Исследование развития региональной системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Котова Ольга Александровна
e-mail: olya.cotova2016@yandex.ru
Научный руководитель
Иванова Ольга Юрьевна
e-mail: trtskmius17@mail.ru
Образование является чрезвычайно сложным многомерным феноменом: это целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый в интересах личности и государства и обеспечивающий устойчивое развитие общества; это и многоуровневый, четко структурированный социальный институт, предназначенный для общественного воспроизводства, и определенный уровень компетенций; это важнейшая социальная ценность, и, что важно, образование выступает как ведущая, основная подсистема общества, где знание, трансляцией которого занимается образование, становится сегодня основным капиталом [1]. В зависимости от территориальной принадлежности в научной литературе выделяют образовательные системы различных уровней управления [2, с.80]:
— федеральную (в рамках которой действуют образовательные организации любых видов и организационно-правовых норм, находящиеся на территории страны);
— региональную (объединяет образовательные учреждения какого-либо региона и региональные органы управления образованием);
— муниципальную (объединяет образовательные учреждения, входящие в состав муниципального образования, и муниципальные органы управления образованием).
Региональная система образования – это совокупность взаимосвязанных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений и органов управления образованием, объединенных процессуально на подведомственной территории [3].
Учитывая территориальное и географическое положение региона, выполняя все предъявляемые требования еще необходимо помнить, что стоит задача сохранения самобытной культуры, традиций и обычаев коренного населения, особенно тех, кто из поколения в поколение ведет кочевой образ жизни.
Ситуация, сложившаяся в образовании Ямало-Ненецкого автономного округа сегодня, − это стабильность в работе и развитая сети образовательных организаций. Тем не менее, система образования автономного округа переживает этап серьёзных структурных и содержательных изменений в соответствии с направлениями образовательной политики России, закрепленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития автономного округа.
Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа неразрывно связано с социально-экономическими процессами, происходящими в регионе, а также с демографической ситуацией и состоянием рынка труда. Немаловажную роль в данных изменениях играет общегосударственная тенденция оптимизации образовательных организаций, в частности – их укрупнение.
В Ямало-Ненецком автономном округе это коснулось отдельных малоэффективных образовательных организаций, а также в связи с включением дошкольного образования в общую систему основного образования мелкие сельские детские сады присоединились к школам-интернатам.
Департамент образования автономного округа совместно с муниципальными властями ответственно: подходят к решению о слиянии образовательных организаций, учитывают отдаленность и труднодоступность территории, мнение жителей и иные аспекты.
Приоритетом образовательной политики соответствии с законодательством и миссией является обеспечение государственных гарантий доступности и качества образования для всех без исключения детей, проживающих в автономном округе.
В системе дошкольного образования округа функционирует 174 муниципальных детских сада, 9 негосударственных дошкольных организаций, а также 2 детских сада, созданных индивидуальными предпринимателями. Осуществляют свою деятельность 131 общеобразовательная организация (в том числе 2 негосударственные православные гимназии), 3 детских дома, 39 учреждений дополнительного образования детей. Профессиональной подготовкой заняты 8 организаций среднего профессионального образования (7 государственных профессиональных образовательных организаций: 6 колледжей, подведомственных департаменту образования автономного округа, 1 техникум, подведомственный департаменту агропромышленного комплекса и 1 частная профессиональная образовательная организация – Газпром-техникум Новый Уренгой) [4].
Кроме того, в автономном округе осуществляют образовательную деятельность 61 организация дополнительного образования детей, относящиеся к сфере физкультуры и спорта, культуры и молодежной политики.
Дошкольное образование осуществляется на базе муниципальных, негосударственных (ведомственных) и созданных индивидуальными предпринимателями дошкольных образовательных организаций, а также в общеобразовательных организациях (школа, школа-детский сад, школа-интернат).
Рисунок 1. Динамика охвата услугами дошкольного образования за период 2019-2021 гг., % [4]
В результате реализации муниципальных планов мероприятий по обеспечению населения услугами дошкольного образования в 2021 году создано 889 дополнительных мест в дошкольных группах из 817 запланированных (108,8%), из которых 589 мест для детей до 3 лет (66,3 % от числа созданных). Основными способами создания мест стали строительство новых зданий, ремонт и приспособление имеющихся помещений образовательных организаций, уплотнение дошкольных групп, открытие групп кратковременного пребывания детей (в том числе «кочевых»).
