Историко-логический анализ проблемы сопровождения иностранных студентов в университете

Чжан Цзйхэн
e-mail: ch024@yandex.ru

Научный руководитель
Чванова Марина Сергеевна

e-mail: tmbtsu@gmail.com

 Введение

Обучение иностранных граждан необходимая составляющая интеграции образовательного потенциала России в мировое сообщество, становясь постоянной статьей в стратегии и политике государства. Проблема сопровождения работы с иностранными гражданами в учреждениях высшего образования неизбежно встает перед администрацией образовательной организацией, принимающими у себя на обучение иностранных граждан. Не смотря на имеющийся отечественный и мировой опыт работы с иностранными студентами, проблема их сопровождения актуальна в силу изменчивости политической, экономической и социальной картины мира, а также государства, принимающего и направляющего иностранных подданных.

 Материалы и методы

Для рассмотрения этапов исторического развития сопровождения работы с иностранными студентами в России, проанализированы научные статьи, архивные документы по вопросу обучения в России иностранных граждан с начала XVI века. Особое внимание уделено следующим аспектам: основная цель прибытия/направления на обучение иностранных граждан, стратегия России в области образования; координация вопросов въезда, проживания, изучения языка и адаптации иностранных граждан; особенности контингента иностранных граждан в разные исторические периоды.

 Исследование

Появление необходимости работы с иностранными студентами началось с первых иностранных подданных, направленных на обучение в царской России в начале XVI века. Это было небольшое количество иностранных граждан, насчитывающих единицы из дружественных стран таких как Швеция, Англия, Франция, Тевтонский орден, направлявшихся в Россию для изучения русского языка. Россия в обмен направляла своих подданных. Такой обмен был организован с целью подготовки переводчиков и дипломатов как подспорье для работы внутри военно-политических союзов. Языковые обмены с дипломатическими, торговыми, богослужебными и иными целями продолжались после Ивана Грозного, во время Смуты и при первых Романовых. Иностранные поданные пребывая в России писали на родину на имя государей и должностных лиц церквей информационные донесения, содержащие сведения о российском государстве, быте, по вопросам особенностей образования [5,9]. Прием и сопровождение отобранных кандидатов из числа дипломатов и служителей церквей в России не отличалась по приему иностранных делегаций.

Вплоть до ХХ века в России, не смотря на большое количество отправленных за рубеж российских подданных, лишь небольшое количество иностранных подданных обучалось в России и как правило они обучались лишь русскому языку. Во второй половине ХIХ века была предпринята попытка массового обучения иностранных граждан – решением  Правительства императора Александра II были приглашены на обучение молодые люди из балканских стран. Но такая практика не получила дальнейшего развития [6].

С началом Советской Союза, в начале 20-х годов ХХ века иностранные студенты привлекались в коммунистические университеты из стран Запада и Востока для изучения языка, а также политических и идеологических дисциплин. Особое внимание предавалось обучению выходцев из стран Востока, как потенциальным странам с социологической направленностью. С конца 1930-х до середины ХХ века в связи с началом закрытости советского союза уменьшилось количество студентов и в конце концов свернута образовательная программа для иностранных граждан [2]. Оставалась действовать школа Коминтерна во время Второй мировой войны, где организация работы с иностранными гражданами была тщательно продуманной и организованной как секретная подготовка будущих диверсантов.  После Второй мировой войны к рубежу 1950-1960-х гг. после модернизации системы образования во многих вузах появились подготовительные факультеты для изучения русского языка как базовая подготовка для дальнейшего обучения на профильных факультетах университетов. Основными целями обучения иностранных студентов было повышение авторитета советского союза и продолжение подготовки коммунистической молодежи. Уже к 1946 году в СССР на учёбу приехали почти 500 граждан из БолгарииВенгрииПольши и других стран [13]. Их распределяли по многим советским вузам в зависимости от потребности той или иной страны в специализированных кадрах. Из-за различия в уровне владения русским языком и полученному школьному образованию студентов создавались сложности в организации их обучения. Для облегчения координации организовывались «землячества» по национальному признаку. Советское руководство старалось обеспечить для иностранных граждан лучшие условия пребывания и выделяло на это большие средства, что нередко становилось причиной конфликтов иностранных студентов с их российскими одногруппниками [1].

Проблемы оставались: некоторые студенты по приезду разочаровывались в советском образовании, а кто-то не успевал овладевать на должном уровне языком, что приводило к падению успеваемости. Стало ясно о необходимости совершенствования управления со стороны университетов, организации быта иностранных обучающихся, воспитательной работы, программ преподавания русского языка исходя из особенностей контингента приезжающих. В пользу решения этих проблем учреждённый в 1960 году Российский университет дружбы народов стал источником стандартов и инструкций по работе с иностранными студентами в университетах страны. РУДН был первым университетом, где целенаправленно отбирали иностранных кандидатов по квоте полностью за счет Советского финансирования. Проблемы проживания, стипендии, адаптации, культурно-воспитательной работы, подготовки сотрудников и преподавательского состава решались на правительственном уровне, что способствовало созданию методологической базы для дальнейшей работы с иностранными студентами [8].

