Взаимосвязь между высшим образованием и развитием человеческого капитала на примере Казахстана
Мадраимова Дария
e-mail: dariya.madraimova@narxoz.kz
Madraimova Dariya
email: dariya.madraimova@narxoz.kz
Научный руководитель
Джарикбаева Динара Тураровна
Scientific supervisor
Dzharikbaeva Dinara Turarovna
В последние годы человеческому потенциалу уделяется много внимания, потому что он является важной частью человеческого богатства. К которому относится: здоровье, семейные отношения, социальная защита человека, система образования. Человеческий капитал – это главная мощь населения, которая помогает развивать экономику, общество, семьи, а так же образование. Человеческий капитал является эффективным вложением в будущее человека для развития его интеллектуальности. Опыт, образования, профессионализм, образование находятся в основе человеческого потенциала. Так же, человеческий капитал – это причина развития человека как личности, государства и общества. Развитие человеческого капитала тесно связано с такими процессами, как рождение человека, его здоровое развитие, формирование как личности. В будущем, чтобы сохранить свое рабочее место необходимо лишь качественное образование, регулярное повышение квалификации, которое сопряжено с развитием человеческого капитала.
Актуальность. В реалиях современного мира высшее образование является не привилегией, а необходимостью, чтобы остаться на плаву в нынешнем обществе, в мире глобальных и технологических перемен. Высшее образование сегодня, это не только способ получить квалифицированную специальность, но и получить так же «человеческую подготовку», то есть способность принимать непростые решения, требующих взвешенного и ответственного подхода, это и развитие личности, и растущий в течение времени запас знаний. Взаимосвязь между высшим образованием и развитием человеческого капитала в нашей стране должны развиваться и взаимодействовать в одной целостной системе с участием государства, народа, науки и бизнеса.
Цели. Выявить взаимосвязь развития человеческого капитала в сфере высшего образования. Определить, насколько важна роль образования в формировании человеческого капитала.
В соответствии с поставленными целями определены следующие задачи:
- По теме статьи изучить необходимую литературу;
- Выяснить основные проблемы в исследоваемой теме;
- Использовать корреляционно – регрессионный анализ;
- Предложить пути решения актуальных проблем с сфере высшего образования для развития человеческого капитала.
Контрольные вопросы статьи: Насколько важны и актуальны реформы образования в нашей стране?Каким образом высшее образование и человеческий капитал влияют на доход индивидуума?
Гипотеза: Образование является одним из наиболее важных элементов человеческого капитала, что ведет к увеличению объема производства, повышению индивидуальных доходов и росту экономики страны.
Критический обзор литературы: Анализируя другие статьи, схожие с данной темой, стало понятно, что, чем выше образование, тем больше доход. В статье Криса Колмара «An interactive exploration of education’s impact on career earnings» было проведено исследование на тему влияния образования в целом на карьерный рост и потенциальный доход индивидуума. Проведя исследование, был сделан вывод, что образование действительно влияет на доход больше, чем хотелось бы. Как, например, основным промежутком для формирования заработка человека является бакалавриат –> профессиональная степень. Но, также, К. Колмар утверждает, что на карьерный рост получение магистрской степени влияет меньше, чем окончание школы. К такому выводу пришел Крис: «Человек становится старше, набирается опыта и знаний, соответственно вместе с этим растет и доход». [4]
Так же хотелось бы рассмотреть Марксисткую теорию человеческого капитала. Философ Карл Маркс в 19 веке предложил концепцию человеческого капитала, которая получила название «рабочая сила» [12], утверждавшая, что люди продают свою рабочую силу, то есть человеческий капитал, в обмен на богатство. Маркс объяснял, что когда затраты на рабочую силу превышают доходы, контракт на человеческий капитал терпит неудачу.
Но, многие специалисты в области образования негативно относятся к теории человеческого капитала. Она подверглась критике, потому что в 1960-х годах узаконила эксплуататорный индивидуализм. Некоторые считали, что теория обвиняет людей в недостатках и превращает работников в капиталистов.