Данные меры позволили увеличить охвата детей от 0 до 7 лет различными формами дошкольного образования на 0,3% (составил 64,5% от числа детей указанного возраста, проживающих в автономном округе), сохранить нулевое значение показателя очередности среди детей 3–7 лет, желающих получить место в детском саду, и 100% доступность дошкольного образования для детей указанного возраста, сократить на 3662 человек число детей до 3 лет, состоящих на учете для зачисления в дошкольные образовательные организации и желающих получить место в 2016/17 учебном году [4].
1846 детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 447 детей-инвалидов, получают услуги дошкольного образования в группах компенсирующей, комбинированной, общеразвивающей направленности, а также в группах кратковременного пребывания, центрах игровой поддержки раннего развития детей, лекотеках (службах психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития). 42 ребенка из числа детей-инвалидов осваивают программу дошкольного образования на дому. В целом доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием (все формы) в 2016 году, составила 80% от общего числа детей указанной категории проживающих в автономном округе.
Для организации школьного обучения в 2020 — 2021 учебном году функционировали 137 образовательных учреждений, в том числе два негосударственных, в которых обучалось более 68 тыс. человек, что на 0,2 % меньше аналогичного показателя прошлого года. Темпы сокращения численности обучающихся за последние три года снизились и составляют менее 200 человек в год.
Рисунок 2. Динамика обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях за период с 2012 года по 2021 год [4]
В четырех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 362 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 145 детей-инвалидов. Для 2529 детей с ограниченными возможностями здоровья (835 детей из числа инвалидов) созданы необходимые условия для обучения на базе общеобразовательных школ.
В соответствии с Законом ЯНАО от 27.07.2013 № 55-ЗАО (ред. от 22.11.2018) предоставлено право на кочевую форму обучения на уровне начального общего образования. Это право в районе реализовано для населения через МОУ Школа Анны Неркаги. В целях обеспечения доступности получения образования детям из семей кочевников в МОУ Школа с. Аксарка, МОУ Школа с. Белоярск, МОУ Школа с. Катравож, МОУ Школа с. Харсаим, МОУ Школа-детский сад п. Щучье функционируют интернаты. В них проживает и воспитывается 532 человека. Все дети обеспечиваются питанием. Дети в интернатах размещаются по родственным признакам, разной возрастной категории.
Таблица 1. Численность обучающихся, проживающих в интернатах [4]
Муниципальные образовательные учреждения, на базе которых функционируют интернаты семейного типа Численность детей, проживающих в интернате 2016-2017 учебный год 2018-2019 учебный год 2020-2021 учебный год всего в том числе из числа КМНС всего в том числе из числа КМНС всего в том числе из числа КМНС Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Аксарка 122 122 160 160 158 158 Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Белоярск 331 331 325 325 328 328 Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Катравож 28 28 18 18 18 18 Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа — детский сад с. Харсаим 16 13 19 18 19 16 Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа — детский сад п. Щучье 24 24 11 11 9 9
Три школы (п. Харсаим, с.Аксарка и п.Харп) имеют школьные автобусы, которые позволяют обеспечить транспортную доступность образовательных услуг.
Общая успеваемость по итогам 2020-2021 учебного года составила 96,4%, что на 2,3% ниже показателя 2013-2014 учебного года. За 3 последних года произошло снижение показателя качественной успеваемости с 37% до 32,3%.
Рисунок 3 — Динамика показателей, характеризующих качество образования за период с 2016-2021 гг., % [4]
Оставлены на повторное обучение по результатам 20120-2021 учебного года 12 обучающихся (0,6% от всех учащихся), переведены условно в следующий класс с академической задолженностью 62 школьника (3%).
Рисунок 4. Показатели качества по уровням образования в 2020-2021 году, % [4]
С возрастом детей общая успеваемость падает, особенно в основном звене. В 2020-2021 учебном году были не допущены к государственной итоговой аттестации, по согласованию с родителями оставлены на повторное обучение 7 обучающихся 9-х классов (в 2019-2018 учебном году — один). На уровне среднего общего образования не допущен к государственной итоговой аттестации 1 обучающийся, и 2 десятиклассника переведены условно в 11 класс.
