Новые вызовы в китайской экономике и политика развития инноваций в Китае на примере деревень Taobao

Гусейнова Фатима Эльмаровна
e-mail: f-spb@list.ru

 Казанцев Антон Андреевич
e-mail: anton.kazantsev.spb@gmail.com

Китайское экономическое чудо было основано на производственном секторе, который в первую очередь получал конкурентные преимущества благодаря дешёвой рабочей силе. Однако только на этом факторе Ппостоянный рост экономики Китая на одном уровне был невозможен. Ежегодный рост реального ВВП Китая, начиная с 2010 года, только замедлялся. В 2019 году ВВП Китая достиг 14,4 триллиона долларов США, что составляет 16,4% мирового ВВП. Это связано с рядом факторов. Во-первых, это снижение продуктивности труда, что соответствует неоклассическим теориям, таким как теория убывающей полезности и теория ковергенции Солоу. Кроме того, проблемы снижения производительности в Китае отмечает в своих работах профессор У Сяоин.  Во-вторых, это возросшая оплата труда китайских работников, что сделало производства в Китае не такими выгодными. И наконец, достижение предела роста экономики за счёт экстенсивного развития. Руководство страны понимает, что Китаю нужны собственные инновации.

Конечно, развитие высоких технологий – это дело ни одного дня. Даже на культурном уровне китайцы это знают, ведь китайский мудрец Лаоцзы говорил, что путь в тысячу ли начинается с первого шага. Первым шагом в развитии инновационного потенциала страны стали зоны технико-экономического развития (ЗТЭР). ЗТЭР появились в 1984 г. Они показали себя достаточно успешно, поэтому уже в 2010 году Госсовет КНР увеличил  количество ЗТЭР государственного уровня в стране до 90.  Большая часть ЗТЭР расположена в наиболее развитых восточных районах страны, что углубляет не только экономический, но и инновационный разрыв между восточными и западными районами Китая. Зоны были созданы для того, чтобы привлекать инвестиции в страну для развития высокотехнологичных производств. Для этого в ЗТЭР действует особый налоговый режим, который часто разрабатывается отдельно для каждой зоны. Привлечение иностранных инновационных компаний становится одной из главных целей экономической политики многих стран. Развитые и развивающиеся страны сформировали разнообразный арсенал стимулирования инновационного предпринимательства. Наиболее удачный опыт среди развивающихся стран можно наблюдать именно в Китае.

Китай является страной, которая активно поддерживает создание иностранных инновационных компаний. КНР заинтересована в развитии науки и наукоёмких производств, поэтому осуществляет значительные инвестиции в данную отрасль, обеспечивает необходимую инфраструктуру и предлагает таким компаниям особые льготы. Кроме того, Китай может заинтересовать компании огромным внутренним рынком. При этом КНР понимает, для того, чтобы привлекать в страну инновации, нужно создать необходимые инфраструктурную и нормативную базы, оказывать государственную поддержку отечественным и зарубежным инновационным компаниям. Однако раньше Китай всегда был догоняющей страной, но всё поменялось, теперь Поднебесная стремится стать мировым технологическим лидером. Об этом прямо завили китайские власти в 2015 году, когда на заседании Госсовета КНР они представили план инновационного развития страны под названием «Сделано в Китае-2025».  В рамках плана будет создано 15 инновационных центров обрабатывающей промышленности к концу 2020 году и около 40 – к 2025 году. Основной акцент делается на развитие IT-индустрии нового поколения (она же индустрия 4.0). А также активно развиваться будет сфера оборудование с цифровым управлением и робототехника. Очевидно, что не все страны готовы уступать своё первенство Китаю без боя, что привело к торговой войне США и Китая, что, конечно же, сказалось на экономике страны и теми решениями, которые принимают китайские власти.

