ОТЛИЧИЯ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ФОРМ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРЫ: ПАТРОНАЖ, МЕЦЕНАТСТВО, СПОНСОРСТВО, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Маланина Дарья Владимировна
micheletto.korella@yandex.ru

Основы культурной политики закрепляют важность развития культурной жизни для роста качества жизни, динамичного развития субъектов Российской Федерации и единства культурного пространства и государственного единства России в целом. Инфраструктуру культурной сферы составляют учреждения культуры, большинство из которых на данный момент существуют за счет государственного или муниципального финансирования, (субъекты культурной деятельности на частном финансировании являются, скорее, исключением из правил, как, например, частный музей с богатейшей коллекцией предметов современного искусства «Эрарта»), однако оно зачастую оказывается недостаточным для выполнения уставных функций учреждений и совершенствования их деятельности, особенно в условиях жесткой конкуренции не

только с прямыми конкурентами, но и косвенными в лице организаций досуговой сферы. Следовательно, для учреждений культуры крайне актуальной является проблема привлечения ресурсов из внешних источников.

Существует ряд технологий, посредством применения которых можно удовлетворить данную потребность: фандрайзинговые технологии, а также технологии поддержки культуры — благотворительность, спонсорство, меценатство и патронаж. Однако, несмотря на то, что данные технологии широко применяются и, как правило, освещены в учебной литературе по арт-менеджменту, существует проблема интерпретации данных понятий (в особенности патронажа и меценатства) как синонимов, что является ошибкой. Следовательно, целью данной статьи является разграничение этих понятий и выявления особенностей и функций каждого из них.

Меценатство — вид добровольной безвозмездной помощи деятелям культуры, культурным учреждениям и акциям со стороны богатых и влиятельных покровителей (само слово «меценатство» переводится с латинского как «богатый покровитель» и происходит от имени древнеримского политического деятеля Мецената Кай Цилия). Оно избирательно и являет собой определенный заказ и социальный контроль со стороны части потребителей. Мотивы меценатства носят духовный характер.

Меценат — это физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее средства (финансовые, материально-технические) для сохранения и развития культурного достояния страны. Он является субъектом меценатства.

Объект меценатства — физические объекты культурного наследия, учреждения культуры, мероприятия, на которые направлена финансовая или материально-техническая поддержка. Получатели меценатской поддержки — физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и развитием культурного достояния страны, на средства, обеспечиваемые меценатом.

В Европе меценатство получило развитие и распространение достаточно рано (о чем свидетельствует само происхождение слова «меценат»), однако в России развитие меценатства началось только в XVIII веке, а расцвет его произошел в середине XIX века.

Меценатство выполняет ряд функций, которые касаются как субъекта, так и объекта меценатства, а

именно:

1. Филантропическая функция (от греч. рЫ1ео — люблю и anthropos — человек) означает, что меценатство является способом реализации филантропических устремлений мецената, основан исключительно на духовных мотивах и не ориентирован на получение финансовой выгоды;

2. Культуро-созидательная функция, заключающая в себе благотворное влияние меценатства на сферу культуры: сохранение и реставрация объектов культурного наследия, способствование созиданию таких объектов;

3. Функция социального заказа: меценат оказывает влияние на деятельность учреждения культуры или творца, пользующегося расположением мецената;

4. Имиджевая функция: социально активный человек, который демонстрирует обеспокоенность развитием культурной сферы, вызывает симпатию, доверие и уважение у потенциальных бизнес-партнеров и клиентов.

5. Материально-обеспечивающая функция: усилиями мецената улучшается материально-техническая база учреждения (меценат предоставляет финансовые средства, которые используются с целью улучшения материально-технической базы, или непосредственно материально-технические объекты, необходимые учреждению);

Спонсорство — взаимовыгодное сотрудничество, фактически реализация совместного проекта или программы. Спонсор — физическое или юридическое лицо, которое выдвигает или гарантирует предложение,

выступает в качестве поручителя, устроителя, финансирует какое-либо мероприятие и рекламирует при его проведении свою продукцию. Спонсорские отношения оформляются договором, в основе которого лежит типовой договор о совместной деятельности, в котором указываются взаимные права и обязательства сторон. Спонсорская поддержка оказывается не структурам (организациям, учреждениям), а конкретным проектам и программам в виде целевых субсидий или переводов средств, оплаты счетов, передачи материальных ценностей, оборудования, инструментов или в виде организационной поддержки.