Заметно снизилась качественная успеваемость на уровне основного общего образования, качество в 5-9 классах почти в 1,5 раза меньше качества на уровне 1-4 классов. В 10-11 классах показатель качества в сравнении с уровнем основного общего образования вырос на 5,6%.
Рисунок 5. Качественные характеристики по уровням образования в 2020-2021 году, % [4]
На «5» окончили учебный год 77 обучающихся (3,7%), на «4» и «5» — 598 школьников (28,6%). Получили по результатам года одну «4» — 24 учащихся и одну «3» — 143 обучающихся, таким образом резерв «отличников» составил 1,1%, резерв качества — 6,8%.
Наибольшее количество окончивших учебный год на «отлично» — это обучающиеся начальных классов, почти каждый двадцатый ученик (4,9%) 2-4-х классов учится на одни пятерки.
На уровне основного общего образования количество таких детей в 1,8 раза меньше, при этом самый большой процент обучающихся с одной «4», что указывает на потерю мотивации к успешному обучению по мере взросления детей, на несоответствие методов и форм обучения, используемых в 5-9 классах, возрастным и личностным особенностям детей.
Большой резерв для повышения показателей качества имеется на уровне начального общего и основного общего образования: 7,9% и 6,7% соответственно обучающихся, завершивших учебный год с одной «3».
В 2019-2021 учебном году функционирование и развитие муниципальной системы образования Ямало-ненецкого автономного округа обеспечивали 573 педагогических работника (в том числе 17 руководителей и 42 заместителя руководителей, 223 учителя, 80 воспитателей дошкольных образовательных организаций, 211 иных педагогических работников) [4].
На протяжении трех лет изменился качественный состав педагогических работников начальных классов: увеличилась доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет.
За три года произошло снижение доли учителей начальных классов с высшим образованием (на 7%), таким образом увеличилась доля учителей начальных классов со средним профессиональным образованием, что может являться одной из причин недостаточного качества в 1-4 классах.
Стабильно невысоким остается число учителей начальных классов, имеющих высшую квалификационную категорию. Отмечен незначительный рост числа учителей начальных классов, имеющих первую квалификационную категорию, большинство учителей начальных классов предпочитают проходить процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности.
Анализ возрастного состава учителей 5-11 классов показал, что снижается численность молодых специалистов в образовательных учреждениях района. За 3 года произошло снижение доли учителей в возрасте до 30 лет (на 4%). Произошло увеличение доли учителей в возрасте от 30 до 50 лет (на 4%). Практически неизменной остается доля учителей старше 50 лет.
Среди учителей 5-11 классов идет рост числа учителей, прошедших аттестацию на высшую квалификационную категорию (рост на 11%). Положительная динамика числа учителей, прошедших аттестацию на первую квалификационную категорию (рост на 8%).
Рисунок 6. Квалификационные категории учителей – предметников, в % к общему числу учителей [4]
Вместе с тем, снижается доля учителей, имеющих высшее профессиональное образование, работающих в 5-11 классах, что также может оказать влияние на качество знаний обучающихся.
Рисунок 7. Образовательный ценз учителей – предметников, в % к общему числу учителей [4]
В целях повышения профессиональной компетентности педагогических работников в ЯНАО утвержден перспективный план курсовой переподготовки на 2022-2024 годы, с учетом индивидуальных потребностей педагогов разработан план повышения квалификации педагогических работников на 2022 год.
Повышение квалификации педагогических работников осуществляется как в очном, так и в дистанционном режимах. В образовательных организациях были разработаны, утверждены и используются формы технического задания на повышение квалификации, персонифицированные программы повышения квалификации, индивидуальные карты саморазвития педагогов.
В 2021 году апробирована новая форма повышения квалификации педагогических работников: 3 учителя английского языка получили статус тренеров-преподавателей, которыми в 2021 году было организовано повышение квалификации 15 учителей английского языка общеобразовательных организаций. Аналогичная форма повышения квалификации реализуется с 2020 года учителями немецкого языка.
В ноябре 2021 года завершена работа по прохождению курсовой подготовки по ФГОС дошкольного образования педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций. На 01.01.2021 года 100% педагогов дошкольных образовательных организаций имеют курсовую подготовку по ФГОС.
