Анализ показателей социально-экономического развития города Томска

Жданова Александра Андреевна

В соответствии с Конституцией РФ [1] и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [2] сформулированы основные принципы местного самоуправления. Более того, в условиях современности, которые в первую очередь связаны с последствиями пандемии, антироссийскими санкциями и проводимой спецоперацией на Украине, произошли кардинальные изменения в управлении социально-экономическим развитием. Однако приоритетными направлениями развития также остаются улучшение качества и уровня жизни населения.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований понимается как контролируемый процесс преобразований в различных его сферах жизни, который направлен на достижение конкретного уровня развития социальной и экономической сфер на их территории с наименьшим ущербом природным ресурсам и максимальным удовлетворением потребностей населения и интересов государства. В этом направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, издаются муниципальные подзаконные акты, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципальных образований, заключаются государственные и муниципальные контракты и прочее [3].

Структура социально-экономического развития муниципального образования включает несколько разделов:

  • стартовые условия и анализ исходной социально-экономической ситуации;
  • приоритеты и стратегические цели социально-экономического развития;
  • главные направления реализации стратегических целей;
  • подпрограммы социально-экономического развития;
  • механизмы реализации программ и подпрограмм [4].

Томск – региональный центр в восточной части Западной Сибири, крупный кластер передовых технологических разработок, промышленных инноваций, сосредоточение науки и культуры, расположен в регионе с резко континентальным климатом.

Демографическая проблема очень болезненна для Томска. Основной прирост – это не рождаемость, а миграция жителей из других сибирских городов региона, как правило, на учебу. Поэтому летом, когда студенты разъезжаются, Томск выглядит заброшенным.

В результате наблюдается прирост населения, хотя и небольшой. Но внутренние факторы роста удручают: 97 разводов на 100 браков. Это связано из-за плохих социально-экономических условий, когда семьи не могут вынести финансовых проблем.

На данный момент численность населения города Томска составляет 556,5 тысяч человек и плотность населения равна 2004,5 чел./км^2. От общей численности населения женщины составляют 52,4%, а мужчины – 47,6%.

Томск можно смело назвать российским городом: 91% от общей численности населения составляют русские. Остальные 9% занимают такие народы, как татары, украинцы, немцы, чуваши, белорусы, башкиры и азербайджанцы.

Средний возраст городских жителей составляет 36 лет (для сравнения, в России 38), 17,6% городского населения составляют несовершеннолетние, 16,5% — люди старше трудоспособного населения, и 65,9% имеют право на работу. Исходя из вышеприведенных статистических данных, город Томск называют городом студентов и молодежи [5].

Рассмотрим основные демографические показатели города Томска, от которых зависят многие сферы жизни населения. Данные показатели представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Демографические показатели города Томск за 2017-2021 гг. [6]

Показатель20172018201920202021
Численность населения, тыс.чел.572,74574575,35576,62568,5
Естественный прирост (убыль), тыс.чел.-0,98-0,19-0,06+0,38+0,67
Миграционный прирост (убыль), тыс.чел.+4,4+1,45+1,41+0,89-7,45

Таблица 2.2 – Показатели рождаемости/смертность Томска за 2017-2021 гг. [6]

ГодВсегоНа 1 000 чел. Населения
родившихсяумершихестественный прирост (убыль)родившихсяумершихестественный прирост (убыль)
20179 07410 050-97611,312,5-1,2
20189 3209 513-19311,711,9-0,2
20199 0689 125-5711,511,5-0,07
20209 2408 862+37811,811,3+0,5
20219 2108 536+67411,911+0,9

На основании таблицы 2 видно, что до 2020 года в Томске наблюдалась естественная убыль населения, с тенденцией к снижению. Начиная с 2020 года наблюдается естественный прирост.

