Индивидуальное предпринимательство в российской экономике
Григоренко Глеб Александрович
gleb_grig@bk.ru
Андрюшкин Александр Геннадьевич
Таранов Андрей Андреевич
Введение
Локомотивом, движущей силой развития экономики государства является малый бизнес, целью которого изначально является именно рост, масштабирование, повышение собственной эффективности, внедрение инноваций для выживания в агрессивной рыночной среде. Эта природная функция малых бизнесов объективно обуславливает с одной стороны — особую наиважнейшую роль малого бизнеса, а с другой – вызывает необходимость бережного и воспитательного взаимодействия с ним государства, которое должно осознавать значение этого взаимовыгодного сосуществования.
Объектом исследования является одна из правовых форм ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации – «Индивидуальный предприниматель» (далее по тексту – «ИП»).
Предметом исследования выступает система отношений, связанная с индивидуальным предпринимательством.
Цель работы – исследовать правовые основы идивидуального предпринимательства, на статистических данных показать масштабы в настоящее время и динамику показателей деятельности в ретроспективе, а также продемонстрировать конкретный пример бизнес-плана индивидуального предпринимателя.
Выполненные в ходе работе задачи:
— на основе нормативных документов рассмотрены правовые аспекты индивидуального предпринимательства;
— проанализированы данные статистики;
— выявлены проблемы ИП на современном этапе и предложены механизмы их возможного решения.
О методологии индивидуальной деятельности в своих работах писали многие отечественные ученые – экономисты и цивилисты как Кузьмина Е. Е., Морозов Г. Б., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н., Никитина Н. Ю., Корунов С. М., Яшин А. А., Опарин И. Д., Ершова И.В., Яхьяева Б. Н., Омариева К.А. и другие. Но, несмотря на широко освещенную теоретическую базу, на практике всегда довольно сложно осуществлять реальную предпринимательскую деятельность, которая всегда связана с личностью предпринимателя и огромным количеством внешних объективных обстоятельств.
Первая глава работы посвящена теоретическому рассмотрению ведения индивидуальной предпринимательской деятельности. В ней указываются основные нормативные документы, регламентирующие работу, рассматривается взаимосвязи с другими экономическими субъектами и государством,
Во второй главе проведен анализ деятельности индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации, изучена статистика показателей работы за период 2016-2022 годы.
Третья глава посвящена рассмотрению современных проблем деятельности индивидуальных предпринимателей и путей их решения.
В заключении представлены основные выводы по результатам исследования.
Теоретические основы
В Российской Федерации ИП определяется как субъект предпринимательской деятельности, физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность на свой риск без образования юридического лица [1]. В отличие от организационно-правовой формы как общества с ограниченной ответственностью, где участники отвечают по своим обязательствам в пределах своей доли в уставном капитале этого общества, ИП отвечают по своим обязательствам личным имуществом [2], что можно отнести к недостатку этой формы ведения предпринимательской деятельности, но одновременно и к фактору повышения ответственности ИП за порядочность осуществления деятельности, качество производимых работ и продукции.
Условия и требования для применения УСН для ИП закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ. Власти субъектов Федерации могут вводить льготы для упрощенцев. Многие регионы воспользовались этой возможностью поддержки предпринимателей и снижают ставки единого налога по УСН. Однако в 2021 и 2022 годах Краснодарский край не снижал федеральные ставки 6% с Доходов и 15% с Доходы-Расходы.
Поддержка региональных властей в настоящее время – налоговые каникулы. Это период, когда плательщики налога на УСН работают по нулевой ставке, то есть временно освобождаются от его уплаты. Период отсрочки уплаты — два года. Однако временная ставка в 0 % доступна не всем, освобождение получают индивидуальные предприниматели при соблюдении конкретных условий, которые определены п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ [3].
Для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП), в том числе закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями [4], предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Законодательством предусмотрены условия преимущественного права выкупа, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного и муниципального имущества, как включенного в перечни имущества, так и не включенного в перечни.
В соответствии с Положением утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 июня 2012 г. № 710, на условиях предоставления и размере 300 тыс.руб. гражданам предоставляется финансовая помощь (субсидия из средств краевого бюджета Краснодарского края) при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Также государственная социальная помощь в виде субсидии 250 тыс.руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства гражданам предоставляется на основании социального контракта. Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального контракта утвержден приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 17 февраля 2014 г. № 78 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта»[5]. Заявителями на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, место жительства которых находится на территории Краснодарского края, среднемесячный доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума семьи, одиноко проживающего гражданина, установленного на дату обращения в Краснодарском крае, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации [10].