Таким образом, существует проблема дефицита квалифицированных кадров для образовательных организаций Ямало-ненецкого автономного округа.
В последние годы автономным округом успешно реализовалась политика по ликвидации очередности в детских садах. По итогам 2021 года в автономном округе достигнута 100% доступность дошкольного образования (в России – 98,1%). Потребность в местах, высокие доходы в автономном округе, наличие только 1 частного детского сада создают условия для развития на территории частных учреждений.
В ямальских дошкольных учреждениях реализуется инклюзивная политика, в рамках которой удалось увеличить количество специальных (коррекционных) групп, создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в 33 (20%) дошкольных организациях, также открыть специализированные центры, помогающие безболезненно проходить этап социализации.
Автономным округом ведется активная политика по созданию общеразвивающих «кочевых» групп дошкольного образования для детей из числа КМНС, ведущих кочующий образ жизни.
В общеобразовательную сеть региона входят 130 организаций (в их числе 5 гимназий, 7 школ с углублённым изучением различных предметов, 1 лицей, 1 кадетская школа, 2 негосударственные православные гимназии в городах Ноябрьске и Новом Уренгое).
Доля школ, в которых созданы условия, соответствующие требованиям федерального стандарта, составляет 98%. Все ямальские школы имеют широкополосный доступ к Интернету, беспроводную сеть Wi-Fi на начальной ступени обучения, внедрена автоматизированная система «Сетевой город. Образование». Обеспеченность компьютерами в школах ЯНАО превышает российский уровень более чем в 5 раз (738 ед. на 1 тыс. школьников против 138 в России).
Автономный округ входит в пятерку лидеров по использованию цифровых образовательных платформ. По итогам оценки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ЯНАО вошел в число регионов-лидеров по применяемым механизмам управления качеством образования.
Полученная оценка стала возможной в том числе за счет взаимодействия с компаниями, действующими на территории автономного округа. В рамках взаимоотношений реализуются образовательные проекты, в школах автономного округа работают 120 корпоративных классов, в которых обучается более 2 тыс. школьников. Особенностями организации учебного процесса корпоративных классов и групп являются: непосредственное участие предприятия-партнера в образовательных и иных мероприятиях, выезд учеников на объекты предприятия, организация практики, стажировок во время обучения в вузе, последующее трудоустройство (возможность целевого заказа).
Для обучающихся 10-11 классов реализуются индивидуальные учебные планы. Большинство образовательных организаций автономного округа (65%, что больше, чем в среднем по России (33%)) имеют высокий индекс олимпиадной активности учащихся и показывают высокие результаты исследования.
В 2021 г. уровень освоения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обязательным учебным предметам составил: по математике – 99,94%, по русскому языку – 99,99%.
В автономном округе реализована политика повышения доступности образования: в 32 (23%) образовательных организациях создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями (в России – 75%). Услуги дополнительного образования предоставляются в 138 дошкольных образовательных организациях, 34 организациях дополнительного образования, в более 110 общеобразовательных организациях. Наблюдается увеличение охвата приоритетными направлениями дополнительного образования – естественнонаучным и техническим – 20%.
В Приложении Б представим данные по количеству образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования в Уральском федеральном округе.
По данным таблицы можно сказать, что среди всех регионов УФО в ЯНАО самое низкое количество образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Всего образовательных организаций на 2020/2021 учебный год по региону составляло, из них 7 организаций являются государственными и 1 организация является частной. Если сравнивать эти показатели с 2018/2019 учебным годом, то можно говорить, что данный показатель сократился на одно учебное заведение.
В таблице рассмотрим данные по количеству филиалов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования в 2020/2021 учебном году
Таблица 2 — Число образовательных организаций высшего образования и научных организаций
Филиалы профессиональных образовательных организаций | Государственные и муниципальные | частные | Филиалы образовательных организаций высшего образования | государственные | частные | |
Ямало – ненецкий автономный округ | 5 | 5 | — | 2 | 2 | — |
В 2021 году в ЯНАО осуществляли образовательную деятельность 5 филиалов профессиональных образовательных организаций, являющихся государственными учреждениями. Также на территории округа работают 2 государственных филиала образовательных организаций высшего образования.
