Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования

В статье рассмотрены особенности системы высшего образования в условиях формирования цифровой экономики. Раскрывается сущность информационно — коммуникационных технологий, а так же сетевого взаимодействия. Рассмотрены направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов. Выделены основные пути вовлечения коммуникационных сетей и сервисов в систему высшего образования. Подробно изучена такая форма образования как дистанционная, а так же выделены некоторые формы реализации дистанционных образовательных технологий. В статье представлены данные социологического опроса, цель которого заключается в выявлении отношения студентов высшего образования к использованию в обучении информационно-коммуникационных технологий. Проанализирована степень использования информационных технологий в обучении и их структура, выделены возможные проблемы использования ИКТ, рассмотрено отношение студентов к дистанционному образованию. Так же в рамках исследования был затронут вопрос изменения роли преподавателя в условиях широкого внедрения ИКТ в процесс обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, сетевое взаимодействие, педагогика, дистанционное образование, система образования, процесс обучения, преподаватель, обучающийся.

В настоящее время информационные и коммуникационные технологии стали частью процессов протекающих во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Так в соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» важнейшим направлением деятельности государства выступает формирование пространства знаний и предоставления доступа к нему, а так же совершенствование механизмов распространения и применения знаний на практике в интересах отдельной личности, общества и государства. Становление информационного пространства знаний может быть осуществлено посредством развития науки, реализации инновационных образовательных проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний, а так же активного внедрения в процесс обучения информационно — коммуникационных технологий. [1] Изменение деятельности образовательных организаций, появление новых форм работы, позволяющих не только сохранить и укрепить традиции отечественного образования, но и увеличить его потенциал за счет взаимодействия с другими участниками образовательной деятельности, обусловливает появление сетевой формы организации обучения или сетевого взаимодействия. Так в работе Коняевой Е.А. сетевое взаимодействие определено как: « …система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, а так же совместная деятельность в рамках электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». То есть акцент поставлен именно на использование в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Рассмотрим подробнее каждое направление:

  1. Мотивация. Использование информационных технологий при построении процесса обучения способствует увеличению интереса и формированию мотивации обучающихся, так как в этом случае максимально учитываются индивидуальные образовательные возможности и потребности обучающихся, увеличивается выбор содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий, раскрывается творческий потенциал обучающихся, а так же осваиваются современные информационные технологии.
  2. Содержание. Информационные технологии в учебном процессе могут быть использованы при разработке интерактивных таблиц, плакатов и иных цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, при создании индивидуальных тестовых уроков, интерактивных домашних заданий, контрольных и самостоятельных работ и т.п..
  3. Учебно-методическое сопровождение. Информационные технологии могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения процесса обучения на всех этапах занятия. При этом, важно отметить расширение возможности использования различных цифровых образовательных ресурсов при проектировании и построении учебных занятий.
  4. Организация. Информационные технологии позволяют оптимизировать процесс подачи информации обучающимся, в зависимости от типа и характера преподаваемой дисциплины.
  5. Контроль и оценка. Различные компьютерные технологии позволяют осуществлять различные виды контроля и оценки знаний обучающихся. При этом тестирование может проводиться в режиме оиИпе — на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой, и в режиме offline, то есть оценку результатов осуществляет педагог. [2, C.56]

На сегодняшний день сетевое взаимодействие в обучении обеспечивает внедрение в педагогическую деятельность информационных и телекоммуникационных сетей и технологий, которые обеспечивают интеграцию и кооперативное использование существующих в пространстве и во времени информационных ресурсов путем сетевого доступа к ним удалённых пользователей.