Насколько важны и актуальны реформы образования в нашей стране? За годы независимости в Казахстане много проектов было реализовано для формирования человеческого потенциала. В советское время государство вкладывало немало сил и значительные средства в образование. Но после обретения независимости советское прошлое сделало систему образования изолированной от мира, так как советская структура обучения сильно отличалась от западных стандартов. По этой причине была введена «политика оптимизации», которая позволила истребить некачественные учебные заведения. Данная политика дала безупречные результаты. [8] Международные организации высоко оценили казахстанскую систему образования. С тех пор Казахстан присоединился к Болонскому процессу, появились возможности обучаться за рубежом, открылась программа Болашак, стипендия которой признана лучшей в Британским советом в 2014 году. [11]
Образование является приоритетным показателем развития во всех развитых и развивающихся странах. Казахстан добился значительного роста в реформировании системы высшего образования. С момента обретения независимости реформы оказали сильное влияние на систему образования Казахстана. Реформы в сфере высшего образования помогают вывести страну на высокие позиции в мире, обеспечить будущее для населения Казахстана и развить человеческий капитал. В нашей стране реформы проводились интенсивно, проходя в четыре этапа. В последние годы, учитывая экономические особенности, стремления улучшить систему образования усилились. На данный момент образование доступно для любого гражданина. Стоит отметить, что в Стратегии «Казахстан – 2050» есть пункт об улучшении системы образования, так что этому будут способствовать реформы. Стратегия призывает к созданию «системы образования, которая способствует росту нации». Для того, чтобы полностью изменить систему образвания к лучшему, необходимо будет оказвать огромную поддержку. [12]
Также, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день качество обучения образовательных учреждениях предполагает не только овладение профессиональными компетенциями, но и личностными качествами, такими как: коммуникабельность; быстрая адаптация к постоянно меняющимся условиям; высокий уровень культуры; работа в команде; профессиональная мобильность; умение ставить конкретные цели и достигать их; нестандартный подход к решению задач; управление конфликтами и рисками; стрессоустойчивость и самоконтроль, позволяющие гармонично взаимодействовать с другими людьми. [2]
Вопросы профессиональной деятельности и образования являются одними из важнейших в жизни каждого человека. От их решения зависит не только благополучие отдельного человека, но и экономический рост всего государства. В формировании человеческого капитала особое внимание следует уделить формированию soft skills у сотрудников; однако нельзя исключать и hard skills, так как они обеспечивают профессиональную компетентность сотрудников. К примеру, опрос работников в профессиональной сфере показывает, что 84% сотрудников достигается за счет мягких компетенций и только 16% — за счет профессиональных знаний. [2]
Поэтому стоит понимать важность эффективного образования, направленного на обеспечение функциональной грамотности.
Каким образом высшее образование и человеческий капитал влияют на доход индивидуума? «Учиться надо не для кого-то, а для себя», — это то, что часто можно услышать от родителей. Люди учатся для того, чтобы получать знания и правильно применять их в жизни. Чем больше человек знает и использует это, тем больше он зарабатывает в жизни. Если рассматривать исследования по данной теме, то можно понять, что именно высшее образование и дальнейшие получаемые степени оказывают большое влияние на уровень жизни. Доход и образование представляют собой две важные области, которые оказывают обязательное влияние на индивидуальную жизнь, будь то в позитивном или в негативном ключе. Чаще всего, люди считают, что образование важно для будущего, карьеры, что заработок повышается с уровнем образования. Но есть и противоречивые мнения, которые утверждают, что образование не является главным фактором доходов. В данном вопросе будет рассмотрено мнение о прямом влиянии образования и человеческого капитала на индивидуальный доход человека.
Рисунок 1. Инвестиции в человеческий капитал [7]
Помимо вложений в образование, все виды деятельности, повышающие производительность и эффективность, так же увеличивают индивидуальный человеческий капитал. [9] Человек может инвестировать в свой человеческий капитал с помощью образования, профессиональной квалификации и опыта. Человеческий капитал люди используют для получения дохода. Таким образом, оплата труда зависит от производительности человека, а именно от человеческого капитала школьного образования, профессионального образования, опыта работы и других квалификаций. Кроме того, следует отметить, что на рынке труда существует конкуренция среди спроса на рабочую силу, поэтому оплата зависит и от этого. Работодатели выплачивают работникам заработную плату, соответствующую их достижениям. В течение жизни человеческий капитал накапливается, а доход увеличивается. Значит время, потраченное на образование, определяет уровень заработной платы и карьерный рост человека на протяжении всей его трудовой жизни. А поскольку люди получают разное образование, то поэтому они имеют разный доход.
