Еремина В. А. Образовательная политика в сфере дополнительного образования детей: вопросы теории и практики // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 154-156
За последние годы в научной сфере можно наблюдать повышение уровня интереса к состоянию и потенциальным путям развития региональных образовательных систем, в том числе подсистемы дополнительного образования детей. Примечательно, что вопрос о модернизации данной подсистемы актуален не только для учреждений дополнительного образования, но и для образовательных учреждений прочих типов.
Интерес к сфере дополнительного образования детей с новой силой формируется не только у родителей обучающихся, но и педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. Задача оказать содействие в модернизации дополнительного образования и его реализации в пригодных, современных условиях встает перед большинством нынешних руководителей.
Актуальные исследования выявляют невозможность модернизации системы общего образования при игнорировании внушительного потенциала дополнительного образования детей. Для данной области образовательного пространства характерны такие черты как высокий потенциал преемственности, непрерывность образовательного процесса и активное взаимодействие различных ведомств, которые в совокупности открывают массу возможностей для интеграции.
Сегодня в трудах российских авторов можно выделить несколько значимых подходов определяющих цели, задачи и проблематику дополнительного образования. К одному из подходов – гуманистическому – часто обращаются исследователи в научно-педагогических работах. Центральным звеном рассматриваемого подхода является человек как объект представляющий высшую ценность, имеющий права и потребности. Гуманистический подход в педагогической науке отражает такую направленность образования, когда ключевой целью образовательного процесса становится достижение более высокого уровня саморазвития личности, осознание собственных желаний и желаемого образа в рамках выбранной траектории развития посредством взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Согласно ценностному или аксиологическому подходу образование рассматривается как способ достижения ценностного самоопределения личности, по итогам которого человек может определить смысл, цели и возможности его жизни. Таким образом, образование, в том числе и дополнительное, содержит в себе выстроенные определенным образом государственные, социальные, личностные ценности.
С позиции деятельностного подхода формирование личности человека происходит посредством активной деятельности в ходе познания, взаимодействия с миром и общения с другими людьми. В своей работе А.Г. Асмолов определяет сущность образования как ведущего канала социализации и приобщения человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории [1].
Сторонники культурологического подхода видят человека как уникальный мир культуры, а его образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культур.
Таким образом, существует множество подходов к определению содержания, целей и задач образования в целом, и дополнительного образования в частности. Большая часть проблематики дополнительного образования теоретического характера связана с необходимостью подобрать наиболее эффективный подход, который позволит модернизировать образовательный процесс и удовлетворить запросы современного общества к этой сфере.
На фоне существующего среди исследователей конфликта, возникшего из-за отсутствия единого мнения о наибольшей эффективности применения того или иного подхода М.Н. Поволяева выделяет ряд практических проблем дополнительного образования детей:
- оценка качества дополнительного образования детей;
- вопросы расширения полномочий родителей и общественных организаций в определении нормативных подходов к оценке дополнительного образования детей;
- вопросы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей, уровня их подготовки;
- вопросы о роли и месте дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке;
- вопросы содержания форм и методов дополнительного образования детей в организации школ полного дня;
- создание автономных некоммерческих объединений и их место в системе [2].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года дополнительное образование детей направлено на обеспечение их индивидуальных потребностей в развитии и самосовершенствовании [3]. Это определяет главное направление теоретических и практических исследований, которые должны помочь привести сегодняшнее дополнительное образование к новому виду, отвечающему потребностям ребенка.
Так, в 2017 году, по данным Росстата, 13,5 млн. (или примерно 67,7%) российских детей и подростков от 5 до 18 лет осваивали разнообразные программы дополнительного образования. Однако для многих детей круг доступных дополнительных занятий меньше, чем у их сверстников. Главные проблемы, с которыми сталкиваются родители этих детей – отсутствие необходимых образовательных учреждений вблизи от места проживания семьи и ограниченные финансовые возможности.
Одним из реализуемых сегодня решений проблемы является пилотное внедрение концепции персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 49. Переход на новую персонифицированную систему дополнительного образования детей должен помочь расширить область охвата юных граждан дополнительным образованием при использовании альтернативного источника финансирования.
В 2017-2018 годах в ряде регионов были введены именные электронные (либо бумажные) сертификаты для детей, которые гарантируют им получение бесплатных услуг дополнительного образования. Введение системы персонифицированного финансирования, в рамках которой за детьми закрепляется установленный объем средств, который может быть направлен на оплату получаемого ими дополнительного образования, является частью реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации.
Таким образом, среди приоритетных направлений решения проблем дополнительного образования детей в России можно выделить.
- решение теоретических вопросов, относящихся к месту дополнительного образования в структуре развития личности ребенка, анализ содержания данного понятия;
- совершенствование механизмов нормативно-законодательного регулирования дополнительного образования в интересах родителя и ребенка, вопрос о профессиональной квалификации педагогов;
- общая модернизация системы дополнительного образования детей, апробация новых механизмов и систем финансирования и учета.