Механизмы миграционной политики Франции

Диасамидзе Шота
e-mail : diasamidze.fed@gmail.com

Степанян Вадим Варужанович
e-mail: vadstepanyan2001@gmail.com

Мовсесян Артём Сергеевич
e-mail: movsesyan21@mail.ru

В рамках настоящего исследования нам необходимо постепенно погружаться в суть проблематики.
Таким образом в первую очередь разберемся с такими фундаментальными понятиями как:
• Граждане – лица, имеющие французское гражданство. Существует две категории граждан Франции:
граждане по рождению и лица, которые приобрели гражданство впоследствии. Иностранные граждане могут
быть приняты во французское гражданства: по праву крови (имеющие родителей/родителя французского
происхождения), по праву рождения (право почвы) – лица, которые родились на территории республики, либо
посредствам прохождения процедуры натурализации (например, заключение брака с гражданином(кой)
Франции. Население Франции также делится на две категории: французы, родившиеся во Франции и французы,
родившиеся заграницей.
• Иностранцы – лица, проживающие на территории республики, но не имеющие французского
гражданства. Также необходимо обозначить, что иностранный гражданин может быть гражданином третьей
страны или не иметь гражданство совсем (апатрид). Статус иностранного гражданина потенциально временный,
так как он впоследствии может приобрести французское гражданство. Подобно французским гражданам,
иностранные граждане делятся на две категории: иностранные граждане, родившиеся за рубежом и те, кто
родился на территории Франции (обычно, они с лёгкостью приобретают французское гражданство).
• Иммигранты – понятие, которое было определено в 1992 году Высоким советом по вопросам
интеграции, отвечающее критериям определения гражданства и места рождения. Иммигрант -лицо, родившееся
в иностранном государстве, но ныне проживающее на территории Франции. Лица французского происхождения,
родившиеся за рубежом, но ныне проживающие во Франции не могут считаться иммигрантами. Ошибочно
путать иностранных граждан с иммигрантами, так как первые могли быть рождены на территории республики,
либо иметь в той или иной степени французское происхождение. В отличии от статуса иностранного гражданина,
статус иммигранта чаще всего является перманентным.
Понятие «миграционная политика» каждая страна понимает по-своему. Под понятием «миграционная
политика» французское правительство подразумеваем все цели и меры, принятые государством для выявления,
контроля и регулирования мигрантов и миграционных потоков на территории государства. Она может как
способствовать миграции посредствам разнообразных программ (например, упрощенное получение вида на
жительство для высококвалифицированного персонала), так и задействовать механизмы для ограничения
соответствующих потоков, иногда даже полностью приостановить их. Понимая значение данного понятия,
картина управления данной системы правительством ясно предстает перед нами. Обычно миграционная
политика базируется на следующем фундаменте: политика выдачи виз (т. е. если страна четко регламентирует
выдачу виз, не допуская при этом никаких послаблений, соответственно миграционный поток будет меньше, т.
к. попасть в страну сложно) и основания для получения вида на жительство ( т. е. если страна четко определяет
какая категория граждан ей необходима, делает акцент на знании языка и на уровне реальной интеграции, даже
в случае получения вида на жительство сохранить его будет сложно). Разбирая основные положения миграционной политики государства, мы с легкостью можем предугадать возможность условно взятого мигранта
получить въездную визу, а затем и легальный статус для проживания в стране.

