Возможности государственно-частного партнёрства в развитии инновационного предпринимательства в сфере транспорта (на примере Северо-Западного федерального округа)

Мамедгулиев Руслан Исламович
E-mail: rmamedguliev-18@edu.ranepa.ru

Научный руководитель:
Щербакова Дарья Васильевна
E-mail: shcherbakova-dv@ranepa.ru

Северо-Западный федеральный округ, являясь крупным логистическим хабом со вторым по численности городом России, даёт огромный потенциал для внедрения инновационных разработок в сфере транспорта. Нововведения последних лет, связанные с распространением сети wi-fi, бесконтактным способом оплаты проезда без участия кондуктора, обеспечением железнодорожного сообщения скоростными поездами между городами региона, а также строительством высокоскоростных автомагистралей, создают комфортную среду для жизни людей [2, с. 16].

Данные разработки, возможно, не состоялись или растянулись на долгий период без сотрудничества бизнеса и государства. В условиях ограниченности бюджета реализация крупных транспортных проектов силами государства представляется весьма затруднительной, при этом проекты, основанные на частных вложениях, нацелены на получение максимальной прибыли в краткосрочный период, чему не соответствует долгосрочное развитие сферы транспорта. Государственно-частное партнёрство (далее – ГЧП) решает эту проблему путём установления между органами государственной власти и частным сектором долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Согласно данным Министерства экономического развития, Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области являются ключевыми регионами Северо-Западного федерального округа (таблица 1), в которых сосредоточены проекты ГЧП, при этом по состоянию на 2020 год округ занял второе место по уровню привлечения инвестиций в транспортные ГЧП-проекты.

В настоящее время в округе реализуется всего 18 транспортных проектов, при чём 13 из них сосредоточены в Санкт-Петербурге, 2 – в Архангельской области, и по одному – в Калининградской и Мурманской областях, а также в Республике Коми. Небольшое количество ГЧП-проектов в сфере транспорта на Северо-Западе объясняется большой стоимостью подобных проектов, а также уровнем инновационного развития регионов округа. Инновационная активность субъектов данного федерального округа распределена между собой неравномерно и сосредоточена, в основном, в городе федерального значения Санкт-Петербурге – в субъекте федерации, обладающего сильным инновационным потенциалом.

Таблица 1. Позиции субъектов Северо-Западного федерального округа в Рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП в 2020 году,

где НО – накопленный опыт за предыдущие годы (до 2020 г.), НБ – нормативно-правовая база

Название субъектаМестоБаллДинамика за 2020 г.НОНБМесто в 2019 г.
1Санкт-Петербург440,820,710063,213 (+9)
2Ленинградская область1213,13,813,776,814 (+2)
3Калининградская область1810,70,21575,824 (+6)
4Мурманская область238,906,376,638 (+15)
5Архангельская область317,310,564,934 (+3)
6Вологодская область445,70,1349,926 (-18)
7Новгородская область6140,20,936,759 (-2)
8Псковская область653,30,20,130,963 (-2)
9Республика Карелия66300,928,661 (-5)
10Республика Коми6812,8030,565,855 (-13)
11Ненецкий автономный округ825,20051,979 (-3)

ГЧП-проекты, реализуемые в настоящее время в Санкт-Петербурге, ориентированы на следующих направлениях: создание скоростной трамвайной линии между Купчино и Славянкой, реконструкцию одного из перронов аэропорта «Пулково», строительство высокоскоростной магистрали «М-11: Москва – Санкт-Петербург», морского перегрузочного порта «Бронка», автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» с автоматической оплатой проезда, решается вопрос по сооружению многоэтажных гаражей и т.д.

В Калининградской, Архангельской, Мурманской областях, а также в Республике Коми – регионах, имеющих средний и слабый уровни развития инноваций, строятся новые морские порты, сооружаются автомобильные дороги и кольцевые развязки, происходит реконструкция автостанции.

Как можно заметить из приведённых выше примеров, только часть транспортных проектов государственно-частного партнёрства предполагает введение инноваций, при этом они бы решили многие вопросы по совершенствованию транспортной инфраструктуры в малых и больших городах, устранили бы проблемы экологии и улучшили качество жизни людей.

Среди субъектов Северо-Западного федерального округа наблюдается сильная дифференциация по инновационным возможностям (таблица 2). Устранить данную проблему можно путём расширения перечня механизмов федеральной поддержки региональной активности в инновациях на транспорте и других сферах экономики, а также сделать открытой процедуру отбора субъектов страны, получающих финансирование на раскрытие своего инновационного потенциала. Применение инновационных технологий на транспорте с помощью ГЧП-проектов позволит модернизировать инфраструктуру и не отставать от передовых разработок, внедряемыми в развитых странах. Например, в Китае проектируются беспилотные трамваи, в Соединённых Штатах Америки развивается система беспилотного такси и грузовиков, а в странах Евросоюза происходит тестирование автономных автобусов.

Региональные органы государственной власти имеют возможность детально проработать «дорожные карты» инновационного развития своего субъекта, включая в эти стратегические планы самостоятельное привлечение государственным сектором новых ГЧП-проектов в транспортную отрасль в качестве заказчика инноваций. Органы исполнительной власти регионов могут заниматься стимулированием развития инновационного предпринимательства на территории своего субъекта посредством совершенствования нормативно-правовых актов законодательства о государственно-частном партнёрстве и инновационном предпринимательстве, а также финансируя научно-исследовательские разработки.

Взаимодействие государства и бизнеса в сфере инновационных разработок на транспорте представляет ряд преимуществ для обеих сторон. Региональные органы исполнительной власти смогут решить стратегические цели, для реализации которых бюджетных средств недостаточно, при этом обеспечить осуществление крупных социально-значимых инфраструктурных проектов в короткие сроки. Реализация подобных проектов помогает привлекать частные инвестиции, сокращать государственные расходы, ряд задач делегировать частному сектору [3, c. 262-263], а также повысить уровень инновационной привлекательности регионов.

