Мировой арт-рынок: особенности функционирования и текущее состояние

Русских Полина Игоревна
e-mail: russkikhpolina@mail.ru

Михеева Арина Владимировна
e-mail: asviyanova@gmail.com

Наибольшей концентрацией всеобщих и личных ценностей во все времена обладал рынок, стоящий особняком в системе мирового товарного рынка, — рынок предметов искусства и антиквариата или мировой арт-рынок. Предмет обращения на этом рынке, который также носит название арт-рынок, является неотъемлемой составляющей национального богатства каждой страны.

Рынок предметов искусства и антиквариата, или арт-рынок, можно определить как сферу товарно-денежных отношений, которые складываются между юридическими и физическими лицами по поводу купли-продажи предметов искусства и антиквариата [2].

Данный рынок имеет длительную историю. Торговля предметами искусства велась уже во времена Древнего Египта – тогда и до периода Средневековья обменивались в основном предметами декоративно-прикладного искусства – ювелирными украшениями, посудой из драгоценных металлов и т.д. [2] С момента появления первых живописных работ в Средневековье и примерно до конца XVIII века художники создавали свои работы для определенного заказчика. В Голландии, где произошла первая в Европе буржуазная революция, уже в XVII веке возникает рынок, основной формой организации которого была свободная купля-продажа произведений искусства. Тогда же возрастает роль посредников на рынке искусства. На рубеже XVIII-XIX вв. в Европе возникает вторичный рынок предметов искусств, когда картины, ранее созданные для определенного заказчика, стали перепродаваться. Так начинает формироваться арт-рынок в современном его понимании.

К концу XX в. произведения искусства превращаются в объект массового серьезного спроса, в том числе и в целях инвестирования. Сегодня рынок предметов искусства и антиквариата обладает огромными масштабами и сложной структурой, а спрос на его товары продолжает расти.

В настоящее время к предметам искусства (товарам на арт-рынке) относят объекты материальной и духовной культуры, имеющие художественное, историческое, научное и этнографическое значение [1]. Предметами антиквариата являются обиходные вещи (посуда, мебель, ювелирные изделия, книги), произведенные в период, далеко предшествующий тому, в котором они уже не используются по своему назначению [2]. Антиквариатом считаются предметы, которым более 50 лет.

В чем же заключаются особенности рынка предметов искусства и антиквариата в системе мирового товарного рынка? Прежде всего, главным отличием данного рынка от любого другого является то, что утилизация предлагаемого этим рынком товара не происходит никогда. Действительно, с течением времени произведение искусства не выбрасывается и не исчезает, а становится все более ценным. Любой предмет искусства может воспроизводиться на рынке бесчисленное множество раз. Произведение искусства  в силу его единичности, высоких эстетических свойств становится идеальным объектом для постоянного приобретения, собирания, коллекционирования, сбережения. А практически постоянно растущая цена на созданное произведение делает вложение в  искусство альтернативой традиционному инвестированию [2]. Другой особенностью этого рынка является то, что произведения искусства имеют двойственное начало: они оцениваются не только в эстетическом плане, но и с материальной точки зрения. Как отмечает ученый-экономист и знаток искусства Б.А. Денисов, предметы культуры превращаются в товар только тогда, когда они докажут свою полезность потребителю, который готов их приобрести [1]. Еще одна особенность данного рынка заключается в том, что на него влияют множество специфических факторов, среди которых выделяют психологические, социальные, мотивационные, эстетические и др. Влияют и психологические факторы, такие как: желание покупателя приобретать именно это произведение, личные отношения между участниками сделки, степень ее официальности и т.д. При этом ценность произведений искусства определяется рынком каждый раз как бы заново [2]. Для определения цены на художественное произведение важно, экспонировалось ли данное произведение на выставке и на каких условиях, тщательно ли проведена экспертиза на подлинность, каков возраст этого произведения, кто его прежние владельцы, каков статус его автора, причастно ли оно к каким-либо историческим событиям. Также стоит выделить тот факт, что потребление товаров на данном рынке зависит от уровня развития культуры в данном обществе, от степени благосостояния и образованности населения.

Особенности предметов искусства и антиквариата как товаров предопределяют и особые организационные формы ведения торговли ими. Такая торговля может осуществляться на аукционах или посредством так называемых арт-дилеров.