Центр поддержки предпринимательства [12], краевые фонды микрофинансирования [13], развития бизнеса, промышленности [14], инноваций предоставляют программы консультативно-методологической поддержки, льготного кредитования, гранты.
Теоретическая часть исследования – анализ статистики по индивидуальным предпринимателям
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ количество индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.04.2022г. составило 3 632 152 единиц [8]. Интересна динамика этого показателя, отраженная в таблице 1, так как он является одним из индикаторов предпринимательской активности российского общества.
Таблица 1. Количество индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
Показатель / Период | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Количество индивидуальных предпринимателей в РФ, ед. | 3 046 252 | 3 208 380 | 3 341 668 | 3 406 927 | 3 339 592 | 3 538 023 | 3 632 152 |
Темп прироста количества ИП в РФ, % | базовый | 5,3 | 4,2 | 2,0 | -2,0 | 5,9 | 2,7 |
Темп прироста количества ИП нарастающим итогом, % | базовый | 5,3 | 9,7 | 11,8 | 9,6 | 16,1 | 19,2 |
Cредний темп прироста количества ИП за 6 лет, % | 3,21 |
Динамика количества ИП за период 2016-2022 годы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика количества индивидуальных предпринимателей РФ
Устойчивый рост количества ИП в России демонстрирует не только повышение деловой активности, но и динамику повышения общего культурного и образовательного уровня в основном городского населения. Она не высокая, темп в среднем составил всего чуть более 3%, но стабильная. Тенденция была прервана во время пандемии коронавируса в 2020 году резким сокращением деятельности, обусловленное санитарными ограничениями.
Интерес представляет также качественный анализ доли количества ИП в количестве трудоспособного населения России [9], приведенного в таблице 2.
Таблица 2.Доля количества ИП в количестве трудоспособного населения РФ
Показатель / Период | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Количество трудоспособного населения РФ, чел. | 84 199 | 83 224 | 82 264 | 81 362 | 82 678 | 81 881 | 83 231 |
Доля ИП в количестве трудоспособного населения РФ, % | 3,6 | 3,9 | 4,1 | 4,2 | 4,0 | 4,3 | 4,4 |
Темп прироста доли, % | базовый | 6,6 | 5,4 | 3,1 | -3,5 | 7,0 | 1,0 |
Темп прироста доли нарастающим итогом, % | базовый | 6,6 | 12,3 | 15,7 | 11,6 | 19,4 | 20,6 |
Cредний темп прироста доли за 6 лет, % | 3,44 |
Рисунок 2. Динамика доли количества ИП в количестве трудоспособного населения РФ
Графики показывают соответствие изменения абсолютного количества ИП за последние 6 лет и изменения доли ИП в общем количестве трудоспособного населения. Это является подтверждением того, что причиной роста является не увеличение количества трудоспособного населения, которое сокращается, а именно рост деловой активности населения. Этот показатель – деловая активность, как и прочие качественные показатели развития общества, такие как уровень образования и образованности, уровень культуры, уровень социальной защищенности, степень удовлетворенности уровнем жизни, является важнейшим для государства индикатором политического и экономического курса. Абсолютно все граждане в конечном итоге оказываются заинтересованы в его повышении наибольшими темпами. И наоборот – низкий темп увеличения деловой активности свидетельствует об отсталости государства и неадекватности политического курса, несовершенства системы управления государством.
Трудно переоценить роль индивидуального предпринимательства в развитии экономики государства. ИП зачастую является первой ступенью, первым опытом для человека в его деятельности как субъекта рыночной экономики [6]. Некоторые функции ИП представлены на рисунке 3
.
Рисунок 3. Социально-экономические функции индивидуального предпринимательства
Основное преимущество индивидуального предпринимательства во многом заключается не в экономической, а, что не менее важно, в социальной ценности. Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства, наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами [7]. Занятие бизнесом дает гражданам – индивидуальным предпринимателям возможность изменить свое отношение к труду, ощутить прямую взаимосвязь между своими трудовыми затратами и получаемыми от них доходами, творчески реализоваться. В дальнейшем именно эти люди, получив опыт и почувствовав уверенность и потребность в росте, становятся собственниками успешных компаний, их руководителями.