Выделяют несколько путей вовлечения коммуникационных сетей и сервисов в образование:

  1. Дистанционное обучение. Организация сетевого взаимодействия при помощи дистанционных образовательных технологий предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций, которые обеспечивают обучающимся возможность освоения образовательных программ различного уровня и направленности. [4, C. 71]

Реализация дистанционных образовательных технологий может быть в следующих формах:

  • лекции с использованием CD-ROM-дисков, USB-носителей и т.п.;
  • семинары, в форме видеоконференций;
  • чат-занятия — занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий;
  • вебинар — это лекция, семинар, которые организованы при помощи web-технологий в режиме реального времени;
  • консультации — форма руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины и другие формы. [3, С. 138]

Однако, стоит отметить, что форма сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся в телекоммуникационной сред не ограничивается только дистанционным обучением. Речь идет и о традиционном обучении, в рамках которого у педагога и обучающегося имеется возможность широкого использования ресурсов телекоммуникационных сетей. Можно выделить информационное обеспечение системы образования, связанное с созданием в сетях баз данных, баз знаний, виртуальных библиотек, виртуальных клубов; совместная проектная деятельность в различных областях знаний школьников, педагогов, научных сотрудников; свободные контакты пользователей сетей и многие другие. Таким образом, можно сделать вывод о достаточно широком распространении в современном образовательном процессе информационных технологий. В целях выявления отношения студентов высших учебных заведений к применению ИКТ в процессе обучения был произведен социологический опрос. В опросе участвовало 80 человек, в процентном соотношении 45% мужчин и 55% женщин в возрасте от 18 до 38 лет. Респонденты являются обучающимися по программам высшего образования всех форм обучения по различным направлениям.

В ходе опроса были рассмотрены следующие вопросы:

  • Степень использования ИКТ в процессе обучения студентов и виды применяемых ИКТ;
  • Отношение студентов к ИКТ в образовании;
  • Отношение студентов к дистанционному образованию;
  • Выявление проблем, которые могут возникнуть при использовании ИКТ в обучении;
  • Анализ роли преподавателя при внедрении ИКТ в обучение;
  • Целесообразность государственной поддержки дальнейшей информатизации образования.

Таким образом, в результате исследования были получены следующие результаты. 100% опрошенных заявили, что ИКТ активно используются в процессе их обучения. Все респонденты, не зависимо от направления обучения, выделили использование программных продуктов Microsoft Office System: Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Word Office, а так же электронных учебников и пособий, демонстрируемых с помощью компьютера и мультимедийного проектора. Отмечали использование электронной почты, как средства связи с преподавателем, использование образовательных ресурсов в сети Интернет, аудио и видео техники. Широко распространены в обучении программы дистанционного контроля знаний студентов, осуществляемые через личные кабинеты.

Студенты технических направлений добавили программные средства по проектному расчету механических передач и проведению виртуальных лабораторных работ по сопротивлению материалы. Студенты экономических специальностей отмечали использование таких программных продуктов как Microsoft Office Project, 1С.

Так же исследование показало, что студенты положительно относятся к использованию информационно — коммуникационных технологий в процессе их обучения, при этом отмечая важность грамотной подачи информации.

В исследовании было отдельно вынесено дистанционное образование. Полученные результаты говорят об неоднозначном отношении к этой форме обучения.

Таким образом, 46% опрошенных положительно относятся к возможности получить образование дистанционно. Они отмечают, что не у каждого человека есть возможность учиться заочно или очно, а так же что дистанционное образование это одно из направлений увеличения доступности образования для каждого человека, независимо от его местонахождения.

23% опрошенных выразили свое нейтральное отношение к дистанционному образованию, и 31% процент респондентов заявили о негативном отношении. Негативное отношение они объясняли следующим:

  • Неинформативность образования;
  • Возможность сдачи дисциплин другим человеком, а не самим студентом;
  • Высокая степень использования интернет-ресурсов, при написании работ;
  • Более лояльное отношение преподавателей, в результате чего снижается эффективность обучения;
  • Недоверие к дистанционному образованию, в силу его непопулярности среди потенциальных абитуриентов;
  • Недоверие работодателей к дистанционному образованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что к дистанционному образованию студенты относятся настороженно. Причиной этому может выступать отсутствие необходимого количества информации об этой формы обучения, отсутствие личного контакта с преподавателем, неопределенность.

