привела к снижению выпуска легковых автомобилей на 34,9%, а грузовиков на 21,8%, что следует из заявления Ростата. За первое полугодие 2020 г. в России выпустили 510 тыс. легковых автомобилей и 53,6 тысячи грузовых. Выпуск автобусов за шесть месяцев 2020 года вырос на 12,2%: с конвейера автопрома сошли 7,2 тысячи машин массой до 5 тонн. При этом показатели июня на 25,8% лучше майских, но в годовом отношении ниже на 24,5%. По данным Ростата, выпуск двигателей для автомобилей с января по июнь снизился на 19% по отношению к прошлому году (129 тыс. шт.). В июне выпуск повысился на 42,3%, но в отношении этого же месяца 2019 года был ниже на 8,4%. Автомобильных кузовов за первое полугодие в России произвели 11,7 тысяч штук. По данным специалистов, производство упало на 91,4% по отношению к прошлому году. Эти показатели снизились в апреле 2020 года после объявления ВОЗ мировой пандемии коронавирусной инфекции. Заводы столкнулись с проблемой экспорта деталей российского производства в другие страны.
Представляется, что причинами столь резкого падения производства продукции российской автомобильной индустрии за 2020 год видятся не только в вынужденном простое в период объявленного в апреле — мае 2020 года режима нерабочих дней (крупные концерны все же возобновили свою работу даже ранее срока окончания этого режима), и падении спроса на автомобильную продукции, но и в самом негативном состоянии российского автомобильного рынка. Проблемы российского автопрома носят комплексный и системный характер, поэтому нет ничего удивительного в том, что Россия хуже остальных стран ощутила на себя экономические последствия пандемии.
Факторами, которые значительно усугубили состояние отрасли, стали кризисные явления в других сферах экономики, прежде всего, в добыче полезных ископаемых. Рост цен на автомобильное топливо значительно удорожило себестоимость перевозок, а закрытие границ привело к ограничениям дальних автомобильных поездок не только жителей стран дальнего зарубежья, но и россиян. Следует указать еще на одну особенность российской автомобильной промышленности – сильную зависимость от комплектующих, которые нам поставляют зарубежные партнеры. В условиях закрытых государственных границ поток изделий и сборочных компонентов значительно снизился, что привело к падению объектов производства готовых автомобилей.
Итак, в результате ограничительных мер, введенных российским правительством в период пандемии, резко обострились те противоречия и сложности, которые назревали ранее. В условиях неопределенности, связанной с режимом самоизоляции, и ограничений в области производства и торговой деятельности, а также учитывая катастрофические в связи с этим падением уровня доходов российских граждан, россияне стали в массовом порядке отказывать себе в приобретении новых и поддержанных автомобилей.
Ожидания лучших времен отодвинули планы покупок средств личного автотранспорта на весьма неопределенный срок. Указанные выше обстоятельства ожидаемо привели к спаду уровня продаж. В соответствии информацией, предоставленной Ассоциацией европейского бизнеса (далее — АЕБ), продажи легкого автотранспорта в апреле 2020 года были на 72,4% ниже аналогичных показателей прошлого месяца. Причем данная тенденция обусловлена не только влиянием пандемии на автомобильную промышленность и розничные продажи готовых автомобилей, но и была вызвана негативными событиями на рынке автомобильной продукции, в том числе, падением уровня доходов российских граждан. Например, если в 2012 году, емкость автомобильного рынка составляла 2758,5 тыс. проданных автомобилей, то в 2018 году данный показатель достиг лишь значения в 1672,0 тыс. автомобилей.
Причиной падения емкости автомобильного рынка выступает также и ценовой фактор. Согласно информации АЕБ за 2019 года в России всего было продано на 2,3% меньше новых легковых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, тенденцией, определяющей развитие автомобильного рынка, стал рост продаж автомобилей менее дорогих моделей.
Лидерами продаж по итогам 2019 года стали такие российские модели легковых автомобилей как LADA Granta и LADA Vesta. В число лидеров продаж также вошел относительно дешевый импортный автомобиль корейского концерна KIA Rio. За счет имеющихся ценовых преимуществ российский производитель автомобилей под брендом LADA увеличил долю на рынке легких и легких коммерческих автомобилей с 20,0 до 20,6%. Тем самым, нетрудно заметить, что фактором, влияющим на объем продаж на российском рынке автомобилей становится фактор ценовой доступности. Пандемия короновируса только усилила влияние данного фактора на потребительское поведение.
Наблюдавшееся в марте увеличение продаж в АЕБ связали с ожидаемым ослаблением рубля по отношению к евро и доллару США и ростом спроса со стороны потребителей, которые торопятся приобрести автомобили по ценам без учета ослабления курса рубля по отношению к основным национальным валютам. Падение курса рубля стало ожидаемым последствием экономических ограничений из-за пандемии короновируса и сказалось на потребительских предпочтения российских граждан в 2020 году.