Можно сделать вывод, что система профессионального образования автономного округа обладает специфическими характеристиками. Особенности, присущие данному региону страны, определяются монопрофильностью экономического развития, суровостью природно-климатических условий, спецификой территориального расселения, высоким уровнем материальных доходов. Практически каждый десятый житель округа является представителем коренных малочисленных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, коми, селькупы). Большинство из них ведут традиционный образ жизни.
В рейтинге ТОП-10 средних профессиональных образовательных учреждений ЯНАО первое место занимает Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж». Колледж является государственным учреждением. Подготавливает специалистов по 168 специальностям различного направления на базе 9 классов. Обучение в данном образовательном учреждении предоставляется на бесплатной основе. Форма обучения в данном учреждении очная.
На втором месте находится Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа Муравленковский многопрофильный колледж, который также является государственным учреждением и подготавливает специалистов по 81 специальностям разного направления.
На третьем месте находится Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямальский полярный агроэкономический техникум.
Все учреждения среднего специального образования в ЯНАО предоставляют выпускникам качественное образование.
Ежегодно до 65% выпускников трудоустраиваются по профилю обучения (Россия – до 62%). Высокий процент трудоустройства выпускников по специальности достигается за счет взаимодействия с ключевыми работодателями по вопросам подготовки кадров, в том числе в рамках реализуемого проекта «Рабочие кадры для Арктики», где студенты проходят обучение в корпоративно-ресурсных центрах (взаимодействие колледжей в г. Муравленко и АО «Газпромнефть, в г. Тарко-Сале и ООО «НОВАТЭК Таркосаленефтегаз») [4].
Для развития профессионального образования и внедрения лучших мировых практик и профессиональных стандартов с 2015 г. автономный округ принимает постоянное участие в чемпионатах Worldskills.
Регион приступил к проработке вопроса подготовки специалистов для нужд Российских железных дорог, что связано с реализаций на территории крупных инфраструктурных проектов (СШХ, СШХ-2) и возрастающей, в связи с этим, потребностью в кадрах соответствующего профиля.
В 2020–2021 учебном году образовательная подготовка в СПО ЯНАО ведется по очной форме обучения по программам среднего профессионального образования по 4 программам по подготовке специалистов среднего звена, 1 программа по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и 1 профессия по подготовке рабочих по адаптированным программам для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В таблице 3 представим показатели студентов СПО, обучающихся за счет бюджета и на платной основе в ЯНАО.
Таблица 3. Показатели студентов СПО, обучающихся за счет бюджета и на платной основе [4]
Показатель Курс Количество студентов Всего В том числе За счет бюджетных средств За счет собственных средств Подготовка специалистов среднего звена 1 390 350 40 2 280 250 30 3 260 230 30 4 235 215 20 Всего 1165 1045 120 Подготовка квалифицированных рабочих и служащих 1 240 240 — 2 200 200 — Всего 440 440 —
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что большая часть студентов СПО ЯНАО обучается на бюджетной основе и только 10% студентов проходят обучение за счет собственных средств.
Рисунок 8. Результаты промежуточной аттестации по дисциплинам общеобразовательного цикла 2020-2021 учебный год, % [4]
В 2020-2021 учебном году промежуточную аттестацию по дисциплинам общеобразовательного и профессионального циклов прошли 1395 студентов. Общая успеваемость по средним профессиональным образовательным учреждениям составила 100 %, качественная успеваемость – 42,3 %.
Рисунок 9. Качественный состав выпускников за период 2019-2021 гг., % [4]
Результаты мониторинга качественной успеваемости выпускников по получаемым профессиям за 2019-2021 года свидетельствуют о повышении качественной подготовки выпускников.
В июне 2021 года прошла государственная итоговая аттестация выпускников по программе подготовки специалистов среднего звена.
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников отражены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты государственной итоговой аттестации выпускников
Показатели | Количество человек | Удельный вес, % |
Допущены к ГИА | 180 | 100% |
Прошли ГИА | 180 | 100% |
— отлично | 120 | 67% |
— хорошо | 30% | 16,5% |
— удовлетворительно | 30% | 16,5% |
Средний балл | 4,5 |
Можно сказать, что общая успеваемость выпускников средних профессиональных образовательных учреждений составляет 100 %, качественная успеваемость – 83,3 %.
