Китай в энергетическом секторе Бразилии: тенденции, возможности и вызовы
Чагунина Милена Денисовна
e-mail: milachagunina@gmail.com
Chagunina Milena Denisovna
e-mail: milachagunina@gmail.com
Введение
С 2009 года Китай является основным торговым партнером Бразилии, и с тех пор год за годом были зафиксированы рекордные показатели, особенно в агробизнесе [1].
В последние годы бизнес между Бразилией и Китаем продолжал процветать, даже во время пандемии. Согласно данным внешней торговли, общий объем торговли между двумя странами в 2021 году достиг 135 миллиардов долларов США, что является рекордным показателем [2].
Китайские инвестиции в электроэнергию в Бразилии также являются частью продолжающейся тенденции покупки энергетических компаний страны энергетическими активами в Латинской Америке, страны которой также пережили экономический кризис в последние годы [3]. Этот сценарий предлагает бизнес-возможности не только для приобретения энергетических активов, но и для экспорта услуг и дальнейшего развития местных китайских технологий, таких как передача сверхвысокого напряжения.
Недавние китайские инвестиции в Бразилию намекают на будущие тенденции. Впервые в 2019 году проекты ветровой и солнечной энергетики получили льготы от китайских инвесторов. В отличие от прошлого, большая часть этих недавних инвестиций была направлена на новые проекты, демонстрирующие выбор бизнеса в соответствии с политическими стимулами Бразилии и готовностью исследовать природные богатства страны.
Бум торговли нефтью и инвестиций.
Анализ китайско-бразильских экономических отношений за последние два десятилетия показывает, что новый продукт стал одним из самых продаваемых между обеими странами, а также направил в Бразилию увеличивающиеся китайские инвестиции, сопутствующие инженерные услуги и кредиты: сырая нефть.
Экспоненциальный рост торговых отношений между Бразилией и Китаем усилился благодаря значительному расширению производства и экспорта в Бразилии после открытия в 2006 г. подсолевых нефтяных бассейнов. На данный момент интересы между крупнейшим в мире импортером сырой нефти и новые игроки на мировых экспортных рынках нефти совпали и дополнили друг друга. Согласно прогнозам Международной энергетической ассоциации, в будущем Бразилия станет крупным производителем и экспортером нефти [4].
С точки зрения сотрудничества, наличие ресурсов в Бразилии создало множество возможностей для энергетического бизнеса, привлекая китайские энергетические компании к инвестициям в Бразилию. В условиях бурного роста добычи нефти Бразилии потребовались инвестиции во всю цепочку поставок, что стало возможностью для китайских инженерных подрядчиков и машиностроительных компаний. Глобальный экспорт продукции и услуг этих компаний в последние десятилетия экспоненциально увеличивался во всех областях энергетики, обычно связанный с участием китайских компаний в проектах других стран.
Расширение национального производства и экспорта сырой нефти в Бразилии хорошо вписывается в стремление Китая к энергетической безопасности, которое направлено на увеличение импорта, диверсификацию партнеров и стимулирование интернационализации его фирм. После обнаружения огромных нетронутых запасов нефти Бразилия предложила Китаю то, к чему он хотел получить доступ: природные ресурсы для импорта, стратегические активы для разведки и экономические возможности для своих инженерных и машиностроительных компаний.
С помощью кредитов Китай гарантировал стабильные поставки нефти с течением времени и помог китайским производителям оборудования и поставщикам услуг расширить свои площади в Бразилии. Из почти 32 миллиардов долларов США, освоенных в Бразилии, 17 миллиардов долларов США были предоставлены в рамках механизмов кредита в обмен на нефть и должны были быть выплачены за счет выручки от продажи нефти. Эта схема помогла увеличить бразильский экспорт в Китай, который увеличился в десять раз в период с 2009 по 2019 год. традиционные экспортеры, такие как Иран, Кувейт и Венесуэла. Доля Китая в экспорте Бразилии значительно выросла с 14 до 63 процентов [5].
