Анализ динамики и структуры внешнего долга государственного сектора РФ

Вырезуб Денис Владимирович
e-mail: den.vyrezub@mail.ru

Научный руководитель
Сорокина Светлана Владимировна

Наличие государственного долга приемлемо как для экономически развитых стран, так и для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Актуальность темы обусловлена наличием государственного долга во всех странах мира и тенденцией к увеличению его размера, что может привести к долговому кризису.

Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранения противоречия между растущими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, составляющих государственный бюджет. В результате государство вынуждено занимать деньги у различных организаций, как иностранных, так и субъектов международного права.

Из-за хронического дефицита государственных бюджетов развивающиеся страны страдают от нехватки ресурсов для поддержания нормального уровня жизни своих граждан и обеспечения их обороноспособности. Чаще всего приходится прибегать к займам, в результате чего возникает внешний долг, который окажет влияние на будущее экономическое развитие, от которого зависит жизнь будущих поколений. Внешний долг играет важную и многогранную роль в макроэкономической системе страны. Это связано с тем, что долговые отношения, их обслуживание и погашение оказывают существенное влияние на состояние государственных финансов, денежное обращение, инвестиционный климат, структуру потребления и развитие международного сотрудничества.

Большие долги могут создать очень реальные проблемы. Внешний долг не является «долгом самим себе», и фактическая выплата процентов и основной суммы долга по этому долгу требует передачи части реального продукта одной страны другим странам.

Внешний долг — это сумма долгов, возникающих в результате иностранных займов, номинированных в иностранной валюте. Внешняя задолженность включает задолженность перед странами, международными организациями и другими субъектами в соответствии с международным правом.

Однако в то же время сбалансированность государственного бюджета во многом напрямую зависит от цен на топливно-энергетические продукты, которые в настоящее время нестабильны. Ожидание возможного резкого падения цен на энергоносители обостряет стратегическую задачу повышения экономической безопасности страны, на которую также влияет качество управления государственным долгом в России.

Бюджетный кодекс Российской Федерации включает в объём внешнего долга:

— номинальную сумма задолженности по обязательствам по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

— обязательства в иностранной валюте;

— сумму основного долга по кредитам, которые Россия привлекает с обязательствами, выраженными в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты, полученные под государственные гарантии;

— сумму обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте.

Государственный долг имеет как отрицательные, так и положительные стороны. В условиях стабильной экономической конъюнктуры заимствование может быть использовано для развития инновационного потенциала государства, увеличения его производственной базы, привлечения дополнительных финансовых ресурсов в экономику и непосредственно в ее реальный сектор. Даже в неблагоприятной экономической ситуации дополнительные средства могут служить стимулом для ее стабилизации и стимулирования экономической активности.

В последнее время Россия попала под давление санкций и сумела адаптироваться к низким ценам на нефть. Поэтому иностранные займы в настоящее время являются не столько потребностью в средствах, сколько попыткой поддерживать контакт с международным рынком капитала. Такая государственная политика также может частично помочь частным российским компаниям, ищущим финансирование из-за рубежа. Кроме того, эти компании, как правило, повышают к себе доверие международных инвесторов.

В таблице 1 представлен внешний долг РФ государственного сектора за 2018-2021 гг.

Таблица 1. Внешний долг РФ государственного сектора за 2018-2021 гг.

ГодОбъем государственного внешнего долга РФ, млн. долл. СШАУдельный вес гос. гарантий в общей сумме долга, %Абсолютное отклонение (+;-) (цепное)Темп роста (цепной), %Прирост (снижение), % (цепной)
всегов т.ч. гос. гарантии РФ в иностранной валюте
201849 156,5011 567,423,53
201954 848,3013 252,824,165 691,8111,5811,58
202056 702,9017 596,631,031 854,6103,383,38
202159 702,0018 839,731,562 999,1105,295,29