Рассмотрена динамика численности экономически активного населения и уровень общей безработицы в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Показатели занятости и безработицы Томска за 2017-2021 гг. [6]

ГодЭкономически активное население, тыс.чел.Занятые, тыс.чел.Безработные, тыс.чел.Уровень общей безработицы, %
2017493,7456,737,17,5
2018488,2446,441,88,6
2019471,3430,740,68,6
2020470,9434,636,37,7
2021467,6433,833,77,2

Уровень безработицы в Томске начал снижаться с 2020 года. При этом наблюдается снижение численности экономически активного и занятого населения за весь анализируемый период, вероятно связанное с оттоком населения из региона.

В таблице 2.6 рассмотрены доходы и среднемесячная заработная плата, денежные расходы и сбережения.

Таблица 2.6 –Показатели доходов/расходов населения Томска за 2017-2021 гг. [6]

Показатели20172018201920202021
Среднедушевые денежные доходы населения, руб./мес22 333,124 046,525 303,528 932,532 912,2
Среднемесячная номинальная начисленная з/п, руб./мес.26 591,729 307,832 341,636 187,940 225,1
Денежные расходы и сбережения, млн.руб.215 110,3229 958,3240 184,1272 257,3306 371,4

В таблице 2.8 рассмотрены показатель среднего размера пенсий Томска.

Таблица 2.8 – Основные показатели пенсионного обеспечения в Томске за 2017-2021 гг. [6]

Показатели20172018201920202021
Численность пенсионеров, тыс.чел.247,6248,8248,6242,7241,6
Средний размер пенсий, руб.12 65513 15013 71314 04614 060

Число пенсионеров растет до 2019 года, затем происходит снижение. Средний размер пенсий увеличился в 1,1 раза, что связано с увеличением номинальных доходов населения в целом и их индексацией.

Культура и образование оценивается по количественным характеристикам — количество учреждений культуры и образования, число изданий и прочее. В таблице 2.9 и 2.10 рассмотрены показатели культурно-образовательной сферы Томска за 2017-2021 годы.

Таблица 2.9 – Основные показатели культуры в Томске за 2017-2021 гг., ед. [6]

Показатели20172018201920202021
Число учреждений культурно-досугового типа9892907776
Число общедоступных библиотек8074716789
Число профессиональных театров33333
Число музеев1312121212
Число киноустановок1412141515
Число изданий книг и брошюр169831458476
Число изданий журналов713161217
Число изданий газет76566

В культуре наблюдается сокращение учреждений культурно-досугового типа, но наблюдается рост числа изданий газет и журналов, число общедоступных библиотек.

Таблица 2.10 – Основные показатели образования в муниципальном образовании «Город Томск» за 2017-2021 гг., ед. [6]

Показатели20172018201920202021
Частные учреждения по подготовке специалистов среднего звена11111
Частные учреждения высшего образования22222
Профессиональные образовательные учреждения подготовки квалифицированных рабочих, служащих15131255
Подготовка кадров высшей квалификации55555
Организации дополнительного образования детей по видам образовательной деятельности7878766963
Дошкольные образовательные учреждения312311310312307
Государственные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена1515152320
Государственные образовательные организации высшего образования22222
Государственные и муниципальные общеобразовательные организации222201189183178

В образовании наблюдается как сокращение, так и рост в различных направлениях. В дошкольном образовании наблюдается сокращение числа образовательных организаций. В среднем образовании – рост государственных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, но также наблюдается уменьшение профессиональных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих. В высшем образовании все осталось без изменений по числу организаций, осуществляющих подготовку кадров.

Индекс потребительских цен отражает инфляционные изменения в потребительской корзине населения (таблиц 2.11).

Таблица 2.11 – Индекс потребительских цен в городе Томске за 2017-2021 гг. [6]

Показатели20172018201920202021
Индекс потребительских цен (%)102,3100,36103,5104,1115,3

Индекс потребительских цен с 2018 года имел тенденцию к увеличению. В целом за анализируемый период показатель увеличился в 1,13 раза.