Для бизнеса, и в частности, инновационного предпринимательства, заключения концессионных соглашений, договоров о совместной деятельности, инвестиционных договоров и государственных контрактов позволяют обеспечить наиболее оперативное решение административных вопросов, привлечь долговое финансирование, а также заручиться гарантиями от государства в выполнении совместных проектов [6, с. 37]. Кроме того, использование инструментов механизма партнёрства поможет коммерциализировать создаваемые новые объекты транспорта и инфраструктуры для него в долгосрочной перспективе.

Инновационные предприниматели несут ответственность за целесообразность и разработку новых видов инноваций на транспорте и в обслуживающей его инфраструктуре, курируют процесс их распространения. Успешное применение новых разработок в одном регионе позволяет распространить эту практику на другие регионы, выйти на международный уровень. Это будет способствовать росту инновационного потенциала страны и повышению качества жизни населения. [1, с. 82]

Долгосрочное сотрудничество органов государственной власти и бизнес-структур в создании инновационных разработок в сфере транспорта обеспечивает распределение между сторонами рисков, затрат и ресурсов. Кроме того, такой вид сотрудничества помимо внедрения инноваций предоставляет возможность сделать прогноз, каким образом тот или иной вид транспорта будет развиваться в будущем с учётом появляющихся технических достижений.

Транспортные ГЧП-проекты помогут обществу совершить существенный прогресс в решении экологических проблем. Неравнодушие к будущему планеты сможет стать для инновационного предпринимательства и государства движущей силой, стимулирующей создание экологически чистого транспорта, а также модернизацию уже существующего подвижного состава [4, c. 70]. Так, например, в городах Северо-Западного федерального округа можно уже наблюдать движение автобусов на природном газе.

Отметим, что железнодорожный транспорт пока не является приоритетным видом транспорта в рамках проектов государственно-частного партнёрства, поскольку такие проекты отличаются высокой стоимостью. На наш взгляд, развитие этого вида транспорта не стоит упускать, так как железнодорожное сообщение играет огромную роль как для обычных граждан, предпринимателей, так и для экономики субъектов Северо-Западного региона и России в целом.

Создание инноваций в транспортной сфере посредством сотрудничества государства и бизнеса является одним из ключевых вопросов по расширению предпринимательской и инновационной культуры в Северо-Западном федеральном округе и в нашей стране в целом. Теме ГЧП посвящены конференции, проводятся форумы, на которых транспортные компании представляют свои новые разработки, многие из которых в ближайшем будущем будут реализованы на городском, железнодорожном транспорте, авиасообщении и их инфраструктуре. Например, в Санкт-Петербурге появятся скоростная трамвайная линия между городом и Шушарами, отдельный парк электробусов, запустят работу автобусов на сжиженном природном газе, в Новгородской области развивают технологии летающих беспилотников, а в Мурманске – единую платформу по управлению транспортными системами.

Таблица 2. Позиции субъектов Северо-Западного федерального округа в Рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации

Рейтинг субъектов СЗФО по значению Российского регионального инновационного индекса: 2018-2019 гг.Рейтинг субъектов СЗФО по значению индекса готовности к будущему: 2019-2020 гг.
СубъектГруппаРангСубъектГруппаРанг
Санкт-ПетербургI2Санкт-ПетербургI1
Калининградская областьII25Калининградская областьI5
Новгородская областьII33Республика КарелияI9
Архангельская областьII34Мурманская областьII13
Ленинградская областьII38Ленинградская областьIII28
Мурманская областьII41Архангельская областьIII35
Республика КомиII42Республика КомиIII46
Республика КарелияIII47Псковская областьIII58
Вологодская областьIII50Вологодская областьIV63
Псковская областьIII68Новгородская областьIV71
Ненецкий автономный округIV84Ненецкий автономный округIV85

Развитие инновационных разработок на транспорте в регионах Северо-Западного федерального округа поспособствует модернизации транспортной инфраструктуры. Как указывает «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года», это станет одним из важнейших инструментов стимулирования экономического роста России и повышения качества жизни населения. «Прогнозом» предусматривается: развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения, строительство скоростных международных транспортных коридоров, соединяющих западную и восточную части страны, создание новых перегрузочных терминалов и морских портов, а также развитие Северного морского пути, реконструкция региональных аэропортов и расширение сети региональных авиамаршрутов. Данные стремления государства возможно будет достичь с помощью механизма ГЧП. Транспортные проекты, реализуемые с помощью механизма ГЧП, обладают динамичностью и отвечают запросам времени, ставя на повестку дня вопросы развития инфраструктуры и доступности субъектов в условиях глобализации. С помощью инновационного транспорта предпринимаются действия для решения проблемы сохранения планеты [5, с. 61].

Общее стремление государства, бизнеса и общества к успешному внедрению и развитию инновационных разработок на транспорте в рамках ГЧП-проектов позволит обеспечить устойчивое развитие субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Эффективное осуществление транспортных ГЧП-проектов положительно влияет на увеличение инновационного потенциала регионов, обновление транспортной инфраструктуры, являющейся важным стратегическим элементом, способствующим поддержанию экономики субъектов и Российской Федерации в целом.

Таким образом, государственно-частное партнёрство в части внедрения инновационных технологий на транспорте в Северо-Западном федеральном округе представляет повышенный интерес, поскольку позволяет не столько обеспечить совместный диалог и реализуемость общих целей, сколько повысить качество жизни населения и уровень развития городов.

Понравилась статья? Читай другие исследования в нашем архиве