При стремительном росте Китая в период реформ возникли некоторые проблемы, которые правительство вынуждено решать уже сейчас. Первая, как мы увидели, связана с замедлением экономического роста. Вторая связана с диспропорциями территориального развития страны. Известно, что благодаря морской торговле, ЗТЭР и СЭЗ активнее развивались прибрежные восточные провинции КНР, центральные, северные  и особенно западные регионы страны испытывают сильное экономическое и технологическое отставание. Третьей проблемой стала проблема экологическая, так как развитие промышленности и использование угля в качестве основного топлива не могло сказать позитивно на китайской окружающей среде. Для выхода из всей сложившейся ситуации правительство КНР должно было разработать новую стратегию развития страны. Эта новая стратегия должна ориентироваться на внутреннее потребление Китая, как главный фактор развития экономики, изменить позиции Китая в ГЦС, чтобы страна могла производить больше товаров с высокой добавленной стоимостью и оставаться лидером мировой торговли, а также делать акцент на развитии технологий. Это систему китайцы назвали политикой «двойной циркуляции». Впервые эту модель развития представили на заседании Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК 14 мая 2020 года. Можно предположить, что китайские власти готовили эту идею уже давно и ждали удачного времени для начала реализации, но пандемия коронавируса форсировала события.

В такой ситуации именно внутренний рынок должен был выступать драйвером китайской экономики. Возвращаясь к ГЦС, нахождение в глобальной цепочке создания стоимости имеет свои плюсы, такие как накопление капитала, но при этом несёт в себе и минусы. В первую очередь это те дисбалансы развития и распределения доходов, с которыми столкнулся Китай. Поэтому власти КНР стремятся найти тот баланс внутреннего спроса и внешнего. Именно пандемия ускорила те процессы, которые шли и в международной торговле, ведь после окончания эпидемии кажется весьма вероятным, что ГЦС столкнутся с регионализацией, фрагментацией и реструктуризацией. По мнению китайских экспертов, текущая ситуация с ГЦС имеет несколько недостатков. Во-первых, игнорируется распределение прибыли в производственной цепочке, что становится актуально для развивающихся стран; во- вторых, игнорируется безопасность производственной цепочки. Все это серьезно влияет на устойчивость разделения труда в производственной цепочке. С учётом этих факторов и на фоне замедления глобализации повышается угроза новых торговых войн.

Таким образом, Китай не сбирается разделять внутренний и внешний спрос, а хочет, чтобы они дополняли друг друга, способствовали взаимному развитию. Внутреннее развитие будет обеспечиваться созданием полных производственных цепочек на территории Китая, изменением роли участия Китая в ГЦС, стимулированием внутреннего спроса.  Внешняя циркуляция включает в себя продолжение реализации инициативы «Один пояс, один путь», что будет способствовать глобализационным процессам, а также углубление торговых связей  с помощью интеграционных соглашений, как соглашение о свободной торговле стран АСЕАН. И в заключение, стабильное экономическое развитие Китая невозможно без дальнейшей интернационализация юаня, развития собственных платёжных систем и цифровой валюты., а также развития электронной коммерции.

Быстрое расширение трансграничной электронной торговли открыло возможности для участия малых и средних предприятий в мировой торговле. Кроме того, сами площадки электронной торговли могут стать инструментом преодоления диспропорций развития сельских и городских районов Китая. Одним из таких инструментов могут стать деревни Taobao.

Деревни Taobao – это уникальный вид электронной коммерции в сельских районах Китая. Это районы, где электронная коммерция наиболее развита или сконцентрирована в сельской местности, в частности, в деревнях, где не менее 10% домохозяйств активно участвуют в электронной торговле с ежегодными онлайн-продажами не менее 10 млн.  юаней.  Их развитие связано с развитием платформы Taobao. За последнее десятилетие их количество в виде нескольких деревень в 2009 году увеличилось многократно и в 2019 году превысило 4000 деревень. Помимо деревень существуют также города Taobao. Раньше городом Taobao называли район, состоящий как минимум из трех деревень Taobao. Однако AliResearch пересмотрел свое определение и сейчас это город с годовым объемом продаж электронной коммерции, превышающим 30 млн. юаней и с более чем 300 активными интернет-магазинами. По нашему мнению, города Taobao станут ядром развития электронной коммерции в центральных и западных регионах. В 2019 году в центральных и западных регионах было 210 городов Taobao, но только 156 деревень Taobao, что составляет 19% и 4% от общего количества соответственно.  Это связано со слабой развитостью сельских районов в данных частях страны.