Исследование и его результаты. Для начала, были отобраны факторные признаки по теме анализа влияния на результативный признак (валовый охват высшим образованием РК):
• Х1 – Число организаций высшего образования, единиц
• Х2 – Численность студентов организаций высшего образования, человек
• Х3 – Валовый коэффициент охвата средним образованием, %
• Х4 – Прием студентов организаций высшего образования, человек
• Х5 – Выпуск студентов организаций высшего образования, человек
• Х6 – Численность профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования, человек
• Х7 – Численность иностранных студентов, человек
• Х8 – Численность студентов обучающихся в организациях послесреднего образования, человек
• Х9 – Численность выпускников, окончивших общую среднюю школу (11 класс), человек
• Х10 – Численность выпускников организаций послесреднего образования, человек
Таблица 1. Исходные данные
Области | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | Х7 | Х8 | Х9 | Х10 |
Акмолинская | 38,38 | 4 | 12 044 | 112,16 | 3 588 | 4 275 | 750 | 240 | 2 594 | 5 457 | 6 793 |
Актюбинская | 64,09 | 6 | 24 909 | 104,32 | 5 554 | 7 379 | 1 627 | 672 | 25 596 | 7 597 | 8 065 |
Алматинская | 13,49 | 2 | 11 572 | 108,73 | 3 052 | 2 095 | 541 | 172 | 31 423 | 18 280 | 9 851 |
Атырауская | 37,87 | 3 | 11 775 | 103,20 | 3 292 | 3 483 | 612 | 255 | 18 274 | 6 028 | 4 692 |
Западно-Казахстанская | 83,20 | 4 | 26 889 | 103,89 | 7 004 | 8 481 | 1 163 | 186 | 17 413 | 6 026 | 5 708 |
Жамбылская | 38,20 | 2 | 22 443 | 97,54 | 6 894 | 9 788 | 1 107 | 1655 | 23 583 | 11 348 | 8 059 |
Карагандинская | 64,88 | 9 | 41 163 | 98,39 | 11 747 | 12 440 | 2 942 | 2073 | 39 007 | 9 321 | 11 374 |
Костанайская | 46,46 | 6 | 18 352 | 94,32 | 4 765 | 5 483 | 1 089 | 260 | 22 959 | 5 208 | 6 724 |
Кызылординская | 31,40 | 3 | 12 524 | 98,18 | 4 074 | 3 455 | 728 | 31 | 19 692 | 7 330 | 5 870 |
Мангистауская | 23,20 | 2 | 6 553 | 109,37 | 1 957 | 1 248 | 342 | 627 | 20 187 | 7 176 | 5 531 |
Павлодарская | 56,07 | 4 | 16 713 | 101,91 | 5 551 | 4 733 | 999 | 360 | 21 944 | 4 667 | 6 201 |
Северо-Казахстанская | 29,78 | 2 | 7 338 | 92,62 | 1 514 | 1 858 | 528 | 397 | 10 828 | 3 584 | 3 317 |
Туркестанская* | 12,88 | 3 | 13 173 | 99,08 | 3 931 | 2 477 | 1 147 | 1136 | 32 937 | 28 181 | 11 946 |
Восточно-Казахстанская | 59,27 | 7 | 32 211 | 96,05 | 9 654 | 9 640 | 1 926 | 967 | 36 495 | 9 268 | 11 194 |
г. Астана | 118,84 | 15 | 62 788 | 113,06 | 17 756 | 12 232 | 4 909 | 1987 | 29 492 | 8 435 | 7 731 |
г. Алматы | 204,64 | 42 | 172 224 | 122,11 | 51 554 | 35 058 | 12 779 | 7377 | 78 869 | 13 249 | 21 185 |
г. Шымкент | 124,41 | 8 | 82 840 | 110,91 | 17 917 | 27 554 | 3 189 | 9799 | 42 749 | 10 275 | 12 253 |
Все данные были взяты из сайта stat.gov.kz [6].