1.Процедура получения убежища во Франции
Все лица по разным причина преследуемые в своей стране могут потребовать политическое убежище во
Франции через Агентство защиты беженцев и лиц без гражданства (создано в 1952 году). Агентство
уполномочено решать вопросы признание иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем. Если
было принято негативное решение, беженец имеет право обжаловать его в Национальном суде по правам
беженцев, который заменил ранее существовавшую Апелляционную комиссию по делам беженцев.
С течением времени система признания лица беженцем начала развиваться: были приняты различные
меры по установлению истинных намерений заявителей и критериев признания, по сокращению сроков
рассмотрения заявлений и сроков апелляции. Частой практикой среди лиц, ищущих убежище, являлась, так
называемая «карусель», когда одно лицо подавало заявление в разных странах Шенгенского соглашения.
Биометрия стала выходом из этой ситуации, так как совсем недавно страны Шенгенского соглашения
законодательно закрепили необходимость сдачи биометрических данных для соискателей статуса беженца. Так,
если лицом было подано заявление в Нидерландах и данное заявление было неудовлетворено, или же ответ не
был получен, тоже лицо, обратившееся во Франции для получения статуса беженца, может быть возвращено в
Нидерланды. Вместе с этим, был составлен список, так называемых «безопасных стран», граждане которых
автоматически получают отказ при обращении за данным статусом. Биометрические данные также позволяют
легко передавать данные всем странам-участницам Шенгенского соглашения. Переход на биометрию позволил
создать базу для общей интерактивной системы данных для все шенгенских стран. Требование для всех
иностранных граждан или лиц без гражданства сдавать биометрические данные выполняются все чаще и,
соответственно, дает больше возможности для развития системы.
В случае получения иностранным гражданином или лицом без гражданства статуса беженца, он может
получить вид на жительство на основании «гуманитарный». Для полного понимания картины необходимо
обратиться к статистике, например за 2019 год.
В 2019 году было выдано 36 276 видов на жительство на основании «гуманитарный», что на 3,7%
больше, чем в 2018 году. Больше половины из них составляют документы беженцев (20 314 или 56%) и почти
30% документов для политических беженцев (10 810). 13,5% от общего числа составляют вида на жительства,
выданные на основании болезни (гуманитарном основании). Их число (4900 человек) значительно ниже, чем в
годы, предшествовавшие реформам 2016 года.
В 2019 году, как и в 2018 году, страной происхождения, наибольшего количества беженцев среди новых
обладателей гуманитарных видов на жительство был Афганистан (4926 наименований). За ним следуют Судан
(3352 человек) и Сирийская Арабская Республика (3121 человек). Только на эти три национальности приходится
более 30 % выданных видов на жительство по гуманитарному основанию .
Тут же стоит отметить, что количество беженцев, рвущихся к границам Франции, неизбежно связанно с
кризисной ситуацией на Ближнем Востоке, что выражается в протяжной войне и нестабильной социоэкономической обстановке. Факт того, что Сирийская Арабская Республика находится в списке миграционно
опасных стран объясняется нестабильным политическим, экономическим и социальным положением в стране,
бушующим терроризмом в регионе и, конечно, стихийная миграция сирийцев в этом контексте является
абсолютно логичным.


1.1. Процедура возвращения в страну ответственную за проведение процедуры «Дублин».

Так называемое Дублинское постановление III устанавливает критерии и механизмы для определения
государства-члена ЕС , ответственного за рассмотрение заявления о предоставлении убежища, поданного в
одном из государств-членов ЕС гражданином третьего государства. Миграционный кризис, который пережила
Европа с лета 2015 года, оказал серьезное влияние на применение «Дублина» уже в 2016 году, поскольку кризис
привел к увеличению числа перемещений, что привело к значительному увеличению числа соискателей
убежища, подпадающих под действие этой процедуры. Таким образом, Франция принимает на своей территории
все большее число заявителей, которые уже прошли транзитом через другую европейскую страну и подпадают
под действие «Дублина». В 2019 году это число достигло 44 700.
В 2019 году был значительный рост возвращения Францией соискателей убежища. В 2019 году Франция
осуществила 5674 трансфера Дублина, что на 60,6 % больше. Основными странами, в которые Франция
осуществляет переводы, в порядке важности являются Германия, Италия и Испания. Почти 8 из 10 трансферов
осуществляются в эти три страны.

2.Получение вида на жительство в исключительном порядке.
Получение вида на жительство в исключительном порядке представляет собой процедуру
индивидуального рассмотрения заявления иностранного гражданина, который нелегально проживает во
Франции. Данное закреплено в законодательстве Законом «О въезде и проживании иностранных граждан и о
праве на получение убежища». Именно данным законом определяется имеет ли право иностранный гражданин
получить вид на жительство на основании гуманитарном или же исключительном.
В целях обеспечения согласованного рассмотрения заявлений на всей территории страны в Законе от 28
ноября 2012 года «О получении разрешительных документов для иностранных граждан, находящихся на
нелегальном положении», были даны общие указания относительно пребывания иностранных граждан на
территории страны и элементов, которые могут быть учтены при оценке отдельных ситуаций. Особое внимание
уделяется, в частности, совершеннолетним или несовершеннолетним иностранным гражданам, которые имеют
доказательства событий, таких как, например, жертвы насилия в семье или торговли людьми.
Также по данному закону предполагается получение вида на жительство «личная и семейная жизнь, вида
на жительство «постоянного работника» или «временного работника». Взглянем на количество заявителей,
получивших вид на жительство по разному основанию внутри данного закона за 2019 год.

Необходимо отметить, что получение вида на жительство в рамках данного закона предполагает
прохождения прохождение длительной процедуры. Цифры, приведенные в таблице, могу показаться
внушительными, но рассматривая случаи получения работниками вида на жительство, мы невольно
сталкиваемся с бюрократическими трудностями. Например, подтверждение работодателем острой нехватки
кадров среди местного населения и только после одобрения Министерства труда будет возможно выдача
соответствующего разрешения и в последующем вида на жительство.