Эксперты выразили единодушное согласие с тем, что ситуация на автомобильном рынке в март 2020 года стала развиваться аналогично той ситуации, которая наблюдалась в декабре 2014 года, когда «все автосалоны опустели, а частные гаражи заполнились под завязку». Такая ситуация обусловлена не столько введением режима нерабочих дней и выходных с конца марта 2020 года, сколько неопределенностью в экономической сфере.
Такая неопределенность привела к тому, что все операции автодилеров в этот период были резко приостановлены на неопределенный срок. Это вызвало цепную реакцию: автосборочные цеха крупных автомобильных концернов были остановлены, работники предприятий остались без работы (хотя государство им гарантировало выплаты по трудовым договорам).
Реакция на такую ситуацию была незамедлительной: 04 апреля 2020 года АЕБ направила в адрес Правительства РФ обращение, в котором прозвучало предложение принять комплекс мер для поддержки автомобильной промышленности. В качестве мер поддержки назывались введение отсрочки выплат промышленных субсидий в зависимости от уровня локализации автомобилей и отказ от повышения ставок утилизационного сбора, которое Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Минпромторг РФ) запланировало осуществить в течение 2021–2022 годов.
Между тем, последняя мера так и не нашла должной ответной реакции, поскольку Минпромторг РФ так не отказался от своих планов по повышению утилизационного сбора, хотя данная мера могла в значительной степени поддержать российского производителя и позволить ему покрывать текущие убытки. Механизм взимания утилизационного сбора построен таким образом, что он взимается с импортируемых в Россию автомобилей, а затем возвращается в виде субсидий тем российским автомобильным концернам, которые производят готовую сборку автомобилей в нашей стране. Это не только способствует получению определенных экономических преимуществ для российских производителей, работающих на внутреннем рынке, но и позволяет иностранным концернам открывать филиалы своих предприятий или открывать новые предприятия на территории России.
Между тем, с 01 января 2021 года утилизационный сбор был повышен, причем значительно – на 25-30 %. Данное решение обусловлено девальвацией рубля. Это приведет к еще большому росту розничных цен на продукцию автомобильной промышленности и не будет в целом способствовать повышению покупательского спроса на российском рынке. Очевидно, в кризисных условиях российскому государству проще искать пути наименьшего сопротивления и принимать непопулярные для автомобильной промышленности меры с целью укрепления национальной валюты и пополнения государственного бюджета.
Тем самым, антикризисная политика российского правительства привела к обострению противоречий между государственными интересами и частными (корпоративными) интересами российских производителей, которые изначально заявляли о том, что предлагаемые правительством меры поддержки национального автомобильного сектора экономики не будут эффективны в должной мере, как того требуют законы рыночной экономики и чрезвычайные условия ведения бизнеса в современных реалиях.
Конечно, со временем режим ограничительных мер был значительно ослаблен, однако даже такое послабление не разрешило накопившихся противоречий и проблем в сфере автомобильной промышленности. Более того, такая политика лишь усугубила состояние российского автопрома.
В одном из публикаций в издании «Коммерсантъ» было заявлено о том, что руководство автомобильных концернов уже не планирует получить инвестиции, а заботиться об элементарном выживании компаний, поскольку любые дополнительные расходы лишь вызовут рост цен автомобили, что еще больше снизить покупательскую способность потенциальных потребителей автомобилей.
Такая ситуация и произошла в начале апреля 2020 года – почти все крупные игроки автомобильного рынка незамедлительно объявили о росте цен на свою продукцию. Например, с 1 апреля все модели LADA в среднем стали дороже на 5–10 тыс. руб., при этом рост цен составил порядка 1% от прежнего уровня. В среднем рост уровня цен был примерно в диапазоне от 0,6% до 3%. В связи с увеличением утилизационного сбора в начале 2021 года ожидается еще больший рост цен на автомобильную продукцию. Прогнозируемое весной 2020 года падение цен на автомобили к концу 2020 года не произошло. За девять месяцев 2020 года автомобили подорожали от 3 до 16%. Эксперты полагают, что в наступившем 2021 году ожидаемого падения цен на автомобили не произойдет, поскольку для этого нет никаких весомых оснований.
Аналогично ценовой политике развивалась ситуация на рынке автокредитования. Ожидания о существенном сокращении выдаваемых автокредитов к концу 2020 года подтвердились. Несмотря на утверждения представителей кредитных организаций о том, что условия выдачи автокредитов не изменятся в сторону ужесточения, шанс получить кредит на покупку нового или поддержанного автомобиля лишились россияне, массово потерявшие работу. В результате доля одобренных кредитов снизилась, число поданных заявок на получение кредита для покупки автомобиля, уменьшилось.
Если до 2019 года включительно динамика выдачи новых автокредитов демонстрировала стабильный рост, то предположительно по итогам 2020 и в 2021 году количество выданных автокредитов будет снижаться (см. рисунок №2).
Рисунок №2 – Динамика выдачи новых автокредитов
Источник: Национальное бюро кредитных историй (НБКИ)
Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» у кредитных организаций установлена обязанность по предоставлению всей имеющейся информации в отношении заемщиков в бюро кредитных историй. Анализируя представленные сведения, а именно информацию 4 000 кредиторов, можно сделать вывод о том, что к концу 3 квартала 2020 года количество приобретенных в кредит автотранспортных средств (как новых, так и поддержанных) составило около 275,8 тыс. единиц.
