Актуальность проблемы буллинга в современной школе

Заочинский Михаил Сергеевич
zaochinsky2011@yandex.ru

За последние 40 лет проблеме буллинга и травли в школе стали уделять все больше и больше внимания во всем мире. Девид Олвеус впервые описал это явление в 1970-е годы. Хотя буллинг в школе и является распространенным, но в современном мире, а особенно в России данной проблеме не уделяется должного внимания, ее не исследуют, не обсуждают и стараются укрыть.

Под буллингом принято понимать травлю, притеснение и дискриминацию. Это такой вид насилия, когда один человек или группа людей физически, морально или психологически нападают на другого человека, угрожают ему. Как добавляет В. Петросянц, насилие происходит над человеком, который не может защититься, а у агрессоров стоит желание напугать, причинить боль, обидеть или задеть.

Безумно огромное количество людей сталкивались с этой проблемой, с травлей и насмешками, угрозами и придирками. Важно отметить тот факт, что в школьном буллинге принимают участие как дети, так и педагоги. Можно сказать о том, что жертвами становятся – дети, педагоги, родители и другие работники школы, также и агрессорами могут быть все вышеперечисленные. В классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники, и педагоги, и в принципе весь класс. Многие видят в этом только проблему ребенка, его семьи или абьюзера (ребенка-агрессора). Но нужно работать именно со школой, с преподавателями, ведь в большинстве случаев ребенок подвергается травле именно там.

Благодаря исследованиям Национального исследовательского института было выявлено, что с травлей во всем мире сталкиваются примерно 35% детей, в России статистика чуть хуже и здесь буллингу подвергаются или имеют к нему какое-либо отношение 52%. В первую очередь это психологическая агрессия, которой отводится около 32%, что касается физической агрессии, будь то толчки, пинки или какие-то побои, то тут 26,6%.

На основании анализа статистики и исследований, которые были проведены в России можно выделить следующее:

  • 38% школьников сталкивались с травлей в школе;
  •  агрессорами являются ровесники (53% случаев), старшие ученики (21%) и учителя (26%);
  •  буллингу подвергаются младшие школьники в 8% случаев, старшие школьники в 31% случаев и учащиеся средней школы в 61 % случаев;
  •  к агрессивному поведению детей приводит стиль воспитания и критика родителей;
  •  жертвы буллинга расскажут о случившемся родителям в 47% случаев, друзьям в 23% случаев, в 8% учителям и в 20% случаев никому не будут рассказывать[6].

Чаще всего, по мнению учащихся, их травят за внешний вид (43,8%) или же принадлежность национальности (33,6%). Что самое немаловажное, каждый пятый опрошенный утверждает о том, что учителя проявляли или проявляют к нему агрессию, при этом 65% респондентов считают атмосферу в школе дружелюбной.

Одной из главных проблем является то, что учителя и учащиеся зачастую замалчивают данную проблему, именно поэтому родители узнают лишь в 20% случаях.

По статистике только 53% российских школ имеют в своем штате школьного психолога. Получается, на одного психолога приходится в среднем 800 детей. По результатам исследований, подготовка психолога оказывается ниже средней, многие просто не готовы к свалившимся на них проблемам. У школьного психолога нет возможности охватить все ситуации и проблемы, возникающие в школе и в конкретном классе.

Данные специалисты уверенны в том, что буллинг в школе начинается с семьи, поскольку основная часть детей, которые подвергаются травле в школе, подвергаются и резкой критике со стороны родителей дома. Помимо этого, исследователи учитывают и генетическую закономерность, доказывая это тем, что если отец ребёнка травил учащихся в школе, то и ребёнок проявляет некоторую агрессию к людям.

Касаемо зарубежных стран и того, как и в какой мере проявляется буллинг. В Великобритании школы буквально «заражены» эпидемией буллинга, там преобладают физическое насилие, оскорбления, запугивание детей.

Однако директора школ при проявлении буллинга могут подать в суд и там выберут меру его наказания, его родителей могут отправить на курсы по воспитанию и образованию детей, в случае отказа им грозит штраф.

В США не так давно каждый девятый из десяти детей подвергся оскорблениям из-за своей сексуальной ориентации. США не обходит стороной проблему буллинга и постоянной занимается тем, чтобы найти пути решения её. Любой учащийся или студент может подойти к психологу и обговорить этот вопрос и получить совет, также их диалог останется совершенно конфиденциальным. Однако тут не всё так гладко, жертвы буллинга из-за доступности оружия зачастую могут отомстить своим обидчикам и принести им урон и увечья, которые не совместимы с жизнью.

В Швеции с 2006 года существует должность, которая помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого учащегося не принижали. В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Задача взрослых состоит в том, чтобы создать максимально дружелюбную атмосферу в школах, на улице и во всей стране в целом. На государственном уровне детей защищают два закона «Об образовании» и «О запрете дискриминации».

По мнению большинства учёных в Японии на данный момент один из лучших уровней образования, здесь за места происходит настоящая борьба. В Японии зафиксировано немало случаев, когда дети сводили счёты с собой из-за того, что не выдерживали конкуренцию и их просто продолжали травить.