Для выяснения тесноты связи была построена корреляционная матрица (таблица 2):
Таблица 2. Корреляционная матрица
Y | Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | Х7 | Х8 | Х9 | Х10 | |
Y | 1 | ||||||||||
Х1 | 0,892 | 1 | |||||||||
Х2 | 0,953 | 0,950 | 1 | ||||||||
Х3 | 0,651 | 0,642 | 0,664 | 1 | |||||||
Х4 | 0,932 | 0,977 | 0,990 | 0,654 | 1 | ||||||
Х5 | 0,930 | 0,827 | 0,955 | 0,582 | 0,916 | 1 | |||||
Х6 | 0,911 | 0,992 | 0,972 | 0,649 | 0,990 | 0,867 | 1 | ||||
Х7 | 0,770 | 0,623 | 0,821 | 0,539 | 0,748 | 0,918 | 0,683 | 1 | |||
Х8 | 0,778 | 0,884 | 0,911 | 0,596 | 0,916 | 0,860 | 0,901 | 0,749 | 1 | ||
Х9 | -0,068 | 0,111 | 0,137 | 0,122 | 0,145 | 0,087 | 0,157 | 0,183 | 0,404 | 1 | |
Х10 | 0,687 | 0,805 | 0,842 | 0,515 | 0,846 | 0,805 | 0,829 | 0,712 | 0,980 | 0,542 | 1 |
В данной таблице 2 проведен корреляционный анализ между данным зависимым Y-фактором и независимыми 10 Х-факторами. По данным можно прийти к следующим выводам:
1. Коэффициент корреляции (R1) = 0,89. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и числом организаций высшего образования Республики Казахстан (х1) является тесной и положительной. Следовательно, увеличение число организаций высшего образования (единиц) приведет к увеличению валового охвата высшего образования (%).
2. Коэффициент корреляции (R2) = 0,95. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и численностью студентов организаций высшего образования Республики Казахстан (х2) тесная и положительная. Значит, что увеличение численности студентов организаций высшего образования (человек) приведет к увеличению валового охвата высшего образования (%).
3. Коэффициент корреляции (R3) = 0,65. Между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и валовый коэффициент охвата средним образованием Республики Казахстан (х3) связь является средней и положительной. Это значит, что увеличение валового коэффициента охвата средним образованием (%) приведет к увеличению валового охвата высшего образования (%).
4. Коэффициент корреляции (R4) = 0,93. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и приемом студентов организаций высшего образования Республики Казахстан (х4) является тесной и положительной. Увеличение приема студентов организаций высшего образования (человек) приведет к увеличению валового охвата высшего образования (%).
5. Коэффициент корреляции (R5) = 0,93. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и выпуском студентов организаций высшего образования Республики Казахстан (х5) является тесной и положительной. Увеличение выпуска студентов организаций высшего образования (человек) приведет к увеличению валового охвата высшего образования (%).
6. Коэффициент корреляции (R6) = 0,91. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и численностью профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования Республики Казахстан (х6) является тесной и положительной. Увеличение численности профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования (человек) приводит к увеличению валового охвата высшего образования (%).
7. Коэффициент корреляции (R7) = 0,77. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и численностью иностранных студентов Республики Казахстан (х7) является тесной и положительной. Увеличение численности иностранных студентов (человек) приведет к увеличению валового охвата высшего образования (%).
8. Коэффициент корреляции (R8) = 0,78. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и численностью студентов обучающихся в организациях послесреднего образования Республики Казахстан (х8) является сильной и положительной. Это значит, что увеличение численности студентов обучающихся в организациях послесреднего образования (человек) приведет к увеличению валового охвата высшего образования (%).
9. Коэффициент корреляции (R9) = -0,07. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и численностью выпускников, окончивших общую среднюю школу (11 класс) Республики Казахстан (х9) является минимальной и отрицательной.
10. Коэффициент корреляции (R10) = 0,69. Связь между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и численностью выпускников организаций послесреднего образования Республики Казахстан (х10) является средней и положительной. Увеличение численности выпускников организаций послесреднего образования (человек) приведет к увеличению валового охвата высшего образования (%).
Теперь перейдем к регрессионному анализу.