Спрос в Китае на ресурсы за последние годы вырос на 195%, но его производство отстает от спроса. Чтобы преодолеть этот разрыв, страна прибегла к помощи глобальных рынков. В 2019 году на Китай приходилось 22% мирового импорта нефти в стоимостном выражении (тогда как в 2000 году — 3,9%), а на зарубежные поставки приходилось 72% общего потребления нефти (30% в 2000 году). С другой стороны, добыча в Бразилии выросла на 134%, с 1,2 до 2,9 млн баррелей в день, благодаря подсолевым месторождениям. С увеличением количества доступной нефти мировой экспорт Бразилии вырос в 65 раз, с 0,02 млн баррелей в день до рекордных 1,2 млн баррелей в день, что соответствует среднегодовому росту на 42%. Большая часть этой нефти шла в Китай, на долю которого приходилось 63% национального экспорта сырой нефти [6].
Наряду с торговыми отношениями, четыре крупнейшие нефтяные компании Китая — Sinopec, CNPC2, Sinochem и CNOOC — направляют все большие суммы прямых иностранных инвестиций в Бразилию. Либо в форме новых проектов – «зеленое месторождение» — или слияний и поглощений – «коричневое месторождение». Компании расширили свое присутствие в нефтяном секторе Бразилии, в основном в сфере разведки и добычи. В 2019 году они уже были третьими по величине производителями, добыв 32,2 млн баррелей, или 3,2% от национальных показателей. В некоторых кредитных линиях применялись механизмы «кредит в обмен на нефть». Другие китайские финансовые институты, такие как Bank of China, ICBC, Sinosure, CIC и базирующийся в Шанхае многосторонний Новый банк развития, также начали финансировать местные нефтяные компании [7]. Причины такого экспоненциального роста отношений многогранны и отражают экономическую взаимодополняемость обеих стран. Другими словами, Бразилия обладает ископаемым топливом, которого не хватает и в котором нуждается Китай, а последняя страна располагает финансовыми средствами и опытными операторами, чтобы помочь в разведке этой нефти.
Также за всеми этими инвестициями стояла одна из главных движущих сил — открытие огромных нетронутых запасов в доселе неисследованной области: подсолевых отложений. Похоже, что китайские инвесторы верят в оптимистичные перспективы нефтяного рынка Бразилии и доверяют рыночной и регулятивной политике страны. Исходя из опыта последних двух десятилетий, нет причин не верить, что бразильско-китайское нефтяное сотрудничество достигнет новых высот в ближайшем будущем.
Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки и первая страна в мире, установившая стратегическое партнерство с Китаем. Энергетические ресурсы и технологические преимущества Бразилии определяют, что китайско-бразильское энергетическое сотрудничество является очень взаимодополняющим и взаимовыгодным, что, можно сказать, приносит пользу стране и миру. «Сотрудничество» имеет сильный демонстрационный эффект. В настоящее время международная энергетическая структура претерпевает глубокие изменения. Открытие глубоководных нефтяных месторождений в Бразилии предоставило важную возможность для двустороннего энергетического сотрудничества.
Проблемы, стоящие перед китайско-бразильским энергетическим сотрудничеством.
Хотя китайско-бразильское энергетическое сотрудничество имеет широкие направления и большой потенциал, все еще существуют некоторые неизбежные факторы, которые стали препятствиями для сотрудничества между двумя странами. В совокупности можно выделить пять основных проблем, связанных с ресурсным национализмом, различиями культурных систем, правовыми и нормативными ограничениями, факторами партийной игры и факторами вмешательства США.
Первая проблема исходит от фактора ресурсного национализма. Ресурсный национализм означает, что правительство страны вмешивается в разведку и разработку ресурсов и владение ресурсами путем принятия «рыночных квот» или даже «национализации», усиления контроля государства над собственными ресурсами и исключения участия иностранных государств. финансируемые предприятия контроль ресурсов. Латинская Америка — родина ресурсного национализма. Латинская Америка — один из регионов, ранее развивших нефтяную промышленность, и США импортируют около 40% своей нефти из Латинской Америки [8]. Энергетические налоги и сборы предприятий, финансируемых из-за рубежа, даже требуют, чтобы контракты на обслуживание, подписанные предприятиями, финансируемыми из-за рубежа, и национальной нефтяной компанией Венесуэлы были заменены временными соглашениями, чтобы уменьшить размер прибыли частных или находящихся в иностранной собственности энергетических предприятий. В 2008 году Эквадор увеличил налоги на иностранные нефтяные компании, а Боливия национализировала иностранные компании, что создало проблемы для энергетических активов европейских и американских стран.
