Молодежь как объект общественного воздействия

Салова Елена Владимировна
e-mail: elena_salova_2017@icloud.com

Актуальность исследования обусловлена тем, что молодежь является одним из важнейших стратегических ресурсов любого общества, ее функциональная роль сегодня заключается в непрерывном возобновлении жизни социальной системы, так как в процессе своего становления она активно вбирает в себя ценности и нормы, восприимчиво отвечает на социальные мотивации, изменения, а нередко и дает импульсы направленности в развитии общества. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом, на который воздействуют социальные условия, семья, образовательная среда.  В процессе взросления и развития молодые люди сами начинают существенно влиять на общество, являясь субъектом, отдающим свой потенциал. В то же время, они являются объектом, на который  направлено общественное влияние с целью развития личности. Таким образом, молодежь выступает объектом по отношению и к обществу, и к самому себе.

Кроме того, актуальность тематики исследования обусловлена тем, что проводимая в России молодежная политика больше напоминает деятельность опекуна, что влечет за собой формирование иждивенчества среди молодежи. Механизмы реализации молодежной политики должны формировать такие условия, когда у молодежи появляется желание и возможность самостоятельно решать возникающие вопросы и проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Процесс социализации молодежи является предметом исследования различных областей социального знания: педагогики, социологии образования, социологии молодежи, социологии личности, психологии, социальной философии и т.д. Учитывая междисциплинарный характер проблемы исследования, можно выделить следующие аспекты проблемы социально-философского анализа социализации молодежи, разработанные в трудах различных мыслителей: теория социализации личности представлена в сочинениях П. Бергера, П. Бурдье, Ф.Г. Гиддингса, У. Джеймса, С.П. Иваненкова, JI. Колберга, О. Конта, Р. Линтона, Т. Лукмана, К. Маркса, Р. Мертона, И. Макнейла, Т. Парсонса, Е. Поликановой, Г. Спенсера, Р. Уинча, Э. Эриксона, И.Б. Котовой, Г. Тарда, E.H. Шиянова, В.Г. Харчева и др.; дисфункция процесса социализации — в работах В.К. Дмитриева, Э. Дюркгейма, Г.М. Гернета, Ю.А. Клейберга, Н.М. Михайловского, Р. Мертона и др.

Цель исследования – провести анализ общественного воздействия на молодое поколение, проанализировать современную молодежную политику государства, выявить основные проблемы мировоззрения подрастающего поколения, которые на современном этапе развития общества являются наиболее острыми.

Существует немало научных работ и исследований о роли образовательной среды в процессе социализации личности, раскрывающих методику и технологии воспитания системы общечеловеческих ценностей. Однако, на мой взгляд, на современном этапе ключевым фактором влияния на умы молодежи становится не образовательная, а информационная среда.

 В условиях снижения уровня доверия молодежи к органам власти активное противодействие групп граждан властным новациям зачастую выводит существующие конфликтные ситуации на уровень повышенной социальной напряженности. В результате адаптации молодого поколения к социально-напряженным условиям сложнее выполняется процесс ее успешной правовой социализации. Инкорпорация и укоренение нигилистических паттернов поведения в сознании молодежи, усиленных националистическими или эрзац-религиозными конструктами, способствует выработке и реализации системы действий или поступков, которые грубо нарушают принципы мирного сосуществования индивидов, создают угрозу для жизни и здоровья граждан, способствуют нагнетанию общественно-политической напряженности в российском социуме. Такое положение дел порождает «группу риска» молодежи, склонную к проявлениям экстремизма, что является актуальной проблемой, выходящей за рамки правоохранительной деятельности. Высокий уровень правовой социализации молодых граждан является необходимым условием развития правового государства и гражданского общества.

Сегодня общества многих стран переживают обострение социальных противоречий, в процессе которого у молодежи возникает потребность «противопоставить свои ценности ценностям других».

Современное общество базируется на принципах культурного плюрализма, что обеспечивает существование множества полноправных ценностно-культурных систем и отрицает доминирование какой-либо одной «подлинной» системы ценностей. В этом, в целом положительном явлении, кроется сложность ценностной ориентации молодых людей, особенно при отсутствии общепризнанных авторитетов. Другими словами, личность в поисках жизненных стратегий и ценностных ориентиров находится в состоянии перманентного сложного выбора, в разрешении которого заинтересовано немалое количество субъектов, от продавцов рекламы до политических партий и движений. Цели манипулирования таких субъектов зачастую далеки от пропаганды общечеловеческих ценностей, так как существуют на конкурентной основе.

На сегодняшний день в нашей стране, как и во многих странах мира, воспитание молодёжи является основной задачей государственной политики. В стране обеспечена возможность овладения новыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы, осуществляется помощь в трудоустройстве. Сохранено государственное финансирование на всех ступенях образования, стипендиальная и иная поддержка малообеспеченных студентов, осуществляется помощь детям, живущим в неблагополучных семьях. Наше   государство, осуществляя устойчивое развитие на всех уровнях государственного управления, стремится учитывать реальные проблемы молодежи, ее ориентиры, жизненные планы, социальную и политическую активность.

