Анализ действующих в России федеральных программ и проектов, направленных на формирование комфортной городской среды

Нечаев Дмитрий Витальевич
e-mail.ru: cactuargreen@mail.ru

Nechaev Dmitry Vitalievich
e-mail: cactuargreen@mail.ru

Брыкова Светлана Сергеевна
e-mail.ru: s8yckova@yandex.ru

Brykova Svetlana Sergeevna
e-mail: s8yckova@yandex.ru

В начале статьи необходимо отметить, что роль городов в жизни российского общества начала активно возрастать с XX века. С развитием производства и культуры, изменением демографической структуры, социально-политической ситуации в стране население всё чаще отдавало предпочтение городам как наиважнейшим элементам сосредоточения ресурсов и возможностей, процесс урбанизации продолжается и по сей день, создавая угрозу для исчезновения ряда сельских территорий. 

Так, если на конец XIX века городское население Российской империи не превышало 14% от общей численности, то в период индустриализации СССР число городских жителей увеличилось до 33%.

Впоследствии ключевые исторические события лишь продолжали повышать необходимость переселения населения в города вплоть до 1992 года, в котором процесс урбанизации в России достиг своего пика.

Сегодня Россию можно отнести к странам, с высокой степенью урбанизации. Имея на своей территории немало городов,  РФ всё сильнее повышает их значение за счёт сосредоточения внутри них  производственных предприятий, высокотехнологичных центров предоставления услуг и т. д. Таким образом, люди получают выгодные условия от переезда в город – доступность необходимых им образовательных и медицинских услуг, рабочие места и развитые культурно-досуговые возможности.

Тем не менее, необходимо отметить, что проживание в городах имеет немало отрицательных факторов. Среди прочих можно выделить негативное влияние загрязненного выхлопными газами и производственными отходами городского воздуха на здоровье человека, а также высокую подверженность стрессовому состоянию вследствие офисной рутины и равнодушного отношения жителей друг к другу. Также не стоит забывать о том, что далеко не все регионы РФ газифицированы, следовательно, ряд городов большую часть года (осень, зима, весна) страдает от смога от угольных котельных.

Эти и другие проблемы становятся основной причиной необходимости развития городов именно с точки зрения улучшения условий проживания человека. Также необходимо отметить, что в сельских муниципальных образованиях существует ряд иных проблем, уже, как правило, не экологических, а инфраструктурных. Поэтому развитие не только городских, но и сельских территорий может помочь притормозить процесс урбанизации. Далее мы также будем писать «городских», но следует помнить, что это относится ко всем видам муниципальных образований, в том числе и сельским.

Отсюда берёт своё начало идея постоянной разработки и актуализации органами государственного и муниципального управления ряда мероприятий, проектов и программ, главной целью которых является улучшение экологических, культурных и социальных условий городской среды. Таким образом, благоустройство и формирование комфортной городской среды являются неотъемлемой частью деятельности органов власти, направленной на снижение и устранения негативных факторов городской среды, улучшение качества жизни, в целом.

Для проведения мероприятий в области повышения качества городской среды в Российской Федерации применяется ряд федеральных проектов, которые разрабатываются в соответствии с национальными целями, определенными Указом Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Среди пяти основных целей развития к сфере формирования комфортной городской среды относятся три:

— Сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

— Комфортная и безопасная среда для жизни;

— Цифровая трансформация.

Данные национальные цели направлены на достижение положительных результатов в показателях, которые с ними взаимосвязаны. К ним можно отнести улучшение качества городской среды, рост численности населения, снижение выбросов опасных химических элементов, развитие городской инфраструктуры и т. д.

Так, органами государственного и муниципального управления активно разрабатываются программы и проекты, необходимые для координации направлений развития российских городов. К числу таковых следует отнести, прежде всего, ключевой проект данной области – национальный проект «Жилье и городская среда», призванный обеспечить жильем семьи, располагающие средним доходом, создав возможности для его приобретения путем использования ипотечного кредита, а также призванный повысить комфортность городской среды, создать механизм непосредственного участия граждан в её формировании, обеспечить сокращение непригодного для проживания жилья.

Таким образом, проект включает в себя пять инициатив:

— Ипотека (снижение среднего уровня процентной ставки для повышения доступности жилья);

— Жилье (увеличение объемов жилищного строительства в России);

— Благоустройство (повышение комфорта городской среды);

— Расселение аварийных домов (постепенное переселение жителей из аварийных домов в новое жилье);

— Чистая вода (улучшение качества питьевой воды).

