Концептуальный менеджмент как находка PR-специалистов

Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович

кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Александр Александрович, многие наши читатели задаются вопросом о том, на что направлен концептуальный менеджмент. Поясните, пожалуйста.

Концептуальный менеджмент появился совершенно недавно, его разработчиками стали PR–специалисты из США. Он нацелен на определение недовольства компанией, её товаром или качеством услуги на ранней стадии и проведение PR–кампании до возникновения кризисной ситуации с целью ее предотвращения. Данный тип менеджмента анализирует ситуацию на несколько месяцев или лет вперед, выясняя, как скрытое недовольство сейчас может повлиять на компанию в дальнейшем. Как отмечают опытные менеджеры, чаще всего конфликт назревает внутри самой организации, и если ничего не предпринимать, то он рано или поздно получит огласку.

 

 

Как осуществляется планирование в концептуальном менеджменте?

Планирование в концептуальном менеджменте осуществляется следующим образом:

В первую очередь, необходим сбор информации. Для видения ситуации можно провести анализ отрицательных упоминаний в СМИ, организовать анонимный опрос на самом предприятии, выяснив мнения сотрудников, или опрос покупателей (это будет зависеть от того, в какой плоскости, по мнению PR-специалиста, находится конфликт). Настороженность, недовольство обычно проявляются задолго до наступления самого конфликта, исходя из этого, лучше обратить внимание, если одна и та же тема находит негативный отклик у большого числа опрошенных.

После получения информации, ее необходимо грамотно проанализировать. Возможно, это просто негативные слухи легко опровергаемые, и они в дальнейшем не повлияют на дела компании. Также может быть недовольство работников условиями труда, страхованием, зарплатой. Возможно недовольство покупателей, вызванное качеством товара. В любом случае, необходимо понять вероятность развития конфликта, его влияние на сотрудников, объем продаж и репутацию компании.

Исходя из потенциальной серьезности ситуации, определяются варианты стратегии. PR-специалисты обычно предлагают их несколько, хотя очевидно, что окончательное решение принимает руководство кампании-заказчика. При каждой ситуации можно предотвратить кризис по-разному. В первом случае можно объяснить работникам, почему компания приняла данное решение по условиям работы, страхованию, зарплате. Можно показать преимущества условий, сравнив с другими, менее успешными компаниями или, как вариант, действительно повысить зарплату, улучшить условия труда и предоставить медицинское страхование сотрудников.

Необходимо спланировать действия. После принятия решения важно сообщить о нем заинтересованным людям. Ими будут являться не только сотрудники, но и потребители, в чьих глазах будет расти репутация кампании. Например, решение об установке очистных фильтров на предприятии будет непосредственно затрагивать экологические организации, а сообщение об этом повысит авторитет и лояльное отношение к заводу со стороны общественности (что может сказаться на повышении заинтересованности в продукции).

Как Вы оцениваете результаты проведения PR–кампании в рамках концептуального менеджмента?

Очевидным результатом проведения PR–кампании будет отсутствие кризиса в недалеком будущем. Признаки изменения отношения выявляются повторным проведением опроса, анализа отношения СМИ к изменившейся ситуации. Наиболее вероятно, что менеджмент будущего будет практиковаться гораздо обширнее, чем сегодня, ведь гораздо легче (и дешевле) предупредить кризис, чем потом искать из него выход.

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».