Второй серьезной проблемой являются культурные институциональные различия. Из-за исторических, географических, языковых и других проблем невозможно избежать культурных различий между Китаем и Бразилией. Когда-то Бразилия была португальской колонией. В колониальную эпоху Португалия реквизировала местную рабочую силу и захватила местные природные ресурсы, что нанесло серьезный ущерб окружающей среде Бразилии и затормозило ее экономическое развитие. Сегодня местные коренные индейцы в Бразилии считают, что они естественным образом пользуются «ресурсным суверенитетом», что является компенсацией за португальское порабощение в колониальную эпоху. Они не позволяют внешнему капиталу вмешиваться и влиять на экологическую среду, в которой они живут. ущерб ресурсам особенно невыносим. Отношение коренного населения Бразилии сыграло определенную роль в росте ресурсного национализма, а также создало определенные трудности для вмешательства иностранных компаний в разработку ресурсов в Бразилии [9].
Хотя Бразилия достигла национального освобождения раньше, ее колониальная история и уникальная культурная среда делают бразильский народ очень чувствительным к проникновению иностранного капитала, особенно для стран, которые вмешиваются в процесс разработки ресурсов, бразильский народ будет иметь разную степень психологии исключения. «Теория китайской угрозы», распространяемая западными странами против экономического подъема Китая, также имеет определенный рынок среди проамериканских сил в Бразилии, в то время как «чрезмерная зависимость от экономики Китая», за которую выступают бразильские консервативные партии, беспокоит некоторых бразильцев. Кроме того, Бразилия в основном португальская, а английский язык не очень популярен. В Бразилии не так много сотрудников китайских предприятий, которые могут свободно использовать португальский язык, поэтому будут определенные препятствия в языковом общении между Китаем и Бразилией.
Третьей серьезной проблемой являются ограничения законов и правил. Бразилия является федеративной республикой, состоящей из 27 штатов, и ее правовая система относится к системе гражданского права, системе, разработанной на основе португальского права, но осложненной влиянием Соединенных Штатов. В последние годы были введены некоторые элементы прецедентного права из системы общего права, что делает его декрет и правовую систему более сложной и более обеспечительными мерами. Хотя в Бразилии нет всеобъемлющего основного закона об энергетике, будут приняты специальные законы в конкретных областях энергетики, таких как нефть, природный газ, электричество, ядерная энергия и новая энергия. Федеральная конституция Бразилии четко закрепляет право на развитие энергетики в Бразилии, то есть бразильское правительство обладает монопольными правами в важных областях энергетики. До 1997 года добыча нефти в Бразилии была монополизирована государством. Petrobras была единственной компанией, занимавшейся управлением и разработкой нефти в Бразилии. Она не только участвовала в разработке и реализации политики, но и руководила разведкой, разработкой, переработкой и транспортировкой нефти. Почти после 40 лет государственной монополии в конце 1990-х правительство Бразилии начало проводить рыночные реформы в энергетическом секторе. Закон об инвестициях в нефть был впервые обнародован в 1997 г. с целью поощрения свободной конкуренции и пропаганды рыночной деятельности. В соответствии с законом Бразилия создала нормативно-правовую базу для энергетического сектора, учредив Национальный совет по энергетической политике (CNPE) и Бразильское национальное агентство по нефти, газу и биомассе (ANP) для регулирования разведки и разработки нефти и газа [10]. Кроме того, учреждено Национальное управление гидроэнергетики и энергетики (ANEEL), которое в основном отвечает за эксплуатацию и управление гидроэнергетикой в Бразилии. Кроме того, бразильское министерство энергетики и горнодобывающей промышленности также играет роль в макроскоординированном управлении. Помимо Закона об инвестициях в нефть, Закон Бразилии о нефтяной промышленности, Национальный закон об энергосбережении и рациональном использовании энергии, а также Положения об энергоэффективности также являются частью законодательной системы Бразилии в области энергетики [11]. От распределения прав на добычу полезных ископаемых до системы налогообложения, системы лицензирования и системы энергосбережения, бразильская энергетическая правовая система имеет четкие и относительно сложные правила. Помимо языковой проблемы, китайские энергетические компании и работники должны проводить подробные исследовательская работа.