Поскольку в статье рассматривается состояние городской среды в российских городах, следует заострить внимание на инициативе «Благоустройство». Одна из главных задач инициативы состоит в повышении качества городской среды. Для этого был разработан специальный показатель – Индекс качества городской среды (далее – ИКГС). ИКГС служит инструментом оценки качества материальной составляющей городской среды, а также условий её формирования. Он составляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Его применение позволяет органам государственной власти распределять размеры субсидий из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на поддержку программ формирования комфортной городской среды, при этом учитываются два важных условия группировки городов – тип климатических условий и размер города (по численности населения). В результате города России подразделяются на:

— Крупнейшие (от 1 млн. человек);

— Крупные (250 тыс. – 1 млн. человек);

— Большие (100 тыс. – 250 тыс. человек);

— Средние (50 тыс. – 100 тыс. человек);

— Малые: 25-50 (25 тыс. – 50 тыс. человек);

— Малые: 5-25 (5 тыс. – 25 тыс. человек);

— Малые: до 5 (до 5 тыс. человек).

ИКГС рассчитывается на основании 36 индикаторов, отражающих наиважнейшие аспекты состояния города и образующих таким образом максимальный балл, равный 360 баллам. Имея при себе инструмент расчета, ответственные органы могут более точно определять потребность в выделении на тот или иной город бюджетных средств на развитие. Такая стратегия позволит достичь главную цель инициативы – улучшение качества городской среды в 1,5 раза к 2030 году.

Рисунок 1. Средний индекс качества городской среды по группам (баллы)

На рисунке 1 представлено сравнение средних значений ИКГС по группам городов за 2018 и 2021 года. Исходя из значений, представленных на рисунке, наблюдается заметное улучшение качества городской среды в целом по каждой из категорий городов, что затрагивает сразу несколько аспектов содержания городского хозяйства – экологию, внешнюю привлекательность, наличие социально-досуговой инфраструктуры, количество жилой застройки и др.

Если в 2018 году в основном только крупные города имели показатель ИКГС выше 180 баллов, что присваивает городу статус «город с благоприятной городской средой», то к 2021 году практически каждая категория получила оценку, превышающую позитивную отметку в 180 баллов. Такой положительный прирост гарантирует возможность реализовать запланированную в рамках национального проекта цель.

Для  того, чтобы обеспечить дальнейший рост указанного выше индекса, государство разрабатывает различные инновационные подходы к развитию каждого отдельного муниципального образования.

Сотрудничая с такими организациями, как «КБ стрелка», «ДОМ.РФ», «ВЭБ.РФ», органы государственной власти Российской Федерации вырабатывают новейшие проекты и программы, позволяющие приблизить показатели национального проекта к запланированному значению. Рассмотрим их ниже.

Программа «1000 дворов». В настоящее время органами власти дальневосточных регионов проводятся мероприятия по благоустройству дворов муниципальных образований Дальневосточного федерального округа. В рамках программы «1000 дворов» планируется благоустроить и реконструировать 232 двора в Приморском крае, 160 дворов в Хабаровском крае, 247 дворов в Республике Бурятия, 124 двора в Республике Саха (Якутия), 130 в Забайкальском крае,  105 дворов в Амурской области, 60 дворов в Сахалинской области, 20 дворов в Еврейской автономной области, 38 дворов в Камчатском крае, 17 дворов в Магаданской области, 6 дворов в Чукотской автономной области.

На реализацию программы из федерального бюджета было выделено 7 млрд. руб. для того, чтобы обновить инфраструктуру городов, создать пространства для развития и отдыха рядом с домами. В задания программы также включено создание площадок, оборудованных специальными элементами рекреации и устройствами для занятий спортом. Кроме того, мероприятия по благоустройству будут производиться с учетом региональных климатических особенностей, идентичности территорий регионов.

Программа «Пять шагов благоустройства повседневности». Данная программа была разработана государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и консалтинговой компанией «КБ Стрелка» с целью развития городов в регионах России, повышения их привлекательности для молодежи.

Последний аспект особенно важен для ранее упомянутых дальневосточных городов, так как местная молодежь зачастую обладает повышенными миграционными устремлениями в сторону Запада страны. В то время как низкая плотность населения Дальнего Востока – это проблема, к тому же за молодежью будущее, поэтому важно, чтобы родные города для них оставались привлекательными.

В настоящий момент в городах России продолжают выполняться соответствующие мероприятия, изложенные в программе, что проходит в соответствии с запланированными этапами:

— Запуск программы и разработка проектов городами, которые принимают участие в её осуществлении;

— Непосредственная реализация проектов;

— Оценка результатов реализации и выбор лучших проектов.

Программа, как видно из названия, включает в себя пять шагов: «Город рядом», «Сохрани планету», «Вдохни жизнь», «Добавь энергии», «Собери своих». Рассмотрим каждый из них.