Анализ внешнего долга государственного сектора за 2018-2021 гг. приводит нас к выводу, что его размер растет вместе со стоимостью его крупнейшего компонента — внешних долговых ценных бумаг. Другой важной составляющей внешнего долга Российской Федерации является объем государственных гарантий, предоставляемых Российской Федерацией. Этот показатель следует той же тенденции к росту, но значительно ниже, чем долг России по иностранным облигациям. Анализируя полученные данные, отметим, что причиной увеличения совокупного внешнего долга Российской Федерации государственного сектора является покупка государственных ценных бумаг нерезидентами. С 2018 года внешний долг страны государственного сектора увеличился на 11,58% в 2019 году, на 3,38% в 2020 году по сравнению с уровнем 2019 года, на 5,29% в 2021 году по сравнению с уровнем 2020 года. Это увеличение может привести к негативным последствиям в будущем. Постепенное сокращение внешнего долга государственного сектора может значительно повысить стабильность российской экономики.

По данным Минфина РФ о внешнем долге гос. сектора можно сделать вывод, что за 2011-2022 годы в целом он увеличился в 1,4942 раза, на 49,42% (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика внешнего долга государственного сектора РФ

На рисунке 1 представлена динамика внешнего долга государственного сектора Российской Федерации в 2011-2022 гг. Минимальное значение внешнего суверенного долга Российской Федерации за этот период составляет 35 801,4 млн долларов на 01.01.2012 года. Максимальное значение внешнего государственного долга Российской Федерации наблюдается на 01.01.2022 года и составляет 59 702,0 млн долларов США. Внешний долг государственного сектора Российской Федерации резко увеличился с 35 801,4 млн долларов США до 50 769,2 млн долларов США, а затем колебался на стабильном уровне 50–60 млрд долларов США.

Давайте проанализируем структуру внешнего долга государственного сектора Российской Федерации. Данные о структуре внешнего долга государственного сектора Российской Федерации представлены в таблице 2.

Таблица 2. Структура внешнего долга государственного сектора РФ 2014-2021 гг.

Категория долга20212020  201920162014
Гос. внешний долг РФ (вкл. обязат. бывшего СССР, принятые РФ)59 702,056 702,949 156,551 211,854 355,4
Задолж. перед офиц. кредиторами – чл. Парижского клуба46,1
Задолж. перед офиц. 2-сторонними кредиторами — не чл. Парижского клуба279,6349,5489,4629,3886,5
Задолж. перед офиц. 2- сторонними кредиторами — быв. странами СЭВ399,9866,5
Коммерч. задолж. бывшего СССР
Задолж. перед МФО
Задолж. перед офиц.                                многосторонними кредиторами1 494,9473,8508,7822,11172,1
Задолж. по ВОЗ39 066,038 257,736 568,037 607,039 275,3
Задолж. по ОВГВЗ2,72,73,45,5
Прочая задолж.21,822,620,319,620,2
Гос. гарантии РФ в ин. валюте18 839,717 596,611 567,411 730,512 083,2

Наибольшую долю в структуре внешнего долга гос. сектора Российской Федерации в 2014-2021 годах занимал внешний долг по облигациям, за ним государственные гарантии Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте. К 2017 году долги перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба — были полностью погашены. К 2019 году задолженность перед официальными двусторонними кредиторами, бывшими странами СЭВ, была погашена. К 2015 году существующие торговые долги СССР и долги перед международными финансовыми институтами были полностью погашены. С 2015 г. структура государственного внешнего долга Российской Федерации пополнилась такими компонентами, как задолженность перед многосторонними официальными кредиторами и прочая задолженность.

Давайте подробнее рассмотрим структуру внешнего долга государственного сектора РФ по состоянию на 01.01.2022 (рис.2).

Рисунок 2. Процентное соотношение различных категорий внешнего долга государственного сектора РФ по состоянию на 01.01.2022

Можно сделать следующие выводы:

1. На 01.01.2022 г. внешний государственный долг Российской Федерации не включает долг перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, долг перед официальными двусторонними кредиторами — странами бывшего СССР, торговый долг бывшего СССР, долг перед международными финансовыми организациями.

