Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 14)
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Юлия, я думаю многих интересует сам процесс создания произведений искусства. Изучался ли этот вопрос социологами?
Ю.Б. – Да, конечно. Процесс и мотивация создания произведения искусства во многом определяет его основную социальную функцию: в социокультурной коммуникации и художник, и зритель участвуют в творчестве. Именно поэтому мы ненадолго остановимся на рассмотрении понятий творчество и произведение искусства, и только затем определим социальные функции и роль искусства в обществе. Важно дать определение того, что мы будем понимать под истинным творчеством, и, как его результатом, произведением искусства.
Как мы уже упоминали, П.Сорокин пришел к выводу о том, что можно изучить правила и технику для сочинения литературного или музыкального шедевра, но, как писал Сорокин, без сверхсознательного гения он не сможет никогда стать даже дальним родственником Шекспиров и Чосеров, Бахов и Бетховенов. Субъекты современных процессов в медиа искусстве и коммуникации делают ставку именно на хорошее техническое обеспечение, наработанный алгоритм создания произведения, навыки работы с техникой, компьютером.
Качественное содержание и значение социокультурных процессов, происходящих в сфере искусства, напрямую зависит от самих произведений искусства, заполняющих социокультурное пространство.
В.Ж. – Что же все-таки означает понятие творчество?
Ю.Б. — Для того, чтобы разобраться в определении понятия творчество, обратимся к работе известного современного социального мыслителя, психолога А.Гуггенбюль-Крейга, изучившего проблему понятий «творчество» и «произведение искусства». На основе практического и теоретического опыта он утверждает, что к творчеству предрасположены далеко не все люди, а «подлинное творчество — явление крайне редкое». Он говорит о том, что истинный художник ставит перед собой задачи, намного превышающие самовыражение или избавление с помощью творчества от неприятных эмоций. «Личность творца в очень незначительной степени связана с характером и аурой произведения…«, — утверждает известный психолог, добавляя, что иначе его произведение не волновало бы публику. Действительно, личные переживания художника могут быть нам интересны только в определенном контексте, могут вызвать удивление, восхищение, возбуждение, но, в сущности, в глубине души оставят равнодушными. Немецкий психолог приходит к феноменальному (для чувственно-интеллектуальной ментальности) выводу он пишет о том, что …творчество представляет собой акт трансцендентального творения… находится за пределами человеческой души. Такое творчество — это высокое призвание и дар Божий, его результат — произведение искусства. Оно оригинально, ново, неповторимо. Оно оказывает какое-то необъяснимое, чарующее воздействие. Это совершенная гармония замысла и формы. Такие творцы есть в каждом стиле искусства.
В.Ж. – То есть известный психолог пишет о том, что трансцендентное творчество — путь создания настоящего произведения искусства?
Ю.Б. – Да, именно так. П.Сорокин также подчеркивает важность трансцендентного творчества, источником которого он называет «интуицию и вдохновение» не только в искусстве, но и в научных сферах. Он приводит примеры мировых знаменитостей (А.Пуанкаре, И.Ньютона, Архимеда, Галлилея, Ф.Ницше, В.А.Моцарта и Шеллинга), ставших таковыми именно благодаря интуиции, вдохновению, трансцендентальному творчеству. Например, Шеллинг писал : «Подобно тому как находящийся во власти рока человек совершает не то, что хочет совершить, а то, что предписывают ему неисповедимые веления судьбы, во власти которой он находится, и художник…кажется подчиненным некой силе…заставляющей его высказывать и изображать то, чего он и сам полностью не постигает и смысл чего бесконечен по своей глубине».
В.Ж. – Спасибо за такое интересное освещение темы! Ждем следующей пятницы!
Ю.Б. – До встречи!
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».