Во Франции создана специальная социальная сеть, где учащиеся анонимно могут рассказать о своих проблемах и специалисты помогут найти решение. Буллингу здесь чаще всего подвергаются дети мигрантов, как и в Германии они наиболее подвержены данной проблеме.

Принято выделять следующие причины буллинга:

  • невысокий уровень воспитания школьника;
  • заниженная самооценка;
  • злоупотребление различными токсичными веществами;
  • постоянная высокая агрессивность ребенка;
  • повышение статуса в коллективе;
  • неограниченное желание доминирования;
  • низкая успеваемость по предметам;
  • плачевная обстановка в семье;
  • насилие в семье;
  • конфликты в семье:
  • низкое материальное положение семьи;
  • отношение родителей гиперопека или гипоопека.

В моменты подросткового возраста и полового созревания у ребенка меняется весь мир, характер и мышление. Возникают проблемы психологического и физического характера, ставятся под сомнение мысли и поступки взрослых, появляется дух протеста. Для учащихся с низким уровнем успеваемости агрессия является именно тем средством, которое поможет компенсировать эту успеваемость. Агрессоры действуют в зависимость со следующими мотивами: месть, борьба за власть, зависть, неприязнь, самоутверждение, желание быть в центре внимания.

Чаще всего, в таком процессе, как буллинг в школе, выделяются такие стороны:

  1. Жертва, которой может стать абсолютно любой ребенок и взрослый. Более того, риск стать жертвой особенно высок для неуверенных в себе людях, одиноких, тревожных. Чаще всего, у жертвы обнаруживаются головные боли, мигрени, депрессивные расстройства и отставания в развитии. Жертвы видят мир, который повсюду таит опасность.
  2. Агрессоры, место которых занимают ребята из авторитарных, неблагополучных семей. Такие дети отстают в школьной программе, они активны, стремятся занять место лидера и быть в центре внимания. Замечания, наказания и угрозы абсолютно не останавливают агрессоров. Используя травлю, они достигают собственные цели.
  3. Свидетели, которых можно также назвать зрителями. Такие люди становятся очевидцами процесса буллинга, ведь он происходит прямо у них на глазах. Хоть они и видят все со стороны, но точно также подвергаются психологического воздействию. Такие люди чувствуют страх при нахождении в школе, чувствуют себя беспомощными. Роль свидетелей могут занимать как учителя, учащиеся, так и работники школы.

Жертвами буллинга чаще всего становятся:

  • дети с нестандартной внешностью (шрамы, косоглазие, вес);
  • тихие и слабые дети;
  • броско одетые и неопрятно одетые;
  • стукачи и ябеды;
  • неуспевающие по учебе;
  • дети с различными заболеваниями (тики, заикания);
  • дети с физическими недостатками (очки, слуховые аппараты);
  • замкнутые, стеснительные и застенчивые;
  • ребята других национальностей;
  • новички, которые только появились в классе;
  • любимчики учителей.
  • Важно сказать и о том, какие виды буллинга существуют:
  • эмоциональное насилие (насмешки, угрозы, слухи, критика, избегание, нецензурная брань, акцент на физических недостатках, оскорбления, записки);
  • физическое насилие (удары, избиения, пинки);
  • сексуальное насилие;
  • экономическое насилие (порча имущества, отбирание денег, вымогательство);
  • кибербуллинг (сообщения с угрозами, публикация фото в интернет, анонимные звонки, комментарии к фото).

Буллинг в школе, как проблема, требует должного внимание, ведь травля несет последствия в жизни жертв – это и проблемы с социальным развитием, со школьной адаптацией. Учащиеся, которые были подвержены травле получают глубокую психологическую травму, которая запомнится им навсегда. Через много лет после окончания школы, приходя на сеансы к психологу взрослые вспоминают о травле, плачут, рассказывают об этих травмах. Ведь буллинг в школе сказывается не только на жертвах, но и на агрессорах, зрителях. Дети, которые были подвержены буллингу в школе в пять раз чаще испытывают головные боли, психологические расстройства, апатию и совершают попытки суицида.

Данная проблема требует комплексного подхода. С травлей в школе должен разбираться не только учащийся, а все субъекты образовательного процесса. Главный совет для тех, кто столкнулся с этим, как можно скорее получить консультацию специалисты и ни в коем случае не умалчивать об этом.

Родителям необходимо сходить вместе с ребёнком или сводить его отдельно к специалисту, а затем лично обсудить с ним и оказать поддержку, которые помогут наладить доверительные отношения.

Так, учителю необходимо присматривать за детьми, чтобы вовремя определить потенциально опасную и проблемную ситуацию, постараться её предотвратить и обязательно помочь решить.

Детям необходимо рассказать о случившемся, быть уверенным в себе, настойчивым, постараться избегать случаев травли.

Тот буллинг, которому подвергся человек в школе оставляет свой отпечаток в его жизни: мешает строить отношения, пробовать себя в разных сферах деятельности, заводить друзей, не дает достижению вершин в работе. Именно поэтому необходимо уделять должное внимание проблемам буллинга и травли в школе. Внимания должны уделять как психологи школы, так и родители, администрация школы, учителя, СМИ.

Хочешь написать научную статью? Узнай как это сделать, прочитав наш материал