В рамках исследования были рассмотрены возможные проблемы, возникающие при использовании ИКТ в обучении. Полученные результаты были условно объединены в 4 группы.

  • Отсутствие проблем
  • Проблемы, связанные с информацией
  • Проблемы, связанные с техническим обеспечением
  • Другие проблемы

15% опрошенных обозначили отсутствие проблем, при использовании ИКТ в обучении. Они говорили об увеличении эффективности процесса обучения, возможности оперативного получения информации. При этом отмечали, что информацию необходимо фильтровать, так как в сети находится огромное количество информации, не соответствующей действительности. 32% респондентов обозначили проблемы, связанные с информацией. Наиболее распространенными стали такие проблемы как: недостоверная информация в сети Интернет, неточность передачи информации и снижение степени её восприятия студентами, большое количество ненужной информации и сложность выделения необходимой, потеря интереса работы с физическими источниками. 37% опрошенных студентов выделили проблемы, связанные с техническим обеспечением. К таким проблемам было отнесено: сбои и поломка техники, отсутствие соединения и связи, дефицит программного обеспечения. 16% опрошенных выделяли такие проблемы как ухудшение состояние здоровья при постоянном контакте с ИКТ, снижение роли преподавателя, снижение мотивации к учебе.

Таким образом, подавляющее количество студентов связывали проблемы информационным и техническим обеспечением процесса обучения. Самыми распространенными проблемами при использовании ИКТ в обучении, по мнению студентов, является недостоверная информация в сети Интернет и сложность ее обработки, а так же сбои / поломка техники. Несомненно, данные проблемы имеют место в современном образовательном процессе. Недостоверная и неактуальная информация в сети растет с геометрической прогрессией, её объемы постоянно увеличиваются. Современный студент должен уметь из большого количества информации, выбирать необходимую и ее обрабатывать. Сбои и поломка техники достаточно распространенное явление, которое может привести к нарушению учебного процесса. Стоит отметить и высокие затраты на приобретение лицензионного компьютерного обеспечения.

Несмотря на проблемы 100% опрошенных заявили о необходимости государственной поддержки дальнейшего внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Это обусловлено тем, что общество развивается, и образование, как важнейшая сфера жизни общества, должна идти в ногу со временем.

Так же в рамках социологического опроса был рассмотрен вопрос касающийся изменения роли преподавателя в современных условиях. 96% студентов считают, что роль преподавателя не может измениться. Так как несмотря на присутствие этих технологий в обучении, ничего не может заменить реального общения преподавателя и студента. ИКТ лишь выступают средством увеличения эффективности процесса обучения, и никак не заменяют преподавателя.

По результатам исследования можно сделать вывод, что интеграция ИКТ в образовательную сферу позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, а обучающимся предоставляет дополнительную возможность получить качественные, актуальные знания, сформировать компетенции, необходимые для жизни в современном информационном обществе. В целом отношение студентов высших учебных заведений к ИКТ в обучении положительное, несмотря на ряд проблем, таких как большой объем недостоверной информации, сбои поломка техники, ухудшение состояния здоровья при постоянном использовании ИКТ и т.д..

Так же выделена необходимость дальнейшей поддержки со стороны государства развития информационных технологий в образовательной сфере. При этом наблюдается недоверие к дистанционному образованию, которое связано с неопределенностью, недостатком информации о данной форме обучения.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в настоящее время является важным условием формирования цифрового общества, подготовки студентов к жизни в новых условиях. При этом стоит помнить, что положительный эффект применения ИКТ в обучении не возможен без участия преподавателя. Несомненно, ИКТ способны оптимизировать процесс обучения, в большей степени раскрыть потенциал учеников, мотивировать их, однако роль педагога в современных условиях не уменьшается.