История англосаксонской правовой семьи

Гайсаров Рустем Ильгамович
rgaysarov95@mail.ru

Англосаксонская правовая семья является одной из распространенных в мире. В настоящее время англосаксонская правовая семья охватывает такие страны как Великобритания (Англия и Уэльс), Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также ряд других стран [8, с. 1].

Становление и развитие англосаксонской правовой семьи связано со многими историческими, географическими, экономическими и политическими факторами. Огромное влияние на распространение англосаксонского права оказала колониальная экспансия Британской империи, одновременно сопровождавшийся и экспансией правовой [2, с. 262]. Правовая экспансия и рецепция является односторонним актом. Однако, если рецепция — это акт добровольного заимствования права, то правовая экспансия — акт навязывания, осуществляемый вопреки воле реципиента [10, с. 1335].

Следует отметить, что данную правовую семью в академических кругах часто называют семьей общего права. Доказательством в пользу этого является ряд факторов:

1) само англосаксонское право — это исторический этап в становлении англосаконских государств, а также период подготовки становления общего права. Из-за этого употребление термина «англосаксонский» для обозначения английского или американского права кажется архаичными и встречает порицание среди специалистов в области общего права Англии;

2) термин «общее право» отражает полное представление о странах, пользующихся правом, зародившимся в Англии. Необходимо подчеркнуть, что само английское право не является общим правом Соединенного Королевства, так как сфера его применения в строгом смысле применимо только в Англии и Уэльсе [4, с. 55], но именно изучение английского права важно для формирования представления об общем праве.

В научной литературе обычно выделяют четыре основных периода. Первый период (до 1066 г.) -англосаксонский, период формирования предпосылок создания общего права. Второй период (1066-1485 гг.) -период становления и утверждения общего права, который начался с завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем до окончания Войны Алой и Белой розы. Третий период (1485-1832 гг.) — характеризуется соперничеством и одновременно «сотрудничеством» с правом справедливости. Четвертый период (1832 — по настоящее время) — существование общего права вместе с статутным правом и их взаимоотношения в политических, правовых и общественных отношениях.

Англосаксонский период (до 1066 г.) [6, с. 1]. Данный отрезок времени характеризуется многочисленными обычаями и законами варварских германских племен (англов, саксов, ютов), проживавших в то время на территории Англии. Общего права в это время не существовало, вместо этого местные жители пользовались не связанными между собой локальными обычаями.

Огромное влияние на формирование общего права оказало принятие Англией христианства в 696 году и постепенным превращением королевской власти в «высший источник правосудия». Постепенное принятие королевских законов способствовало переходу от родоплеменного строя к феодальному государству. Королевский двор стал центром управления всей страной, возникли предпосылки для создания общего права, однако это не произошло вплоть до нормандского завоевания 1066 года [9, с. 141].

Становление общего права (1066-1485 гг.) [6, с. 2]. Считается, что семья общего права начала формироваться после нормандского завоевания Англии в 1066 году, но черты общего права складывались постепенно. До 1066 года существовали Суд графства (собрание свободных людей) и его подразделение — Суд Сотни, но после завоевания эти суды были заменены на суды феодальной юрисдикции (баронские и манорские суды), которые судили также на основе обычного права сугубо локального характера [1, с. 17]. Кроме них, существовал Королевский Суд, решавший дела, связанных с нарушениями общественного порядка, а также при невозможности разрешения дела в феодальных судах. Поначалу, круг дел, решавшийся этим органом был ограничен. Суд Королевской скамьи рассматривал дела и вопросы, затрагивающие интересы государства, а делами частных лиц о земельной собственности и недвижимости входили в компетенцию Суда общих тяжб. Суд Казначейства рассматривал дела непосредственно связанных с королевскими налогами и финансами. В практике этих судов (в дальнейшем получивших название Вестминстерских по месту своих заседаний) постепенно начало складываться общее право, то есть право, общее для всех подданных короны. Все остальные дела, не входящие в компетенцию королевских судов, могли рассматриваться местными судами общины (как правило, на основе норм общего права); судами феодалов (баронов) и церковными судами (на основе канонического права).

В дальнейшем королевские судьи успешно расширяли свою юрисдикцию. С одной стороны, этому способствовали английские монархи, которые хотели увеличить свою власть в стране посредством усиления судебной власти (за рассмотрение дел казна получала огромный доход). С другой стороны, частные лица сами часто обращались к королевским судьям, признавая их верховенство, так как именно королевские суды могли обязать ответчика явиться в суд и обязать подданных принять присягу. Это, в свою очередь, позволило несколько изменить систему судопроизводства и привлечь для рассмотрения дел присяжных заседателей, хорошо знавших местные обычаи, что также помогало судьям принимать справедливые решения (с точки зрения устоявшихся локальным норм). С целью обеспечения единообразия судебной практики королевские суды приходят к выводу, что средством ее обеспечения должен стать «прецедент», то есть решение, вынесенное ранее судом по аналогичному делу. Со временем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам, а судебная практика (прецедент) взяла вверх над правовым обычаем.