Бразильский закон более произволен и менее прозрачен. После открытия крупномасштабных глубоководных нефтяных месторождений бразильское правительство в 2008 году издало указ, требующий, чтобы правительство владело не менее 30% всех новых проектов подсолевых нефтяных месторождений, правительство даже приостановило его. Выдача тендерных лицензий не возобновлялась до тех пор, пока в мае 2013 года не был принят новый указ, который, несомненно, ослабил стимулы иностранных компаний к инвестированию [10]. Жесткие правила торгов в сочетании с высоким налогообложением и сложной налоговой системой фактически увеличили инвестиционную стоимость китайских компаний. В дополнение к активизации исследований в области законов и правил в области энергетики, китайские компании также должны быть знакомы с трудовым законодательством, законами об охране окружающей среды и т. д. Поэтому Китаю следует обратить внимание на подготовку большего числа специалистов, знакомых с бразильскими законами об энергетике, чтобы избежать юридических рисков.
Последним вызовом является вмешательство американского фактора. Исторически Соединенные Штаты всегда считали Латинскую Америку своей традиционной сферой влияния и считали Латинскую Америку своим «задним двором». С приходом к власти латиноамериканских левых правительств в Латинской Америке наблюдается «деамериканизация» антиамериканских настроений. Учитывая, что Бразилия является крупной державой в Латинской Америке, Соединенные Штаты всегда придавали большое значение своим двусторонним отношениям с Бразилией. Латинская Америка также является основным источником импорта нефти в США. Чтобы избавиться от зависимости от венесуэльской нефти, США придают большое значение Бразилии как энергетическому рынку, особенно после начала «сланцевой революции», надеются на дальнейшее сотрудничество с Бразилией в новой энергетике. Еще при администрации Буша, Соединенные Штаты начали возобновлять взаимодействие с Бразилией и подписали меморандум о сотрудничестве по энергетическим проектам. Проникновение Китая на энергетический рынок Латинской Америки также вызвало тревогу США, которые считают, что «деамериканизация» латиноамериканских стран и деловая практика Китая угрожают контролю США над регионом [12].
Вывод.
Анализ китайско-бразильских экономических отношений за последние два десятилетия показывает, что одним из наиболее торгуемых между ними товаров стал новый продукт, который также привлек в Бразилию больше китайских инвестиций, инфраструктурных проектов и кредитов: сырая нефть. Бразилия была одним из пяти крупнейших нефтяных партнеров Китая в 2019 году, отвечая за 8% мирового импорта нефти [13]. Китайские энергетические проекты в Бразилии стали важной частью развития отрасли за счет международных инвестиций после мирового финансового кризиса 2008 года. Китайские компании входят в число крупнейших инвесторов в мировой энергетический сектор, и эти инвестиции часто поддерживаются Банком развития Китая и Экспортно-импортным банком Китая, которые в настоящее время являются ведущим мировым поставщиком финансирования энергетики. Бразилия в настоящее время находится в авангарде глобальной экспансии Китая, поскольку большая часть китайских активов по производству электроэнергии за рубежом сосредоточена в Бразилии. Китайские компании продолжат играть решающую роль в общем развитии энергетического сектора Бразилии в ближайшие десятилетия.
Дальнейшее углубление сотрудничества в области энергетики имеет большое значение для двух стран. Сотрудничество между двумя странами в области энергетики может стабилизировать или укрепить отношения стратегического сотрудничества между странами, а также придать стабильную силу глобальному энергоснабжению и системе ценообразования на энергию. Во-вторых, Бразилия обладает огромными мощностями по производству и поставкам энергии, а глубоководная нефть может в будущем стать потенциальной силой для глобального снабжения нефтью. Кроме того, перед Бразилией стоит задача восстановления экономики в постэпидемическую эпоху. Бразильское правительство рассматривает энергетический сектор как огромный прорыв в стимулировании экономического роста, и необходимо сотрудничество в будущем.
Автор выделил несколько путей по укреплению китайско-пакистанского энергетического сотрудничества:
Во-первых, повысить осведомленность о бразильском энергетическом рынке. Глубокое и всестороннее знание рынка является необходимым условием для успешного развития китайскими энергетическими компаниями энергетического рынка Бразилии. Этот вид познания — это не только познание энергетических ресурсов Бразилии, но также познание таких аспектов, как энергетическая политика, энергетическое право, культурная система и так далее. По сравнению с другими странами Латинской Америки, хотя энергетическая политика Бразилии относительно свободна, она по-прежнему является относительно консервативной страной в энергетической политике с глобальной точки зрения, особенно в области нефти и газа. Хотя Бразилия постепенно ослабила ограничения на доступ к рынку для иностранных компаний, правительство приняло законодательные и административные меры по наложению различных ограничений на иностранные компании.