В 1970-1980-е годы организация изучения русского языка сформировалась в полной мере, несмотря на небольшое число признанных Министерством подготовительных факультетов, все больше университетов открывали свои подготовительные отделения для иностранцев. Довузовское обучение способствовало не только изучению языка, но и адаптации иностранных граждан и подготавливало к дальнейшему обучению на факультетах [10]. Обучение русскому языку обрастало стандартами и методологиями организации преподавания как для слушатели подготовительного факультета, студентов, так и для аспирантов, где образовательная и воспитательная цели решаются параллельно с коммуникативной [1]. В университетах имелись свои проректора по международным связам и иностранные деканаты координирующие вопросы подготовительного факультета русского языка, проживания, визового и миграционного сопровождения. К 1990 году насчитывалось 130 тысяч иностранных студентов. Сразу после распада СССР сократилось количество студентов до 39,4 тысяч иностранце в 1992 г., но уже к 2005 году их насчитывало 82,2 тысячи. Постепенно подписывались международные соглашения между странами в сфере образования и совместной подготовке профессиональных кадров, проводились ежегодные совещания проректоров по международным связям на базе РУДН и других ведущих вузов, появлялись стандарты и критерии приглашаемых иностранных граждан на обучения, инструкции по признанию и легализации документов об образовании вузами, Министерством образования и Рособрнадзором, которые позволяли поступать на те или иные ступени обучения [3]. 

С начала 2000-х года все чаще проводятся семинары, съезды, конференции по вопросам работы с иностранными студентами, слушателями подготовительного отделения, стажерами и аспирантами в университетах, а также по вопросам признания иностранных документов об образовании для руководителей и сотрудников университетов, принимающих у себя иностранных граждан. Издаются сборники с методическими рекомендациями по приему, отбору кандидатов, методологии признания документов об образовании, что способствует обмену опытом и созданию общих правил работы с иностранными студентами. Особое внимание уделяется работе по приему иностранных граждан. Для увеличения количества абитуриентов, с начала коронавирусной инфекции COVID-2019 2020 года, Министерством образования России, РУДН, также Главэкспертцентром России ежегодно в онлайн формате проводятся вебинары для ВУЗов России по вопросам особенностей приема, признания документов об образовании, вопросам заселения, миграционным вопросам в связи с новыми образовательными и миграционными правилами, появлением новых непризнанных государств и других актуальных вопросов.  По данным Минобрнауки РФ в 2019 году в России училось 298 тысяч иностранных студентов, в 2020 году ― 315 тысяч, в 2021 году ― 324 тысячи [14]. Квота Правительства РФ в 2021/2022 году поднята до 18 тысяч бюджетных мест [4].

Результаты исследования

Проведя исследования, можно выделить основные кластеры сопровождения иностарнных студентов: миграционные вопросы (разрешение на въезд, регистрация и соблюдение миграционного законодательства, вопросы выдворения), образовательный процесс (обучение языку, профессиональных дисциплинах, практика, научная деятельность и другие), организация проживания и разрешения конфликтов, культурно-воспитательный блок.

Если до ХХ века в силу небольшого количества иностранных граждан сопровождение работы с ними не вызывало большого труда, то уже в советское время весь процесс требовал стандартизации и соответствующей методологии как бюрократического, так и культурно-образовательного аспектов пребывания.

Таким образом, проблемы сопровождения работы с иностранными студентами можно охарактеризовать следующими особенностями.

Линии прибытия.  До середины ХХ века прибывающие небольшие группы иностранных граждан были частью межгосударственных программ, во имя дипломатических отношен. С началом глобализации характер контингента стал дополняться и становится более разнообразным. Иностранные граждане могут обучаться за счет государственного направления, принимающего государства или из собственных средств. В настоящее время остались основанные в советское время программы грантов и государственных квот на обучение, а для стран СНГ возможность участвовать в конкурсе на ровне с российскими абитуриентами, это позволяет иностранным гражданам обучаться в России без оплаты обучения. Соответственно работа по отбору кандидатов на бюджетные места, а также прием на места по договору имеет свою специфику.  Особое внимание уделяется прибывшим по квоте, их цель обучения – по возвращению на родину способствовать развитию своей страны.