Общее право и право справедливости (1485-1831 гг.) [6, с. 4]. С дальнейшим развитием общее право превращается в правовую систему всей Англии. Но строгий формализм и невозможность в ряде случаев добиться судебной защиты приводят к тому, что большинство людей начинает вновь обращаться за «милостью и справедливостью» к королю (отсюда и возникло название этого права), поскольку он мог выносить решения лично, несмотря на то, что в прошлом передавал часть своих полномочий королевским судам. Вскоре эти решения и стали основанием нового свода судебных решений. С возрастанием подобных обращений право выдавать эти решения было поручено лорду-канцлеру, который считался «проводником королевской совести». Датой основания Суда Канцлера считается 1474, когда канцлер впервые получил право самостоятельно осуществлять правосудие от имени короля, однако «… почти все нормы права справедливости были созданы в период между 1529 г. (окончание срока канцлерства Уолси) и 1827 г. (окончание срока канцлерства Илдоуна)» [11, с. 101]. Основными инструментами в канцлерском суде для защиты прав подданных стали судебные запреты и приказы ответчикам явиться в суд.

Судебные запреты в основном воспрепятствовали совершению несправедливых действий, например, исполнению несправедливых решений королевских судов. Их выполнение гарантировалось санкциями — вплоть до тюремного заключения. Постепенно выдаваемые канцлером решения стали играть роль поправок к общему праву. Естественно, с течением времени, под его юрисдикцию стали попадать все большее количество дел, ранее относившихся к компетенции судов общего права. Отличало деятельность канцлера еще большая гибкость и меньший формализм, что впоследствии привело к конфликту с королевскими судами. Королевские суды, увидев, что утрачивают власть, серьезно ограничивают деятельность канцлерского суда. Это удалось благодаря тому факту, что решения канцлерского суда не исполнялись напрямую, а только с помощью королевских судов, которые в случае неповиновения ордеру предписывали наложить секвестр на имущество нарушителя или арестовать его. А с наступлением конфликта королевские суды заявили, что «они будут считать действовавшим в условиях законной обороны того, кто воспротивился этим мерам, даже если он убьет чиновника, на которого канцлер возложил исполнение» [7, с. 252]. Сопротивление судей было учтено, и в итоге был достигнут компромисс: сохранилось равновесие между судами общего права и канцлерским судом. Так, дела, которые лорд-канцлер успел рассмотреть в рамках своего производства оставались подведомственными ему. А те дела, которые он пересмотреть не успел, продолжали рассматривать королевские суды на основе своих прецедентов. Кроме того, лорд-канцлер также допускал обжалование решений своего суда в Палате лордов, а суды общего права допускали вмешательство канцлера, если основанием для этого являлся прецедент.

Четвертый период (1832 года — по настоящее время). В XIX веке начинается новая череда перемен в английском праве. Отправной правой считается 1832 год [6, с. 5]. Именно в эти времена происходит усиление демократических идей в быстро меняющемся обществе. На развитие английского права начинают действовать три аспекта:

1) письменное право, которое становится важной составляющей английского права;

2) изменение процессуальных институтов и судоустройства, которое следует за потребностями нового общества;

3) изменения, которые являются следствием вступления Великобритании в Европейский союз, а затем и выход из него (Brexit).

В Великобритании, являющейся конституционной монархией, королева представляет корону (и является главой государства), а исполнительная власть находится в руках премьер-министра. Парламент Великобритании, состоящий из Палаты общин и Палаты лордов, осуществляет законодательную власть.

Поначалу все законы, принятые общим голосованием в парламенте, играли ключевую роль, но из-за своего механизма претворения в жизнь не являлись в представлении британских юристов сводом правовых постановлений. В XIX-XX вв. парламентом было принято много законов, и за писаным правом стали видеть основу модернизации права. Одни законы закрепляли судебные решения, делая их более понятными, другие реформировали традиционные институты для большей их привязки к жизненным реалиям. Роль законодательства возросла, но оно не вступает в конфликт в систему права, наоборот гармонично дополняет ее. Британские нормативные акты составляются, ориентируясь на последующее включение в правовую систему, основу которой составляют судебные решения.

Суды также подверглись изменениям. Реформа 1873-1875 гг. объединила суды общего права и справедливости, учредив Высокий суд [6, с. 5].

На современном этапе английское право подверглось значительному влиянию после вступления Великобритании в Европейский союз. С момента вступления Акта о Европейских сообществах 1972 года, в силу Великобритания как полномочный член Европейского союза интегрировало большинство норм европейского права в свое законодательство [5, с. 42], а Палатой лордов было установлено, что в случае, когда закон противоречит нормативным правовым актам Евросоюза, суды вправе отказаться от его применения [3, с. 221].

Другим важным дополнением к британскому законодательству стали нормативные правовые акты так называемого конституционного права Евросоюза, а именно Римский договор, учредивший Евратом и ЕЭС, и Маастрихский договор, учредивший Европейский союз. Оба эти акта целиком интегрированы в британское право, что само по себе является явлением неординарным.

Выход же Великобритании из Европейского союза обозначает для английского общего права новые перспективы развития. Но нормативные правовые основы Брэкзита (Brexit) находятся в стадии разработки, и оценивать его перспективы его реализации является преждевременным.

Интересуешься юриспруденцией? Читай больше исследований в этой области по ссылке