Во-вторых, придавать большое значение функциям гражданского общества. Так называемое гражданское общество относится к социальным группам, связанным с правительством или некоммерческими организациями, которые стремятся защищать общественные интересы, большинство из которых являются неправительственными организациями, благотворительными организациями, профсоюзными объединениями и т. д. По сравнению с Китаем функции гражданского общества в Бразилии развиты относительно хорошо. Исторически сложилось так, что преобладание авторитаризма в Бразилии приводило к чрезмерному вмешательству государства, и для содействия развитию демократической политики в Бразилии были созданы силы гражданского общества. Бразильское правительство намеренно не подавляло развитие гражданского общества. Бразильские природоохранные организации являются типичными представителями гражданского общества. Коренное население широко распространено по всей Латинской Америке, поэтому некоторые НПО носят транснациональный характер, например, «Amazon Watch», «Conservation International», «Earth Rights International» и др. Для поддержания собственной жизненной среды эти организации часто тесно взаимодействуют с политическими партиями, и их влияние на формирование национальной политики нельзя игнорировать. Добыча нефти и газа сопряжена с высокими экологическими и социальными рисками. Когда некоторые политики и постановления правительства в области охраны окружающей среды не являются разумными или выполняются должным образом, коренные народы и НПО часто объединяются, чтобы оказать давление на внутреннее правительство и иностранные инвестиции. предприятий, устраивают демонстрации и даже устраивают демонстрации. Происходит социальный конфликт. В настоящее время иностранные энергетические компании часто находятся в затруднительном положении, начиная от потребности в дополнительных инвестициях для устранения давления на охрану окружающей среды и заканчивая риском провала инвестиций. Китайским предприятиям при инвестировании и развитии энергетики необходимо хорошо провести предварительную оценку воздействия проекта на окружающую среду и социальную сферу, а также укрепить связь с коренными народами и НПО. Кроме того, с точки зрения связей с общественностью, китайские предприятия также должны установить механизмы контактов с организациями гражданского общества, оказывать определенную финансовую поддержку НПО в установленном порядке, осуществлять взаимную помощь и сотрудничество.
В-третьих, повысить социальную ответственность китайских предприятий. Защита окружающей среды и социальная ответственность являются двумя критериями, по которым Бразилия измеряет ответственность иностранных компаний. До того, как китайские энергетические компании вышли на бразильский рынок, некоторые западные энергетические компании не проявляли строгой самодисциплины при разведке и разработке ресурсов в Бразилии, оставив после себя множество экологических и социальных проблем. Эти безответственные западные компании захватили многие деловые интересы Бразилии, но они нарушили местные законы и правила, нанесли ущерб местной среде обитания и вызвали серию трудовых споров. Ненависть бразильского правительства и общественности к вышеупомянутому поведению постепенно переросла в неприятие иностранных инвесторов, что является одной из причин роста ресурсного национализма в Бразилии. Когда Китай в первые годы проводил разведку ресурсов и строительство инфраструктуры в Африке, также наблюдались явления отсутствия корпоративной честности и ущерб местной окружающей среде. Китайские энергетические предприятия не могут жертвовать местной экологической средой ради ресурсов и всегда должны добиваться экологических выгод при одновременном достижении экономических выгод. Для продвижения китайско-бразильского энергетического сотрудничества китайские предприятия должны добросовестно выполнять свои корпоративные социальные обязательства, требовать от себя чувства ответственности и миссии граждан мира, изменить образ «безразличия» с конечной целью максимизации прибыли и соответствовать требованиям бразильских ожидания людей от китайских энергетических компаний и требований. Китайским предприятиям следует активно продвигать «глобальное гражданство», проводить хорошую работу по обучению и обучению экспатриантов социальной ответственности, а также принимать активные меры в области защиты окружающей среды, стабильности местного сообщества, честности бизнеса, общественного благосостояния и благотворительной деятельности, а также стремиться к корпоративной деятельности. интересы и Беспроигрышная ситуация для развития сообщества, создания хорошего имиджа компании и страны среди местных жителей. В то же время, в ответ на экономические, социальные и политические требования принимающей страны, отчеты о социальной ответственности по странам регулярно публикуются на местных языках для повышения прозрачности и удовлетворения потребностей заинтересованных сторон, которые стремятся к компании раскрывает информацию о социальной ответственности.