Таблица 2.12 – Валовый региональный продукт в городе Томске за 2017-2021гг. [6]

ГодВаловый региональный продукт, млн.руб.Численность населения,Валовый региональный продукт на душу населения, тыс.руб.
2017445 795,1756,5589,29
2018482 500753,6640,26
2019616 909748,1824,63
2020790 450737,61071,65
2021790 500733,21078,15

Демографическая ситуация в январе-ноябре 2022 года в Томске характеризовалась процессом естественной убыли (на 1366 человек) и миграционной убыли (на 5318 человек) населения. Численность населения за январь-ноябрь уменьшилась на 6684 человек в сравнении с началом года и составила 584844 человек.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях за январь-ноябрь 2022 года увеличилась на 14,9% к аналогичному периоду 2021 года и составила 65 926,3 рубля. Рост реальной заработной платы составил 0,5%. На 01.01.2023 задолженность организаций по заработной плате отсутствовала.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2022 года составила 1 568 человек, что на 748 человек меньше, чем по состоянию на конец декабря 2021 года. Уровень безработицы в декабре 2022 года составил 0,6% от численности рабочей силы.

Основываясь на социально-экономических показателях, можно сделать выводы: при расчете высокого качества управления экономикой и финансовых результатов администрация Томска должна предоставлять прогнозы и проект бюджета на следующий финансовый год и плановый период в строгом соответствии со стратегией развития города, социальным развитием.

Для этого необходимо:

  • обновление и проработка основных документов по опережающему развитию города: стратегии развития города Томска до 2030 года и среднесрочной программы социально-экономического развития Томска;
  • необходимо разработать бюджетную стратегию города Томска, установить специфику бюджетной политики при различных вариантах экономического развития и максимальный объем бюджетных ассигнований по основным направлениям расходов;
  • разбивка целей, синхронизация и соответствие решениям и управлению бюджетом органами управления Томска;
  • повысить качество планирования и реализацию прогноза.

По базовому варианту долгосрочного прогноза в 2025 году объем инвестиций в основной капитал организаций района, по оценке, возрастет к уровню 2021 года на 13,8% и составит 2 792 миллиона рублей, в том числе, по деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» – 1 619,4 миллиона рублей, по деятельности «Добыча полезных ископаемых» – 33,3 миллиона рублей, по деятельности «Обрабатывающие производства» – 388,3 миллиона рублей и по деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 457 миллиона рублей Предполагается, что совокупность внешних факторов, негативно влияющих на российскую экономику, продолжит действовать, но их отрицательное воздействие существенно ослабнет, в связи с чем инвестиционная активность в экономике района стабилизируется.

Темпы роста оборота розничной торговли в долгосрочной перспективе до 2025 года, по оценке, составят по консервативному варианту долгосрочного прогноза в диапазоне 100,6-107,2%, по базовому варианту – 104-106%, по целевому варианту – 104,5-106,1%.

В сравнении с планируемой среднесписочной численностью работников предприятий (организаций) по итогам 2021 года данный показатель к концу 2025 года увеличится на 1,5 тысячи человек (или на 11,3%) по консервативному варианту долгосрочного прогноза, на 2,1 тысячи человек (или на 15,8%) и на 2,4 тысячи человек (или на 18%) согласно базовому и целевому вариантам долгосрочного прогноза соответственно.

К 2025 году удельный вес учащихся, занимающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования (в % к общему числу обучающихся в этих учреждениях) (на начало года) по консервативному варианту прогноза снизится и составит 84,9%, по базовому и целевому варианту долгосрочного прогноза значение показателя к 2021 году вырастет до 100% и сохранится до 2025 года.

Улучшение качества жизни населения – главная цель любого общества. Целенаправленные действия со стороны государства необходимы для улучшения благосостояния населения, поддержки семьи, материнства и детства, укрепления здоровья населения, его уровня образования, возрождения нравственности и духовности. Только одним интегральным показателем успеха такого курса является улучшение качества жизни населения.