Первая форма торговли предметами искусства – посредством аукционных домов, в 2019 г. на нее пришлось 42% продаж на мировом рынке (24,2 млрд долл) [7]. Сегодня в мире существует около 6 тысяч аукционных домов разного уровня. В конце XX века контроль над верхним уровнем мирового рынка, где устанавливаются рекордные цены, монополизировали две крупнейшие аукционные фирмы, занимающихся торговлей предметами искусства – известные Sotheby’s и Christie’s. По разным оценкам сегодня на них приходится от 70% до 85% всех аукционных продаж предметов искусства. Занимая лидирующее положение в мире арт-бизнеса, обе фирмы соперничают друг с другом в достижении максимальных прибылей [2].

Другим важным каналом осуществления сделок, связанных с куплей-продажей предметов искусства, являются арт-дилеры. К ним относят различные галереи и салоны, а также агентов отдельных художников. По оценкам экспертов сейчас на мировом рынке присутствует более 75 тысяч арт-дилеров, однако маркет-мейкерами являются не более тысячи из них. В 2019 г. доля продаж арт-дилеров на мировом рынке предметов искусства составила 58% (36,8 млрд долл) [7]. Так, на рынке наблюдается перевес в сторону арт-дилеров. Еще одним важнейшим явлением арт-рынка являются художественные ярмарки — выставки, где дилеры на некоторое время собираются вместе и предлагают на продажу всевозможные произведения искусства. Можно сказать, что ярмарки – конкурентные преимущества, найденные арт-дилерами в борьбе против «Кристис» и «Сотбис» [5]. К крупнейшим художественным ярмаркам можно отнести TEFAF (The European Fine Art Fair), Art Basel, Art Basel Miami Beach , Frieze (Лондон).

Перейдем к рассмотрению текущего состояния мирового арт-рынка.

В 2019 году из-за геополитической напряженности (выход Великобритании из Европейского Союза, импичмент экс-президента США Дональда Трампа, массовые беспорядки в Гонконге) и в немалой степени из-за разрастающейся торговой войны между США и Китаем заметно уменьшились инвестиции в реальный сектор и снизился рост мирового ВВП (так, наблюдался самый низкий темп роста мирового ВВП с момента глобального финансового кризиса 2008–2009 гг.) [5]. Это повлекло за собой экономическую неопределенность для основных покупателей на рынке предметов искусства и антиквариата. По данным из отчета Art Basel, объем продаж на арт-рынке в 2019 г. достиг примерно 64,1 млрд долл., снизившись на 5% по сравнению с результатом 2018 г. [7]. За последние десять лет рост продаж на арт-рынке составил лишь 9%, то есть объем продаж предметов искусства в реальном исчислении снизился (учитывая инфляцию). На рисунке 1 представлен объем продаж предметов искусства и антиквариата с 2009 по 2019 гг. В целом, мировой арт-рынок стагнирует, несмотря на то, что в последние годы были заключены весьма дорогие сделки. Так, например,  на настоящий момент самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на аукционах – картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (1499 г.). Картина была продана 15 ноября 2017 г. на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за рекордные 450,3 млн долл. Другое дорогое произведение искусства из последних проданных – «Кролик» американского художника Джеффа Кунса, который был продан в мае 2019 г. на Chrisie’s за 91 млн долл.

Рисунок 1. Объем продаж предметов искусства и антиквариата с 2009 по 2019 гг. (в млрд долл.).

Источник: Отчет Art Basel за 2019 г.

Как было отмечено, оборот публичного рынка (торговля посредством аукционных домов, учитывая онлайн-продажи) в ценовом выражении составил 42 % общего оборота рынка искусства, что на 4 % ниже аналогичного показателя 2018 года. Оборот непубличного рынка (торговля посредством арт-дилеров и специализированных онлайн-площадок) составил 58 % общего оборота арт-рынка. В 2018 году, согласно расчетам Art Basel & UBS, разница между публичными и частными продажами была меньшей: 46 % на 54 % [5].