2. Долг по ВОЗ составляет 65,43% от общего объема внешнего государственного долга Российской Федерации, а государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте – 31,56%. Это указывает на то, что эти две категории внешнего государственного долга Российской Федерации играют важную роль в его структуре, а это означает, что в настоящее время они оказывают большее влияние на величину внешнего государственного долга.

3. Остальные категории внешнего долга государственного сектора Российской Федерации в совокупности составляют 3,01% и поэтому не оказывают особого влияния на его величину.

Таким образом, мы установили, что наибольшую долю в структуре внешнего государственного долга Российской Федерации составляет задолженность по ВОЗ и государственным гарантиям Российской Федерации, номинированным в иностранной валюте. И если государственные гарантии Российской Федерации требуют погашения только после наступления гарантийного случая и выдаются Правительством Российской Федерации на следующий финансовый год, то ВОЗ имеют свой порядок погашения и срок погашения, описанные в соглашении.

Для объективной и более точной оценки внешнего долга страны его размер необходимо сравнить с размером ВВП. Это позволяет оценить уровень задолженности экономики государства и отражает его способность переориентировать внутреннее производство на экспорт с целью получения иностранной валюты и обеспечения возможности погашения внешнего долга. Чем выше индекс, тем большую долю доходов от реализации произведенной продукции государство обязано направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Процентные лимиты, предложенные МВФ для аналитических целей, следующие: «30 – 40 – 50 «, что соответствует уровню риска: «низкий –средний–высокий». В 2021 году внешний долг до 30% ВВП, что свидетельствует о низкой степени риска.

Давайте рассчитаем долю внешнего государственного долга Российской Федерации в ВВП страны в 2011-2021 годах (табл. 3).

Таблица 3. Доля внешнего государственного долга РФ в ВВП

ГодВВП России,
в трлн. руб.
(в текущих ценах)
Среднегодовой курс доллара, руб.ВВП
(в млрд. долл., в текущих ценах)
Внешний гос. долг, в млрд. долл.Доля внешнего гос. долга в ВВП РФ, в %
201160,282529,392 051,1239,95691,95
201268,163931,072 193,8835,80141,63
201373,133931,912 291,8850,76922,22
201479,199735,9892 200,6655,79422,54
201583,232662,54721 330,7254,35544,08
201686,010265,05391 322,1450,00233,78
201792,089358,31521 579,1651,21183,24
2018103,626663,1191 641,7749,82733,03
2019110,46164,54961 711,2649,15652,87
2020107,315373,59581 458,1756,70293,89
2021131,01573,57731 780,6459,70203,35

Опираясь на данные, приведенных в таблице, графически представим долю внешнего государственного долга Российской Федерации в ВВП страны в 2011-2021 годах (рис. 3).

Рисунок 3. Доля внешнего гос. долга в ВВП РФ, в %

На основании данных, содержащихся в таблице и графике, можно сделать следующие выводы:

1. В 2011-2021 годах доля внешнего государственного долга в ВВП России была очень мала — до 4,1%. Это означает, что внешний долг Российской Федерации не является тяжелым бременем для экономики страны, которая слабо зависит от предыдущих притоков иностранного капитала.

2. Максимальное значение доли внешнего государственного долга в ВВП Российской Федерации, равное 4,08%, обусловлено тем, что из-за введения санкций против Российской Федерации значительно вырос курс доллара, что отрицательно повлияло на величину ВВП России в долларах США. Параллельно со снижением ВВП практически не изменился внешний долг Российской Федерации, что несколько усилило зависимость российского ВВП от ранее приобретенного иностранного капитала.

3. Минимальная доля внешнего государственного долга в ВВП Российской Федерации в 2012 году составила 1,63% и сопровождалась минимальным внешним государственным долгом Российской Федерации и третьим по величине ВВП в млрд. дол. США.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что внешний долг гос. сектора Российской Федерации в настоящее время не представляет угрозы для экономики страны, поэтому вопрос о сокращении внешнего долга гос. сектора Российской Федерации не является первостепенным в экономической политике.