Одной из главных задач модернизации системы среднего профессионального образования является качественная подготовка будущих рабочих и специалистов, обладающих знаниями и компетенциями в применении прогрессивных технологий. Экономика предъявляет высокие требования к качеству подготовки. Материально-техническая база учреждения профессионального образования должна соответствовать современному уровню развития производства. Учебный процесс в филиалах СПО ЯНАО ведется в учебных кабинетах и учебных мастерских.
В филиалах образовательных учреждений предусмотрен набор помещений для организации питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Библиотечный фонд насчитывает более 7 500 экземпляров. Источники учебной информации учитывают перспективы развития профессиональной сферы и соответствуют по своему содержанию полному перечню предметов реализуемой профессиональной образовательной программы.
Педагогический коллектив филиалов СПО, решая проблему использования современных образовательных технологий в целях совершенствования профессиональной компетентности будущих специалистов, ставит своей задачей внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения и контроля, что позволяет формировать у студентов устойчивую систему знаний.
Этому способствуют факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда преподавателей, а также на эффективность обучения студентов.
Все направления образовательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях ЯНАО полностью обеспечены штатными единицами. Всего в филиалах трудится 510 человек. Общий состав педагогов 50%, совместители – 3%, в декретном отпуске – 7% педагогов. Средний возраст педагогов составляет 40 лет ,что говорит о его мобильности.
Рисунок 10. Динамика педагогов по стажу работы в СПО, % [4]
Педагогический стаж менее двух лет имеют 15,3 % педагогов, от 2-х до 5 лет – 15,3 % педагогов, от 5 до 10 лет – 15,3 % педагогов, от 10 до 20 лет – 30,7 % педагогов, свыше 20 лет – 23 % педагога.
По стажу работы коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов.
Рисунок 11. Структура преподавательского состава, % [4]
Доля преподавателей, работающих на штатной основе, составляет 57%, мастера производственного обучения – 15%, прочие педагогические работники –15%. Общая укомплектованность штатов филиалов профессиональных учреждения составляет 100%.
Структура расходов бюджета Ямало-ненецкого автономного округа отражает его социальную направленность. Доля исполнения расходов на социальную сферу составляет 71,2 % от общего исполнения бюджета в 2021 году. Основная доля исполнения приходится на образование 47,4 %, социальную политику 15,6 %, культуру 7,1 %, спорт 1,1 % .
Рисунок 12. Основные направления расходования бюджетных средств, в % к общему объему бюджета ЯНАО [4]
При финансировании казенных учреждений образования финансовые органы перечисляют средства на распорядительный счет Управления образованием, которое является главным распорядителем бюджетных средств. Управление образования распределяет средства между учреждениями образования в соответствии со статьями экономической классификации, распределяя суммы финансирования конкретных образовательных учреждений с учетом их заявок.
Образовательные организации Ямало-ненецкого автономного округа были переведены на нормативное подушевое финансирование.
Таблица 5. Расходы муниципального бюджета на общее образование в расчете на 1 обучающегося, тысяч рублей [4]
Показатели 2019 2020 2021 Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях тыс. руб. 342,10 341,40 341,40 Объем кассовых расходов бюджета муниципального образования на общее образование (подраздел 0702 «Общее образование») тыс. руб. 562 841 562 Среднегодовая численность учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений Чел. 2460 2465 2465
Основным источником финансирования образовательных учреждений по-прежнему остаются бюджетные ассигнования (регионального и местного бюджетов), рассчитанные на основе установленного норматива — стоимости обучения (содержания) одного обучающегося (воспитанника) в год по каждому типу, виду образовательного учреждения.
Бюджет образовательных учреждений ЯНАО по сравнению с 2020 годом увеличился в 2021 году на 52161 тысяч рублей.