Шаг «Город рядом» предполагает повышение комфортности среды города посредством образования многофункционального разнообразия рядом с местом проживания горожанина. Это позволит заметно улучшить качество жизни за счет улучшения визуальной составляющей жилых местностей и обеспечения шаговой доступности к различным сервисам и территориям отдыха. В число проектов данного шага входят создание карманных парков, реконструкция подъездов жилых домов и витрин продуктовых магазинов, создание площадок для собак, остановочных павильонов, а также обновление почтовых отделений. Комплекс таких мероприятий позволит обновить районы российских городов в более благоприятной для проживания форме.

Шаг «Сохрани планету» предполагает обеспечение условий, при которых снизится вредное воздействие на природу, а также просвещение молодежи о важности сохранения окружающей среды.

Комплекс мероприятий по данному направлению позволит улучшить состояние экологической среды городов и повысить ответственность граждан к вопросам бережного отношения к природе. В число проектов данного шага входят создание пунктов раздельного сбора мусора, посадка и уход за деревьями, установка фандоматов (автомат по приему использованных бутылок, банок и т.п. в обмен на вознаграждение), создание зеленых троп, экологических уголков в школах и вузах, очистка берегов и водоемов. В совокупности мероприятия заложат долгосрочный фундамент бережного отношения к природе в виде знаний и практических навыков, а также позволят решить многие экологические проблемы городов.

Шаг «Вдохни жизнь» обусловлен преобразованием существующих на территории российских городов заброшенных территорий, пустырей, неиспользуемых промышленных объектов. Вовлечение жителей в трансформацию таких территорий и внедрение тестовых решений по благоустройству позволят быстро преобразить город, задействовав творческий потенциал граждан. В проекты шага входят временное благоустройство парковок, образование районных молодежных центров на базе «Точек кипения», тестовое благоустройство заброшенных территорий, образование временных пешеходных пространств, а также проведение паблик-артов с вовлечением жителей. Подобные решения позволят значительным образом разнообразить городскую среду без необходимости привлекать большие объемы ресурсов.

Шаг «Добавь энергии» предполагает популяризацию здорового образа жизни и повышение качества жизни горожан, сохранение их здоровья. Для этого в рамках данного направления предлагается создать все необходимые городским жителям условия для занятий спортом, повысить доступность правильного питания и сделать город более комфортным. В мероприятия шага включены проекты по созданию велоинфраструктуры, сервисных станций в парках, площадок для экстремальных видов спорта, объекты для зимних видов спорта, инклюзивных игровых площадок, формированию фермерских рынков, ярмарок. Данные мероприятия будут способствовать росту качества жизни населения, изменению образа жизни населения.

Шаг «Собери своих» является воплощением города с возможностями для творчества и с яркими событиями. Повышение разнообразия событийной программы, использование современных форматов и проведение интерактивных образовательных мероприятий для холодного времени года помогут сделать город привлекательнее и сделать жизнь в городе более интересной. Так, предполагается организовывать городские пикники, различные музыкальные события, дворовые соревнования, кинопоказы, экологические прогулки, городские экскурсии, фестивали здорового питания, мероприятия по развитию городской среды и т.д. Данные события предлагается организовывать  в пространствах, которые будут созданы в рамках предыдущих направлений программы.

Города России выполняют по три проекта в каждом из пяти шагов, причём два из них являются приоритетными для определенного города, а оставшийся органам местного самоуправления предлагается выбрать самостоятельно, исходя из потребностей.

Таким образом, после реализации всех проектов (в совокупности 15), представленных в программе, проводится оценка степени их реализации в том или ином городе, после чего выбираются лучшие проекты.

Как можно заметить, указанные выше программы затрагивают практически все аспекты, связанные с формированием комфортной городской среды, поэтому их применение может оказать явно положительный эффект на общее состояние российских городов. Итоги их реализации могли бы вызвать значительное увеличение показателей ИКГС, обеспечить увеличение темпов прироста муниципальных программ, повысить уровень ответственности граждан по отношению к своим городам. Главное, чтобы хватило финансирования продолжить все вышеуказанные, безусловно, очень важные для повышения уровня жизни горожан программы, и тогда в перспективе и вследствие этого тоже, возможны, положительные сдвиги в демографических показателях. Ведь именно общий уровень жизни, её комфортность во многом влияет на решение молодых пар о пополнении в семье.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что повышение качества городской среды, несомненно, занимает ключевую позицию в вопросе о развитии городов. Правильная постановка национальных целей, успешное выполнение проектов и программ, а также эффективная работа органов государственной власти и местного самоуправления способны образовать действенный подход к образованию благоприятных условий проживания граждан в муниципальных образованиях Российской Федерации.