Рисунок 2. Регрессионный анализ
Важным из этих коэффициентов является множественный R и R-квадрат. Коэффициент корреляции (R = 0.99) показывает тесноту связи между валовым охватом высшего образования Республики Казахстан (у) и числом организаций высшего образования Республики Казахстан (х1), численностью студентов организаций высшего образования Республики Казахстан (х2), валовый коэффициент охвата средним образованием Республики Казахстан (х3), приемом студентов организаций высшего образования Республики Казахстан (х4), выпуском студентов организаций высшего образования Республики Казахстан (х5), численностью профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования Республики Казахстан (х6), численностью иностранных студентов Республики Казахстан (х7), численностью студентов обучающихся в организациях послесреднего образования Республики Казахстан (х8), и численностью выпускников, окончивших общую среднюю школу (11 класс) Республики Казахстан (х9), численностью выпускников организаций послесреднего образования Республики Казахстан (х10). Связь очень тесная и положительная.
Коэффициент детерминации показывает, что вариации валового охвата высшим образованием Республики Казахстан на 98,3% зависит от вариации всех Х-факторов. Ffact(35,2) > Ftabular(4,06), соответственно уравнение регрессии надежно и значимо. Следовательно, гипотеза, приведенная в начале проекта, подтверждается, в связи с тем, что признается правильность регрессионной модели.
Благодаря проведенному корреляционно-регрессионному анализу, можно сделать вывод, что образование и развитие человеческого потенциала сильно связаны между собой.
Методология. Для изучения поставленных задач привлечен системный подход, заключающийся в применении различных методов исследования: аналитического и вербально – коммуникативного (интервьюирование).
Методологическая база исследования основана на общенаучных подходах к изучению рассматриваемого явления. Зарубежная литература, посвященная человеческому капиталу, достаточно широка и затрагивает самые разные стороны избранной темы. В изучении проблем, раскрывающих взаимосвязь между высшим образованием и развитием человеческого капитала, важными стали труды Лоуренс Арокиасами, Маймуна Исмаила (статья «Развитие человеческого капитала и его влияние на эффективность деятельности фирмы: данные из экономики развития») и И.Г. Кузнецова, Р.П. Булззанга, Л.В. Рахматуллина, Р.А. Шиджедхиджараха (статья «Проблемы и перспективы развития человеческого капитала в современной России»). Все сказанное позволило подвергнуть обработке значительное количетсво информации.
Особую значимость также составили труды, написанные на русском языке – А.Ф. Борисова, Е.Е. Тарандо, Т.А. Трофимова (статья «Человеческий капитал: проблемы измерения и развития»), Е.В. Кучина (статья «Проблемы развития человеческого капитала в российских компаниях»), посвященных проблемам развития человеческого капитала.
Обсуждение. Изучение материалов также базируется на вербально – коммуникативном методе. Так, стремясь определить роль граждан в формировании современного общества и переход на инновационный путь развития нашей страны, были опрошены 30 респондентов Республики Казахстан, из которых 33,3% в возрасте от 16 до 21 года; 23,3% – от 41 и более; 16,7% – с 21 до 26; 16,7% – с 26 до 31 года и 10% – с 31 до 40 лет. Большая часть опрошенных (40%) имеют высшее образование, 23,3% – средне-специальное, 20% – среднее и 16,7% – неоконченное высшее.
В этой связи, я постаралась проследить процесс развития человеческого капитала в стране. Проведя анкетный опрос, был сделан вывод, что человеческий капитал является очень важным для общества и экономики страны.
Опросив респондентов, вне зависимости от их возраста и уровня образования на первый вопрос анкеты «Планируете ли Вы дальнейшее обучение?» чуть больше половины людей дали положительный ответ, то есть 60% опрошенных планируют дальнейшее обучение.
Рисунок 3. Первый вопрос
На следующий вопрос «Влияет ли уровень образования на эффективность работы?» абсолютное большинство опрошенных ответили, что уровень образования существенно влияет на эффективность их деятельности.
Рисунок 4. Второй вопрос
Довольно таки много положительных ответов респонденты дали на дальнейший вопрос «Считаете ли Вы, что инновационный потенциал Казахстана определяется качеством человеческого капитала?». 80% опрошенных считают, что это действительно так, и человеческий капитал играет важную роль в развитии инновационного потенциала.