Как показывает динамика опросов, приоритетное место в системе ценностных ориентаций молодежи на протяжении почти десяти последних лет занимает семья — 73%. Для 30% молодых людей немаловажное значение имеет реализация своих способностей и хорошее образование. Настораживает тот факт, что творчество значимо для 11%, а духовная культура -18% респондентов. Следовательно, такие важные характеристики выступают у целого поколения молодежи как второстепенные в перечне жизненных ценностей.  В какой-то мере это может быть связано с тем, что сложившаяся в России после 1991 года экономическая и социально-политическая ситуация повлекла за собой и определенную трансформацию прежней системы духовных и культурных ценностей и идеалов. Что касается оценки респондентами уровня удовлетворенности в завтрашнем дне, то если десять лет назад 66,5% всех опрошенных отмечали, что их жизнь в целом складывается удовлетворительно, то спустя десять лет уровень удовлетворенности жизнью и уверенности в завтрашнем дне оказался на уровне 70% среди всех опрошенных, что демонстрирует изменение ситуации в лучшую сторону.

Одной из наиболее острых проблем является безработица, представляя собой важный индикатор социального положения молодежи, а также показателем степени ее адаптации на рынке труда. Имея незначительный опыт работы (а у многих молодых людей он отсутствует), как специалисты они остаются невостребованными. Процессы интеграции молодых людей на рынке труда значительно ухудшаются в период экономического спада и кризисов. Данный факт вызывает особую тревогу в условиях пандемии. Сегодня возникает необходимость формирования у молодого поколения такого качества, как жизнеспособность – это способность человека самореализоваться, не деградируя в жестких условиях социальной и природной среды, духовно развиться и самосовершенствоваться в трансформирующихся условиях.

Немаловажной проблемой является проблема криминального влияния на молодежь. По статистике, каждое четвертое преступление в стране совершается молодежью и подростками. Среди них: мошенничество, воровство, вымогательство денег и т.д.  Это связано с тем, что в силу своего материального положения, многие родители не могут дать своим детям то, что хотелось бы им с учетом запросов. Кроме того, особое влияние имеет микросреда, где основная роль отведена семейному воспитанию. Проблема аморальности в поведении молодых людей закладывается в них с детства. Например, если подросток в семье видит неуважение одного родителя к другому, то в 90% случаев он так же будет относиться к тем, кто его окружает.

В последние годы отмечается активное распространение экстремистского движения, в деятельность которого вовлекаются молодые люди в возрасте с 14 до 30 лет. В силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей молодежь наиболее восприимчива и подвержена радикальным настроениям. Это обусловлено  обострением социальной напряженности в молодежной среде на фоне комплекса социальных проблем, а именно: проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.

На наш взгляд, для повышения эффективности борьбы с экстремистскими проявлениями, в том числе в молодежной среде, необходимо дальнейшее совершенствование возможностей современных информационных технологий и систем, активизация аналитической деятельности, предполагающей изучение, оценку, обобщение и подготовку предложений, направленных на изменение и дополнение как нормотворческой, так и правоприменительной практики в данной сфере. В тоже время необходимо проводить профилактику молодежного экстремизма, путем реализации следующих задач: формирование у подростков представлений о нормах поведения в гражданском обществе; распространение информации об опасности экстремизма.

Благодаря своим возрастным и социокультурным особенностям молодые люди объективно являются необходимым общественным ресурсом модернизационных изменений в российском социуме. Они стремятся к новому и неизведанному, и им зачастую тесно в жестких рамках социальных условностей и ограничений, что нередко приводит к вовлечению их в экстремистскую деятельность. В российском обществе имеется целый ряд неблагоприятных общественных факторов, склоняющих молодых людей к осуществлению экстремистской деятельности, к которым прежде всего следует отнести: чрезмерную поляризацию высших и низших социальных групп; когнитивный диссонанс; социально-экономические проблемы, детерминирующие снижение востребованности креативного потенциала молодежи; идеологический прессинг со стороны радикальных общественных организаций.

Таким образом, необходимо создавать в российском обществе условия и искать новые механизмы профилактики экстремизма в молодежной среде – переходить от уровня работы отдельных образовательных учреждений к государственной межведомственной политике с активным привлечением общественных организаций к деятельности по профилактике экстремистского поведения.

Итак, как видим, сегодня, молодежь, превращается в основной актор политических, социальных и, как следствие, экономических преобразований, так как именно она наделена наибольшим зарядом активизма, готовностью к реальным действиям, она более рискованна и отчаянна. Молодежь, как одна из наиболее мобильных и динамичных групп населения, восприимчива к социальным проблемам и выступает самым активным агентом социальных перемен. Молодежь, как неоднородная и динамично меняющаяся группа, очень часто становится участником активных действий, направленных на радикальные преобразования. Молодые люди становятся носителями активистских установок и позиций.

Таким образом, в заключении отметим, что становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Появились комментарии к статей? Оставь их в нашей группе ВКонтакте