Таблица 6. Объемы финансирования муниципальных образовательных учреждений [4]
Наименование учреждения Всего за 2020 год Региональные Муниципальные Всего за 2021 год Региональные Муниципальные Дошкольные учреждения 271392,70 101590,58 169802,12 296458,47 117060,47 179398,00 Общеобразовательные учреждения 995972,11 708568,20 287080,91 1023736,76 701088,53 322648,23 Учреждения дополнительного образования 38409,56 2366,00 36043,56 37795,00 1690,00 36105,00
На стоимость содержания 1 ученика больше влияют не количество обучающихся в организации, а имеющиеся условия обучения (капитальное/ деревянное здание, его размер и износ, затраты на коммунальные расходы, эффективность экономии воды, электроэнергии и другие факторы).
В течение 2021 г. образовательными организациями были предоставлены платные услуги населению на сумму 1953455,33 рублей. Родителями внесена родительская плата за присмотр и уход за детьми в детском саду на общую сумму 11556647,25 рублей [4].
В 2021 г. по подпрограмме «Модернизация системы образования» Государственной программы ЯНАО «Развитие образования» было выделено 3149 тыс. рублей.
Предусмотренные средства направлены на реализацию следующих мероприятий:
— осуществление мероприятий по созданию в образовательных организациях безбарьерной среды;
— ресурсная поддержка образовательных организаций дополнительного образования детей для создания комфортных условий для обучения и воспитания.
Согласно Реестру контрактов, заключенных заказчиками, путем проведения аукционов и котировок за период 2019-2021 годы образовательными учреждениями ЯНАО было заключено более 180 контрактов.
С 2021 года началась работа по проведению закупок конкурсными методами, что позволило обеспечить прозрачность приобретений, экономить финансовые средства, приобретать современное учебное оборудование высокого качества.
Таким образом, система образования ЯНАО конкурентоспособна, развивается динамично, по ряду показателей опережая среднероссийский уровень: по качеству образовательной инфраструктуры, по обеспеченности компьютерами, эффективности оценки качества образования, по среднедушевым расходам бюджета на сферу образования.
На сегодняшний день в системе образования ЯНАО, кроме перечисленных проблем существуют еще немаловажные проблемы, к ним относятся [5]:
— кадровые проблемы: 49% педагогов имеют стаж более 20 лет, 28% педагогов достигли пенсионного возраста, 4% молодых специалистов со стажем работы до 3 лет. Несоответствие существующей системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников задачам инновационной модели дошкольного образования;
— отсутствие системы выявления и поддержки одаренных детей на основе межведомственного взаимодействия;
— отсутствие условий для обеспечения доступного качественного образования детям из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— недостаточная эффективность системы образования в духовно – нравственном и патриотическом воспитании детей, развитии социальной и культурной компетентности личности, формировании человека и гражданина;
— отсутствие единой региональной информационной системы с инфраструктурой, обеспечивающей эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании, в том числе дистанционного обучения;
— неэффективность механизмов внедрения региональной системы оценки качества дошкольного образования;
— несоответствие форм и способов управления дошкольной образовательной организацией требованиям современного менеджмента;
— обеспечение функционирования образовательных организаций в правовом поле.
Для решения выявленных проблем, необходимо определить стратегические ориентиры развития дошкольного образования, разработать и внедрить проекты региональной системы дошкольного образования, а именно:
— создание комфортных условий для воспитания и обучения: оснащение учебным оборудованием;
— достижение нового образовательного результата: внедрение образовательных программ; развитие экспериментальных и инновационных площадок и проектов; поддержка образовательных учреждений, внедряющих образовательные программы нового поколения ФГОС; содействие созданию новых учреждений, реализующих программы духовно-нравственного и этнокультурного направления (кочевой детский сад);
— поддержка талантливых детей: организация компетентностных олимпиад, внедрение системы дистанционного обучения;
— создание единого информационного пространства автономного округа на основе ИКТ: осуществление мероприятий по развитию дистанционных форм обучения для детей с ограниченными возможностями; обеспечение дошкольных образовательных организаций современными образовательными программами в форме электронных образовательных ресурсов;
— содействие развитию профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров: разработка и внедрение контрольно-измерительных материалов по оценке профессиональной компетентности педагогических работников;
— развитие новых форм повышения квалификации: разработка и внедрение проектных форм, создание условий для их функционирования;
— завершение перехода на нормативное финансирование в сфере образования: доработка методики новой системы оплаты труда для повышения статуса педагога в современном обществе и улучшения качества образовательных услуг;
— создание условий для перехода муниципальных дошкольных образовательных организаций в новые организационно- правовые формы;
— создание регионального центра оценки качества образования; организация и проведение мониторинга (уровень сформированности компетенций выпускников: коммуникативные качества, деятельностные качества, общечеловеческие ценности);
— повышение эффективности управления в системе образования.