Рисунок 5. Третий вопрос
На четвертый вопрос анкеты «Кто должен заботиться о накоплении и развитии человеческого капитала?» большее количество респондентов ответили, что заботиться об этом должно государство, а это значит, что руководство нашей страны должны предпринимать особые методы для того, чтобы развивать данную сферу и быть заманчивой страной для проживания.
Рисунок 6. Четвертый вопрос
На следующий вопрос «Важна ли реализация человеческого потенциала для жизни общества?» значительная часть людей считает, что это безусловно важно.
Рисунок 7. Пятый вопрос
На шестой вопрос анкеты «Зависит ли доход и успех в жизни от уровня образования?» 86,7% опрошенных дали положительный ответ.
Рисунок 8. Шестой вопрос
Ответы на следующий вопрос анкеты «Поддерживается ли на предприятии инициативы сотрудников по повышению квалификации?» вызвали у меня удивление. Большинство респондентов ответили, что «Да, но только формально» или же «Совсем нет». Самый маленький процент, а именно 23,3%, был «Конечно, да». Это наводит на мысль, что предприятиям в Казахстане необходимо обязательно задуматься о повышении качественных знаний в достижении высоких результатов экономической деятельности и учитывать желания сотрудников в повышении квалификации.
Рисунок 9. Седьмой вопрос
И, наконец, на последний вопрос «Согласны ли Вы с утверждением: Размер получаемых доходов в большей степени зависит от имеющихся достижений, опыта и рекомендаций?» ответили следующим образом: 86,7% «Да» и 13,3% «Нет».
Рисунок 10. Восьмой вопрос
Поэтому, анализируя ответы опроса, можно сделать вывод, что развитие человеческого капитала играет важную роль в жизни общества, как и в системе высшего образования, так и в других сферах. Помимо профессиональных навыков, на размер получаемых доходов влияют творческие способности, индивидуальные качества человека и практические навыки. Возможно то, что в ближайшие тридцать леть станут временем значительных изменений в системе образования, что в дальнейшем поможет нормализовать и развить человеческие потенциал. Важно понимать, чтобы достигнуть цели, нужно объединить усилия государства и населения нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рост экономики государства напрямую взаимосвязан с качеством жизни и здоровьем населения, а также качеством его образования. Чем выше уровень доходов людей, чем выше экономический рост страны, тем выше уроень образования, которое они могут позволить себе и своим детям. Человеческий капитал, как и все другие, должен развиваться и усовершенствоваться. Показателем измерения человеческого капитала является его производительность. Человеческий капитал – это мера, сформированная в результате социальных инвестиций со стороны человека, бизнеса, государства, которые со временем помогают человеку развиваться и расти в профессиональной сфере.
Очень важно, чтобы реформы в Республике Казахстан были нацелены на создание условий для успешного развития человеческого капитала. Главными из которых должны быть: государственная поддержка и расходы, выделяемые на образование, здравохранение, социальное благосостояние населения.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Человеческий капитла – это денежная стоимость трудовых способностей и характеристик, таких как: образование, здравоохранение, которые определяют производительность. Улучшение человеческого капитала в организациях способствует инновационности и повышеню производительности фирмы. Следовательно, нужно разработать эффективные планы особенно в инвестировании различных аспектов человеческого капитала, поскольку это гарантирует то, что фирмы достигнут большого успеха.
Образование является одним из самых важных компонентов человеческого капитала, потому что оно ведет к высокому экономическому результату и к высокому индвидуальному доходу. Ценность образования в глазах общественности в настоящее время приобретает все большее значение, люди начинают осозновать, что образование влияет на много в жизни, и не только профессиональное.
Что касается Казахстана, то стоит отметить, что в первую очередь молодой стране необходимо уделить большое внимание на развитие высококачественного человеческого капитала. Люди с высоким уровнем образования, как правило, имеют лучшие возможности трудоустройства, больший заработок и производят больше продукции, чем те, кто менее образован. Сказанное является убедительным аргументом для многих правительств разных стран, чтобы инвестировать значительную часть ресурсов в сферу образования в расчете на то, что со временем будут получены «дивиденты» в виде высокопрофессиональных и конкурентноспособных специалистов. [3]
Таким образом, образование – это инвестиции, обеспечивающие людей знаниямии навыками, которые повысят их возможность трудоустройства и производственный потенциал. В результате, это приведет к повышению доходов в будущем.