Интересной особенностью данных деревень является кластеризация. Новые деревни имеют тенденцию появляться рядом с существующими деревнями Taobao. Кластеризация в основном происходит там, где есть хорошо развитая промышленная база, а также есть необходимая инфраструктура для электронной коммерции. Данную инфраструктуру часто предоставляет правительство, которое очень заинтересовано в возвращении молодых специалистов в сельские районы, так некоторые местные органы власти создают специальные инкубационные парки электронной коммерции. Развитие и поддержка дают свои результаты, так как в 2019 году  продажи в интернет-магазинах в деревнях и городах Taobao превысили 700 млрд. юаней, что составляет почти 50% розничных онлайн-продаж в сельской местности Китая. Количество же активных интернет-магазинов достигло 2,44 млн., создав более 6,83 млн. рабочих мест. Что касается международной торговли, то в 2019 году более 400 деревень Taobao торговали товарами за рубежом через платформу трансграничной электронной коммерции Alibaba, AliExpress, с годовым объемом продаж более 100 млн. долл.  Основными покупателями являются граждане из России, США, Франции, Испании и Бразилии.

Электронная коммерция даёт возможность жителям сельских районов увеличить свои доходы. Домохозяйства в деревнях Taobao имеют уровень доходов, аналогичный уровню доходов городских домохозяйств, и намного выше, чем домохозяйства в сельской местности (не в деревнях Taobao). Средний доход на душу населения в деревнях Taobao. (около 35000 юаней в год в 2017 году) почти в три раза выше, чем в среднем по сельской местности в Китае (13432 юаня в год в 2017 году), и близок к среднему уровню городского (36396 юаней в 2017 году). В целом в структуре дохода  домохозяйств доход от бизнеса составляет порядка 50%. Увеличение дохода, возможность заниматься собственным делом, использование современных технологий и создание необходимых условий начинают привлекать в деревни всё больше молодых людей: на данном этапе среди владельцев онлайн-магазинов в сельских районах доля людей в возрасте от 26 до 35 составляет 72%, в то время как по сельским районам в целом эта цифра составляет 23%.

Конечно, существуют и проблемы, которые необходимо решать. Во-первых, большинство интернет-магазинов продают одинаковые или похожие товары. Модель «одна деревня, один продукт» позволила многим деревням Taobao сосредоточиться на нишевых продуктах, в отношении которых у них было сравнительное преимущество. Однако по мере того, как электронная коммерция продолжает развиваться, увеличение масштабов производства может привести к увеличению конкуренции, что приведет к снижению рентабельности. Во-вторых, большинство интернет-магазинов представляют собой небольшие предприятия. В деревнях Taobao почти две трети владельцев интернет-магазинов работают сами и не имеют сотрудников или редко их привлекают, а у трети задействовано менее пяти человек. Хотя это обеспечивает гибкость производства и может упростить изменение продуктов для удовлетворения растущего спроса, это ограничивает возможность увеличения производства или обновления технологии при резком изменении спроса. В-третьих, многие владельцы интернет-магазинов – это женщины и молодежь, которые часто испытывают трудности с доступом к финансам, а женщины несут большую ответственность за заботу о семье. Понятно, что в таком случае важна адресная поддержка со стороны властей.

Рассматривая поддержку властей, стоит указать, что с 2014 года центральное правительство усилило стратегию «Интернет +» для развития электронной торговли в рамках новой национальной экономической политики по преобразованию экономики Китая от экспортной к ориентированной на внутреннее потребление. В последние годы центральное правительство поощряло развитие электронной коммерции в сельских районах, так как данная мера поможет ускорить формирование среднего класса в Китае. Были созданы и подписаны такие документы как «Инструкция по ускорению развития сельской электронной коммерции» и Соглашения о стратегическом партнерстве с органами власти различных уровней в разных провинциях для продвижения сельской электронной коммерции от компании Alibaba.

Ожидается, что в течение следующего десятилетия в Китае будет создано более 20 000 деревень Taobao и более 5 000 городов Taobao , что создаст более 20 миллионов новых рабочих мест и позволит большему количеству молодых людей вернуться домой для открытия собственного бизнеса.  Мы предполагаем, что деревни Taobao постепенно станут всё более популярными и обычными для жизни китайцев. Однако это абсолютно уникальный опыт применения электронной торговли для реализации макроэкономических, региональных программ развития страны.

Статья показалась интересной? Больше материалов по ссылке