2.1. Получение французского гражданства
Получение французского гражданства возможно в следующих случаях: по рождению (один из родителей
гражданин Франции), на основании рождения во Франции (необходимо легально проживать на территории республики в течении 5 лет до момента совершеннолетия), наличие ребенка гражданина Франции, наличие внука
гражданина Франции (в случае если заявителю уже исполнилось 65 лет) и натурализация (проживание на
территории республики в течение 5 лет, подтверждение о владении языком, знании истории и законодательства).
Безусловно, из всех перечисленных способов получения французского гражданства самым сложным
является натурализация, так как она требует долгосрочного проживания. Она также включает в себя разные
требования, в том числе, наличие законного источника дохода. Если мы взглянем на приведенную ниже таблицу,
мы можем наблюдать, что большинство иностранцев получает французское гражданство по процедуре
натурализации.
По данным Национального института статистики и экономических исследований были выявлены
следующие показатели:

3.«Без документов, удостоверяющих личность»
Миграционное сальдо часто искажается тем, что иностранные граждане с неурегулированным
миграционным статусом не берутся в расчет. Те, кого мы обычно определяем как лиц «без документов,
удостоверяющих личность», приблизительно исчисляются разными цифрами в зависимости от источников. Мы
должны понимать, что такие лица обычно кочуют из одной страны ЕС в другую. Странам ЕС очень сложно
определить их гражданскую принадлежность и другие данные для последующей их регистрации в системе.
Обращение в консульские учреждения государств предполагаемого их происхождения редко дают результаты.
Это обусловлено тем, что данные консульские учреждения, принимая запросы компетентных органов, не могут
получить достоверную информацию о лице. Еще одна проблема – сроки исполнения запросов, обычно вся
процедура занимает от 6 месяцев до 1 года. Таким образом получается, что эти люди не контролируются никем.
Урегулировать положение таких иностранцев очень сложно, так как французские власти не могут
определить ни личность соискателя, ни его мотивы. Мы не должны забывать о терроризме, а то есть о том, что в
начале кризиса на Ближнем Востоке вместе с лицами, которые на самом деле искали себе убежище и хотели
спастись, на территорию Франции попали и лица с недобрыми намерениями. Проблема заключалась в том, что
они оформляли документы с вымышленными данными, а службы безопасности не могли определить их
деятельность до приезда во Францию. Неким решением проблемы стало появление биометрической системы, в
рамках которой все прибывающие во Францию должны незамедлительно сдать биометрические данные. Законом
предписываются случаи, когда лицо может не сдавать биометрические данные, это касается детей и людей с
ограниченными способностями, от которых невозможно получить биометрические данные по физическим
показателям. Если лицо отказывается сдавать биометрические данные, ему может быть отказано в рассмотрении
документов .

Заключение
Безусловно, механизмы миграционной политики Франции развиваются в правильном направлении.
Обычно, когда мы говорим о развитии механизмов миграционной политики, мы подразумеваем ужесточение мер,
но это не всегда соответствует действительности. Административный аппарат Франции, занимающийся
разработкой миграционной политики, растет и принимает все необходимые меры для защиты границ республики
и социальной обстановки в стране. В данной статье мы говорили о том, что биометрия способствует созданию
общей системы, которая в свою очередь защитит страны ЕС от перемещения мигрантов, которым ранее было
отказано признании беженцем или выдаче другого миграционного статуса. Сегодня, французские власти более
пристально рассматривают все заявления соискателей убежища во Франции, что нельзя не отнести к
положительной динамике. Изучение и проверка мотивов и личности заявителя должна включать комплекс мер,
исключающих попадание неблагонадежных мигрантов в страну. Стоит отметить, что иногда территориальные
ведомства относятся к глубинной проверке личности заявителя халатно, что часто приводило к непоправимым
последствиям. Когда мы говорим о миграционной политике, нам всегда приходит в голову вопрос об интеграции
иностранцев. Данная тема очень болезненна для всех стран ЕС, в том числе и для Франции, и в этом направлении
мы не может констатировать успехи. Правительство Франции старается снять нагрузку с экономики, которая
появилась в связи с потоком миграции в страну, но пока все попытки четны. Главными аспектами, которые
необходимо исправить в механизме миграционной политики страны, является отлаженная работа всех
территориальных ведомств. Они должны проводить все необходимые процедуры для выявления истинных
мотивов соискателей и, конечно, установление их личности