Дифференциальный подход в адаптации. Организационная работа с иностранными студентами требует индивидуального подхода зачастую для каждой страны отдельно. Даже страны Центральной Азии такие как близ находящиеся Таджикистан и Узбекистан не могут иметь одного представителя «землячества» из-за разницы языка, мотивов обучения, культурных особенностей. Для вновь прибывших студентов, имеющих пробелы в знании языка, требуется работа по координации с земляками, знающими язык и имеющими опыт проживания в России. В данном контексте аппарату университета требуется наличие ответственного «старшего» для каждой национальной группы. Разница в уровне владения языка, вероисповедания, уровня воспитания представителей разных стран также требует от университета гибкой организации различных мероприятий адаптации и разъяснительной работы для сотрудников и преподавательского состава [15].

Миграционный вопрос. Вопрос правого положения иностранных учащихся не стоял остро во время Царской России и Российской империи из-за отсутствия стандартов и методологий работы, а также небольшого количества прибывающих, все передвижения, разрешения на въезд записывалось на бумаге, в грамотах. Но с все увеличивающимся количеством студентов появилась необходимость в организации работы с правоохранительными органами исполнительной власти. Необходимо организовать въезд, продление миграционных документов и иные процедуры по законодательству РФ о «правовом положении иностранных граждан в РФ» [11]. Если в ХХ веке большинство направлялись для обучения и последующего возвращения на родину, зачастую для работы в государственные органы, то сейчас даже из редких стран Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока ежегодно приезжают сотни граждан на обучение, и не всегда их цель въезда совпадает с мотивами. В таких случаях организационная работа университета связана не только с контролем документов, но и законности мотивов пребывания студентов в России.

Бытовые условия. Проблема проживаниядля иностранных граждан одна из ключевых. Необходимо организация проживания в общежитиях с учетом национальных особенностей, контроль и профилактика конфликтов, организация досуга. Если до начала XXI века иностранных гражданам предоставлялись самые лучшие условия проживания, то в последнее годы второго десятилетия XXI года во многих университетах с постсоветскими общежитиями сталкиваются с разочарованием приезжающих студентов. Университету приходится в большом объеме работать с разрешением конфликтов, жалобами на условия проживания и нежелание жить с представителями других стран связанное с политическими и культурными особенностями. Также в связи с желанием студентов проживать в съемных квартирах встает вопрос с усложнившемся миграционным учетом и контролем данного вопроса.

Вопросы, связанные с политической, социальной изменчивостью мира, также требуют организации со стороны университета, а в иных случаях и решения на государственном уровне. Вывоз студентов в связи с напряжённостью между странами, пандемиями; работа по координации; психологической поддержке; связью с дипломатическими представительствами являются важной частью международной деятельности университета. 

Другие особенности сопровождения работы связанные с медицинским сопровождением, образовательном процессом, иной координации работы с Посольствами, Министерством образования РФ, Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, медицинскими, страховыми учреждениям, другими зарубежными и отечественными учреждениями/ организациями описаны в инструкциях по работе с иностранными студентами, слушателями, стажерами, аспирантами, обсуждаемых на конференциях ведущих университетов и закреплены в современной России в федеральных законах «О правовом положении иностранных граждан», и «Об образовании» и других нормативно-правовых актах, а также методологических инструкциях [11, 12].

 Выводы

Проведя историко-логический анализ системы сопровождения иностранных граждан в учреждениях высшего образования России выяснены основные изменения направлений и методологии сопровождения.  Особенности контингента иностарнных студентов в разные исторические периоды.

До ХХ века иностранных обучающихся в образовательных учреждениях России было недостаточно для создания предпосылок к формированию строгой методологии организации работы с иностранными студентами. Это были небольшие группы иностранцев, приезжающих с целью переводческой, дипломатической, богослужебными.

С началом заметного увеличения и целенаправленного направления иностранных граждан на обучение в российские образовательные учреждения высшего образования, начатого в середине ХХ века, сначала как подготовка коммунистической молодежи, которые по возвращению на родину не редко занимали важные посты в государственных органах, а затем и для дружественной подготовки кадров стран Третьего мира, развивающихся стран, началось становление особенного российского опыта работы с иностранными студентами. Постепенно появляются новые факультеты с открытыми для иностранцев специальностями, а целью обучения иностранных граждан становится профессиональная подготовка специалистов различных направлений, а также научных кадров, вносящих вклад в достижения мировой науки.

Проблемы сопровождения остаются связанными с вопросами освоения языка и коррекции специализированных дисциплин для иностранных граждан. Работа все больше требует учета особенностей граждан из различных стран, наций, культур и вероисповеданий, изменчивости мира, времени и социума. Организация образовательного процесса, адаптации, контроль за бытовыми, культурно-воспитательными вопросами реализуются с учетом стратегии принимающего государства в области экспорта высшего образования. Форматы и метрологии работы на основе совместного опыта российских университетов также продолжают совершенствоваться ввиду изменчивости политической картины мира и с развитием высшего образования в России.