Практическая часть исследования – анализ проблем деятельности индивидуальных предпринимателей и пути их решения
Бизнес без вложений не вырастает за один день, и не только финансовых, но и физических, моральных. Основная проблема на начальном этапе для многих — это высокое налогообложение и неналоговые платежи. С ними сталкивается почти 71% опрашиваемых предпринимателей. Другие типичные и актуальные проблемы, с которыми встречаются предприниматели всех частей России:
— отсутствие экономической стабильности;
— высокое административное давление государственных структур и незащищенность от произвола отдельных чиновников;
— нехватка различных видов ресурсов, в том числе финансовых;
— высокая ставка кредитования и сложный доступ к кредитным ресурсам;
— недоработки в налоговом законодательстве;
— отсутствует материально-ресурсного обеспечения на местном уровне;
— высокая ставка единого социального налога;
— длительность и сложность оформления разрешительной документации;
— неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
— высокая конкуренция с теневым сектором;
— нехватка квалифицированных кадров.
На сегодня предпринимательская деятельность – это скорее выживание, чем развитие. Чем сложнее бизнес, тем сложнее справится со снижением спроса, налоговой нагрузкой и административным давлением, вызванным чрезмерным государственным регулированием.
13 апреля 2020 года, аспирант РАНХиГС Данил Махницкий создал интерактивную карту «Бизнес терпит бедствие». На сайте biz-alert.ru появилась возможность любому предпринимателю отметить свое предприятие на карте и написать, какие проблемы оно сейчас испытывает. Так же там помещена ссылка на петицию об обнулении налогов для малых и средних предприятий на полгода. На текущи й момент на сайте зарегистрировано 3537 ИП и предприятий МСП, терпящих сложности с развитием, 27518 человек под угрозой увольнения. За счет проекта удалось показать масштаб сложившейся ситуации, обратить внимание властей на проблему утраты малого, и среднего бизнеса, а также добиться послаблений от части налогов на три месяца карантинных мер.
Бизнес стали чаще проверять государственные органы. О таких проверках говорят 35% представителей малого бизнеса и 40% среднего.
Полное отсутствие долгов для многих предпринимателей является невыполнимым условием. Важнейшая проблема для развития ИП — труднодоступность кредитования, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов, прочих займов. Банки не идут на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих успешного опыта, а также достаточного уровня обеспеченности. Получить кредит как ИП довольно сложно, особенно если ты начинающий предприниматель с невысокой выручкой, чтобы получить кредит и затем выплачивать его, сначала нужно, чтобы восстановился спрос.
Предложения
Решить проблему возможно активнее используя механизмы кредитования с компенсацией части процентной ставки из бюджета или фондов развития малого бизнеса. При этом рассмотрение заявок предпринимателей должно быть максимально клиентоориентированным, доступным.
Возможно, также расширять использование венчурного, т.е. рискованного финансирования за счет специально созданных инвестиционных венчурных фондов.
Таким образом, развитие индивидуального предпринимательства в России возможно только при всесторонней общественной и государственной поддержке.
Заключение
В современных рыночных условиях индивидуальное предпринимательство является хоть и не единственной, но одной из самых популярных форм начала бизнес-деятельности граждан, способом и средством проявления деловой активности.
Несмотря на имеющуюся финансовую и методологическую поддержку государства в форме субсидий на открытие собственного дела, информирование и консультирование различных фондов, индивидуальному предпринимателю в нашей стране все еще очень сложно вести деятельность. На практике оказывается, что бюрократически-административное, нормативно-ограничительное его воздействие посредством огромного количества различных госструктур гораздо сильнее. В результате, на сегодня мы имеем не удовлетворительный темп роста ИП в России.
Меры поддержки малого предпринимательства в России нуждаются в пересмотре и значительных доработках по следующим направлениям:
— усовершенствование системы налогообложения;
-эффективность государственной, региональной и муниципальной поддержки индивидуального предпринимательства;
— реализация специальных программ по субсидированию предпринимателей;
— поддержка в предоставлении ресурсов для ведения производственной и агропромышленной деятельности [11]
Особое значение имеет популяризация и повышение эффективности работы Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», которая занимается антикоррупционной, анти-рейдерской защитой, проводит исследования и законодательные инициативы для улучшения бизнес-климата для малого предпринимательства. Санкции вернули интерес государства к сектору МСП и его деятельности. Сегодня у власти, госзаказчиков и рынка в целом появилась насущная потребность в эффективной работе малого бизнеса России.