Сравнивая аналогичный период 2019 года, где число выданных автокредитов составило 263,0 тыс. ед., можно заметить тенденцию роста на 4,9%. Вместе с тем, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 3 квартале 2020 года вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 420,3 тыс. единиц (в 3 квартале 2019 года – 406,6 тыс. ед.)
Рассмотрим рисунок №3.
Рисунок № 3. Динамика рынка новых автомобилей и выдачи автокредитов в 2019 – 2020 гг.
Источник: Национальное бюро кредитных историй (НБКИ)
Негативные тенденции на рынке автомобильной продукции вынуждает производителей и дилеров не надеяться на поддержку государства, а искать собственные пути выхода из кризисного состояния. Без принятия срочных и эффективных антикризисных мер для дилеров ситуация может стать катастрофичной: полное прекращение или приостановление деятельности в связи с сокращением объема продаж на 80-90%, а сокращение услуг сервиса – на 30-40%.
Вариантами антикризисной программы крупных участников автомобильного рынка может стать сокращение фонда оплаты труда (при условии, что будут сохранены рабочие места), а также снижение затрат на маркетинговые и рекламные услуги.
В первом случае работники автодилерских компаний и автомобильных концернов столкнуться с ситуацией выбора – уволиться или работать за неполную заработную плату. Между тем, ситуация на рынке труда такова, что работники таких предприятий предпочтут сохранить рабочее место, чем остаться без работы вовсе. Во втором случае сокращение маркетинговых и рекламных расходов представляется более оправданной и экономически обоснованной мерой, поскольку позволит сэкономить руководству предприятий на расходах, не связанных с производством или обслуживанием.
В таких условиях руководители маркетинговых и рекламных служб автомобильных предприятий все больше заявляют о необходимости перевода рекламных предложений в социальные сети. Между тем, они акцентируют свое внимание на том, что все еще рассчитывают получить реальную поддержку со стороны государства.
И, действительно, выход российской автомобильной промышленности из кризисного состояния требует от государства принятия срочных мер поддержки этой отрасли. Без государственной поддержки и сбалансированной налоговой и ценовой политики российский автомобильный рынок вряд ли сможет преодолеть наметившиеся негативные тенденции.
Государство не осталось безучастным к нуждам и проблемам отечественных автопроизводителей. Мерами поддержки в начальный период действия ограничительных мер стали:
— введение специального льготного режима для двенадцати крупнейших российских автопроизводителей с целью восполнения недостатков оборотных средств;
— изменение в программы государственных закупок автомобилей, в силу которых в опережающем темпе было принято решение о государственных закупках 33 тыс. автомобилей для нужд государственных компаний и государственных учреждений. Примечательно, что рынок государственных закупок в России за 2020 году в целом вырос на 11,7%, что свидетельствует о востребованности данной антикризисной меры;
— предоставление прямой финансовой поддержки предприятиям автомобильной отрасли в размере более 45 млрд. руб., из них 5 млрд. руб. было направлено на приобретение машин скорой помощи, а на реализацию программы «Доступная аренда», работающей через механизм льготного лизинга, было направлено 2,5 млрд. руб.
В 2021 году мерой поддержки автомобильной промышленности станет продление программы льготного автокредитования, на которую российское правительство планирует направить порядка 8,87 млрд. руб.
Представляется, что меры поддержки автомобильной промышленности в России будут работать только тогда, когда они будут грамотно сочетаться с обоснованными мерами налоговой и кредитной политикой российского правительства. Следует подчеркнуть, что увеличение утилизационного сбора на рекордные 25-30% с начала 2021 года нивелирует всю деятельность правительства в этом направлении, поскольку не решается основная проблема российского автомобильного рынка – катастрофическое падение платежеспособного спроса российских граждан.
Следует отметить, что эксперты высказывают в целом весьма оптимистичные прогнозы о развитии российского автомобильного рынка и автомобильной промышленности.
Так, в случае, если макроэкономические показатели будут восстанавливаться после пандемии, то рынок начнет расти, при этом ожидаемый рост будет относительно небольшим — порядка 3-5%.
Перспективным направлением развития автомобильной промышленности является развитие рынка электрических автомобилей, о чем неоднократно писали исследователи. В условиях повышения цен на автомобильное топливо и дефицита природных ресурсов за электрическими автомобилями видится будущее автомобильной промышленности.
В конечном итоге, реализация того или иного экономического сценария применительно к проблемной автомобильной индустрии будет зависеть от ряда факторов: изменения цен на нефть, динамики инфляции, изменении курса национальной валюты и т.д.
Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что связанная с коронавирусом ситуация оказала очень серьезное влияние на российскую автомобильную промышленность, в том числе усугубив те проблемы, которые она имела и помимо пандемии. В таких условиях прямая государственная поддержка данной отрасли экономики выглядит обоснованной и необходимой мерой, но она должна сочетаться с другими мерами, т.е. меры поддержки должны быть согласованными и системными.
Проводишь собственные исследования? Подать статью на публикацию можно по ссылке