Функции спонсорства кардинально отличаются от функций всех остальных понятий, которые анализируются в данном исследовании:

1. PR-функция схожа с имиджевой и в то же время в корне от нее отличается, поскольку в списке функций спонсорства отсутствует филантропическая функция. Это означает, что спонсор выбирает объект спонсорства осознанно, исходя из соображений выгоды, в том числе выгоды, касающейся построения того или иного имиджа и связи в сознании потенциального потребителя с теми или иными образами;

2. Функция взаимной рекламы: спонсор и объект спонсорства обоюдно рекламируют друг друга;

3. Функция совместного проектирования означает, что если меценат и патрон могут лишь косвенно влиять на деятельность опекаемого субъекта культурной деятельности (благотворитель лишен даже этого), то спонсор, напротив, обладает большими полномочиями в данном аспекте и реализует вместе с объектом спонсорства некий определенный проект;

4. Материально-обеспечивающая функция.

Благотворительность — проявление филантропии, не предполагающее каких-либо финансовых и любых других обязательств со стороны получателей благотворительной поддержки. Благотворительность демонстрирует акт свободной воли. Она оформляется как акт дарения посредством дарственной, перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей с баланса на баланс. Благотворительную поддержку могут оказывать не только физические лица, но и благотворительные фонды — организации, создающиеся для финансирования некоммерческого сектора.

Функции благотворительности шире, чем функции всех остальных понятий данного исследования, но здесь приводятся лишь те, которые касаются непосредственно сферы культуры:

1. Филантропическая функция;

2. Интегрирующая: благотворительность способствует интеграции в сферу культуры социально незащищенных элементов, таких как люди с инвалидностью, дети из неблагополучных семей, дети-сироты и другие.

3. Материально-обеспечивающая функция;

4. Культурно-сохранная функция, заключающаяся в сохранении усилиями субъектов благотворительности (благотворительных фондов, физических и юридических лиц) видов искусства и направлений культурной деятельности, находящихся на грани исчезновения.

Патронаж — это финансовое и организационное покровительство, оказываемое учреждениям, организациям культуры или физическим лицам на стабильной и долговременной основе. Патронаж может оформляться долговременным договором или, в случае, если патрон входит в число соучредителей учреждения культуры, организационными документами. Пример: широко распространенное в зарубежном музейном деле «членство» (membership), создание попечительских советов, члены которых имеют закрепленное (и ограниченное) договором право влиять на деятельность патронируемой организации (в зависимости от объемов предоставляемой ими поддержки). Другой формой патронажа является создание фондов поддержки

патронируемой структуры. В правление таких фондов, как правило, входят представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.

Функции патронажа близки к функциям меценатства, однако, как было сказано выше, патронаж реализуется не только в форме материально-технической и финансовой, но и в форме организационной поддержки, что иллюстрируется одной из его функций:

1. Филантропическая функция;

2. Культуро-созидательная функция;

3. Функция социального заказа;

4. Имиджевая функция;

5. Функция поддержки и содействия деятельности учреждения культуры/патронируемого творца (организационная поддержка, вспомогательно-коммуникативная поддержка, поддержка в планировании).

Таблица 1 суммирует вышеизложенные данные в целях более наглядной демонстрации различий между данными понятиями.

Таблица 1 Отличия понятий «спонсорство», «меценатство», «благотворительность» и «патронаж»

Таблица 2 наглядно демонстрирует сходства и различия понятий в аспекте функционирования.

Итак, по крайней мере, три из четырех рассматриваемых в данном исследовании понятий действительно очень схожи между собой. Меценатство, патронаж и благотворительность различаются лишь в некоторых нюансах, связанных с организацией данной деятельности по покровительству и поддержке культурной сферы: так, например, патронаж подразумевает более организационную поддержку, а меценатство — финансовую и материально-техническую; патронаж стабилен и постоянен, когда как меценат оказывает разовую, нестабильную поддержку. Эти понятия также очень схожи в аспекте функций и различаются лишь формой поддержки: патронажу свойственна в большей степени организационная, а меценатству — материально-техническая и финансовая.

Благотворительность также имеет некоторое сходство с данными понятиями, однако она акцентирует внимание на социальном аспекте: если меценат и патрон оказывают безвозмездную поддержку субъектам культурной деятельности, основываясь на своих вкусах (функция социального заказа демонстрирует это), то благотворитель основывается на социальных нуждах. Патрон и меценат могут не оказать поддержку субъекту культурной деятельности, даже если тот нуждается в ней, потому что не испытывают симпатии к производимому им арт-продукту, когда как благотворитель ставит чужие нужды выше своих предпочтений, то есть, в случае благотворительности намного ярче выражена филантропическая функция.

Полной противоположностью благотворительности, патронажа и меценатства по своим целевым ориентациям является спонсорство: ориентация на финансовую прибыль и осознанное выстраивание своего имиджа, использование спонсируемого объекта как площадки для рекламирования спонсора — это показывает, что данная технология является яркой иллюстрацией действия рыночных механизмов, и основной задачей спонсора является получение выгоды для своей фирмы, компании или организации, а не удовлетворение филантропических устремлений или духовных мотивов.

Таким образом, несмотря на внешние сходства, данные понятия различны между собой в аспекте функционирования и содержательного наполнения.

Интересное исследование? Больше статей в нашем архиве