Дозмаров А. М., Мирославский В. Н. Алгоритм формирования дорожной карты цифровизации организации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 11-15

Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) представляет собой прогнозируемое событие, представляющее собой массовое внедрение киберфизических систем, объединение существующих технологий промышленности и цифровых инструментов, что приводит к созданию цифровых, автоматизированных производств, так называемых умных заводов (smart factory). На этих фабриках все участники процессов: устройства, станки, продукция и сотрудники обмениваются информацией между собой с помощью цифровых технологий и интернета (интернет вещей). Концепция четвертой промышленной революции была сформулирована в 2011 году в Германии. Данное понятие ввел Клаус Мартин Шваб — основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе. Клаус Мартин Шваб ролью четвертой промышленной революции видит глобальные изменения в жизнедеятельности человечества. Предполагается, что в этой революции больше изменятся не сами продукты, а люди и, как следствие, весь мир. Также термин «Индустрия 4.0» представляет собой государственную программу Германии по развитию ее экономики с помощью создания автоматизированных, находящихся в контакте с внешней средой и в то же время персонализированных цифровых производств. В Российской Федерации, на данный момент, на самом высоком уровне принято решение о переходе к цифровой экономике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р утверждена Национальная программа «Цифровая экономика» [1]. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Одним из основных процессов в переходе на цифровую экономику является комплексная цифровая трансформация организаций. Обобщающее на текущий момент определение цифровизации – это процесс качественного изменения бизнес-модели предприятия, основанный на использовании новых производственных технологий, являющихся результатом конвергенции информационных и промышленных технологий и внедрении инноваций; сопровождающийся изменениями в мышлении специалистов всех уровней, стиле руководства; с целью кардинального повышения производительности и ценности предприятия. Цифровая трансформация – процесс, подразумевающий под собой внедрение цифровых технологий. Данный процесс несет на себе большие риски в связи с тем, что опыта реализации подобных проектов на данный момент практически нет. Таким образом, для снижения технических и экономических рисков, возникает потребность в подробном планировании процессов цифровизации организации. Одним из инструментов планирования представляется составление дорожных карт цифровизации организации, что позволит наглядно отобразить весь процесс и выделить те этапы, которые особенно подвержены рискам. Для определения перечня цифровых инструментов, предварительную оценку результативности которых предстоит определить с помощью методики предварительной оценки результативности внедрения технологий цифровизации на предприятии, требуется составить дорожную карту цифровизации предприятия. В ходе составления дорожной карты, будут определены технологии, использование которых возможно для определенной группы процессов. Также в ходе составления дорожной карты определяются приоритетные технологии для конкретного предприятия. На рисунке 1.

На первом этапе определяются группы процессов, для которых будут составлять отдельные дорожные карты. На втором этапе происходит определение перечня подразделений, деятельность которых возможно оптимизировать или автоматизировать за счет цифровых технологий. Данный этап важен потому, что при цифровизации организации, происходит автоматизация многих процессов, в связи с чем некоторые уже существующие отделы могут быть расформированы, а также могут быть созданы новые подразделения. На третьем этапе происходит определение приоритетов при цифровизации процессов. То есть определяются процессы, требующие цифровизации в первую очередь. Также на данном этапе учитываются особенности цифровых инструментов, которые могут быть применены одновременно для разных групп процессов. Определение приоритетов происходит с помощью экспертной группы. Четвертый этап – формирование дорожной карты для каждой из групп процессов на основе данных, определенных во 2 и 3 этапах. Пятый, заключительный, этап – формирование единой дорожной карты цифровизации организации. Для формирования дорожной карты требуется выявить, из каких именно процессов состоит деятельность организации. Любую организацию можно представить, как систему (или сеть) процессов. Данные процессы можно классифицировать с помощью определения, кто является заказчиком, а кто поставщиком. Далее на основе этих данных возможно выстраивать взаимосвязь между ними. Данный вид деятельности способствует увеличению потребительской стоимости продукции, создаваемой в цепочке процессов. В связи с этим процессы можно разделить на три типа (группы): ключевые процессы, поддерживающие процессы, и управленческие процессы (рис. 2).

Ключевые процессы направленны на удовлетворение запросов и потребностей внешних заказчиков, а также повышение качества продукции и услуг, которые предоставляет организация. Примеры, которые можно привести в этой категории: процесс разработки продукта, который заключается в создании ценности для будущих клиентов, или, например, процессы производства и распределения, которые направленны на создание ценности для клиентов, которые доступны сегодня. Стоит отметить, что именно в этих процессах заключается «жизненная сила» организации, по результатам чего прямо или косвенно приносит ей доход. Задача вспомогательных процессов состоит в обеспечении ресурсов для выполнения ключевых процессов, а их результаты, в свою очередь, используются внутренними заказчиками. В качестве примеров вспомогательных процессов можно привести следующее: набор персонала, техническое обслуживание производственной линии, инфраструктуру (системы информационных технологий; процессы, связанные с эксплуатацией зданий, помещений и оборудования) и информационные процессы. Процессы управления бизнесом оказывают поддержку процессу принятия решений в области стратегии и тактики организации, а также внедрению усовершенствований во всех звеньях цепи процессов организации. Эти процессы чаще всего имеют внутренних клиентов, но иногда могут также иметь таких клиентов, как Совет директоров компании и компания в целом [2]. Важным шагом при выявлении процессов в организации является составление карты (диаграммы) основных процессов компании или организации [3]. Пример подобной карты приведен на рисунке 2. Таким образом, сформирован алгоритм создания дорожных карт для каждой группы процессов в организации, а также выявлены основные группы процессов в организации. Также предложен формат наглядного отображения групп процессов. Разработанную модель стоит рассматривать как укрупненный алгоритм действий для проведения цифровизации организации. Учитывая особенности деятельности организации, возможны усовершенствования и уточнения с целью получения более точных данных.

Разработанная методика позволяет представить цифровизацию предприятия в виде наглядного и доступного для реализации проекта.