На сегодняшний день главными игроками на арт-рынке неизменно выступают США, Великобритания и КНР, на которых приходится 44%, 20%, 18% продаж в стоимостном выражении соответственно. На рисунке 2 представлен объем продаж предметов искусства и антиквариата по странам за 2009-2019 гг. По состоянию на 2019 год на эти три лидирующих страны приходится 82% от общей стоимости мирового рынка искусств [5].

Рисунок 2. Продажи предметов искусства и антиквариата с 2009 по 2019 гг. по странам (в %).

Источник: Отчет Art Basel за 2019 г.

В настоящее время самый активный сегмент арт-рынка — современное искусство. Сегодня растут и спрос, и цены на его объекты. Стоит отметить, что торговля современным искусством сосредоточена в четырех крупнейших мировых арт-центрах — Нью-Йорк, Лондон, Пекин и Гонконг. По оценкам Artprice.com на их долю приходится более 80% мировых аукционных продаж, хотя только 20% проданных лотов остаются в указанных городах после приобретения. Такая концентрация продаж современного искусства вынуждает участников конкурировать друг с другом больше, чем в других сегментах арт-рынка [5].

Что же касается российского арт-рынка, то он еще находится в процессе формирования. В настоящее время позиции России в мировом объеме арт-рынка очень слабые – по экспертным оценкам, менее 1%. В 2019 г. объем продаж на отечественных аукционах превысил 10 млн долл. – это самый высокий показатель за последние пять лет. Суммарный объем продаж на российском арт-рынке в 2019 г. равнялся 11,81 млн долл. По итогам 2020 г. этот показатель несколько снизился и составил 9,87 млн долл. Однако в условиях пандемии данное снижение нельзя считать плохим результатом – игроки рынка вынуждены были адаптироваться к пандемии и сделали это успешно (так, по сравнению с 2019 г. даже выросла доля проданных лотов – с 54% до 57%) [5].

Сегодня важной тенденцией рынка предметов искусства и антиквариата является его цифровизация. Все более популярными становятся музейные мобильные приложения, цифровизация собраний ведущих музеев. Активно используются технологии из игровой индустрии: AR (augmented reality, дополненная реальность) и VR (virtual reality, виртуальная реальность). Так, например, посредством дополненной реальности (AR) была создана экспозиция Музея Лондона, совмещающая исторические фотографии города с его современным видом. Другой интересный проект, использующий эту технологию – показ украденных из собрания Бостонского художественного музея картин: мобильное приложение «вернуло» работы на стены музея. Виртуальная же реальность (VR) стала популярной среди частных коллекционеров, предоставляя шанс устраивать выставки и презентации коллекций без перемещения самих экспонатов [5].

В целом, объем онлайн-сегмента рынка предметов искусства и антиквариата в 2019 году составил 5,9 млрд долл., что равнялось 9% от общего объема арт-рынка. Стоит также отметить, что этот сегмент неуклонно рос последние 7 лет, однако в 2019 г. продажи на нем сократились на 2% [5].

Особо актуальным онлайн-сегмент арт-рынка стал в период пандемии Covid-19. Доля онлайн-продаж среди общего объема продаж искусства за первые шесть месяцев 2020 года выросла более, чем в три раза: с 10 % в первом полугодии 2019 г. до 37 % во второй половине 2020 г. Примечательно, что в 2019 г. крупнейшие галереи имели самую низкую долю онлайн-сделок с искусством среди остальных галерей, а в 2020 г. показали самый быстрый рост интернет-продаж (с 7 % до 38 %) [5].

Таким образом, в целом, мировой арт-рынок в последние годы стагнирует. За последние десять лет рост продаж на арт-рынке составил всего 9%, то есть объем продаж произведений искусства в реальном исчислении снизился (учитывая инфляцию). Ведущие игроки на арт-рынке – США, Великобритания и Китай – по состоянию на 2019 год вместе контролируют 82% от общей стоимости глобального рынка искусств. В целом, сохраняется тенденция бурного развития онлайн-сегмента рынка предметов искусства и антиквариата, особенно на фоне пандемии коронавируса, когда многие и художники, и арт-диллеры, и аукционные дома были вынуждены перейти в онлайн-формат. Ожидается, что в дальнейшем значение онлайн-сегмента арт-рынка будет возрастать.

Статья показалась интересной? Ознакомьтесь с нашей категорией «лучшие статьи»