Доступность и качество образовательных услуг различаются по муниципальным образованиям ЯНАО. Имеется дефицит общеобразовательных организаций в г. Салехарде, г. Муравленко, г. Губкинском, г. Новом Уренгое, г. Лабытнанги, Красноселькупском, Пуровском, Тазовском, Шурышкарском и Ямальском районах. Доля учеников, занимающихся во вторую смену, высока в г. Губкинском (38%), г. Новый Уренгое, г. Ноябрьске, Тазовском и Ямальском районах. Наиболее благоприятная ситуация в г. Лабытнанги (доля учеников, занимающихся во вторую смену, – 3%), г. Муравленко (3%), Шурышкарском (2%), Красноселькупском (6%) и Надымском (0%) районах. Инфраструктура дополнительного образования во многих муниципальных образованиях не соответствует современным требованиям. Здания организаций дополнительного образования имеют длительный срок эксплуатации, расположены в приспособленных деревянных помещениях, не располагают достаточным количеством площадей [4].
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в регионе стабильно высока и в среднем по автономному округу составляет около 90%. Тем не менее, около 10% от общего количества общеобразовательных организаций региона требуют проведения капитального ремонта.
Система общего образования ЯНАО испытывает потребность в строительстве новых образовательных объектов, в том числе в связи с наличием зданий в деревянном исполнении.
Существенным фактором, ограничивающим возможности по подготовке кадров, является отсутствие на территории автономного округа высшего учебного заведения. Следствием отсутствия вузов является то, что в округе нет собственной академической науки, что вызывает сложности в выполнении задач, поставленных Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти региона перед профессиональным образованием.
В частности, малоэффективными в научно-методическом плане становятся действующие на территории округа научно-образовательные комплексы, сложно выполнить стратегические задачи по профессиональному самоопределению обучающихся основной школы и профподготовке обучающихся колледжей [4].
Однако названные трудности и дефициты системы образования при оперативном реагировании управляющей системы и поддержке исполнительной и законодательной властей автономного округа становятся сильной стороной: мы приближаем большую академическую науку, Агентство стратегических инициатив постоянным взаимодействием путем заключения договоров о сотрудничестве, приглашения ученых для проведения консультаций, семинаров, деловых игр, находим экспертов и консультантов, которые дают независимую оценку системе образования, либо курируют масштабные проекты.
В результате территорию ЯНАО ежегодно покидает более 3 тыс. выпускников, что усложняет решение вопроса существующего дефицита кадров.
К основным факторам развития системы-образования Ямало-ненецкого автономного округа можно отнести [4]:
− лидирующие позиции системы образования Ямала в стране;
− качественная образовательная инфраструктура при сохранении территориального дисбаланса в доступности и качестве образовательных услуг;
− дефицит квалифицированных педагогических кадров;
− отсутствие полноценных организаций высшего образования (есть только филиалы);
− усиливающееся взаимодействие органов власти и предприятий по вопросам подготовки кадров.
К основным рискам относятся:
− наличие объектов образования, которые не в полной мере соответствуют современным требованиям (к архитектурному облику, цифровой инфраструктуре, условиям обучения);
− несоответствие кадрового потенциала системы образования новым требованиям (компетенции в информационно-коммуникационных технологиях, сетевое взаимодействие, индивидуальный подход, инклюзия и т.д.);
− подготовка кадров, не востребованных на рынке труда.
Таким образом, сохраняется ряд проблем, которые необходимо решить: наличие зданий в деревянном исполнении; наличие дисбаланса в качестве и доступности образовательных услуг в селе и городе; дефицит педагогических кадров при высокой нагрузке (превышающей норматив на 60%) и квалифицированных специалистов для работы с одаренными детьми и детьми с особыми потребностями (ОВЗ); недостаточность созданных площадок взаимодействия колледжей и предприятий для повышения качества подготовки выпускников.
Понравилась статья? Читай больше в нашем архиве