ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПБПУ)

Актавина Катарина Мануэлевна
e-mail: katarinaaktavina@gmail.com

В настоящее время высшее учебное заведение дает студентам возможность не только получать знания, но и заниматься различными видами деятельности, среди которых и спортивное направление. Спорт может являться лицом университета, а также фактором, объединяющим студентов во внеучебной деятельности. Проблематика данного исследования заключается в недостаточной вовлеченности студентов в спортивную студенческую жизнь. Целью исследования является выявление факторов, которые могли бы повысить долю студентов, принимающих участие в студенческих спортивных мероприятиях. Для достижения поставленной цели, необходимо дать ответ на следующие вопросы (они же задачи):

— Какова степень осведомленности студентов о предстоящих мероприятиях?

— Каковы причины неучастия учащихся в студенческой и, в частности, спортивной жизни вуза?

— Какие механизмы взаимодействия со студентами можно использовать, для повышения интереса к студенческой жизни?

— Какие виды студенческой вовлеченности бывают и как ее измерять?

Современные тенденции развития студенческого спорта в ведущих университетах мира идут к его коммерциализации и популяризации, но во многих университетах проблема вовлеченности студентов в такого рода деятельность все еще остается, что напрямую связано с эффективностью политики продвижения высшего учебного заведения (далее вуза).

Гипотезой исследования служит предположение, что 40 % студентов СПбПУ занимаются спортом, 60% студентов хотели бы принимать более активное участие в спортивной жизни СПбПУ.

Исследования показывают, что качество и результат обучения студента в вузе зависит не только от его работы на занятиях, но и от того принимал ли он участие в студенческой жизни. Под студенческой жизнью понимаются различные виды деятельности, предлагаемые вузом в качестве дополнительного образования, полезного времяпрепровождения. Такая деятельность может быть и обязательной частью учебного процесса, например, практика или участие в научных конференциях [1].

Студенческая вовлеченность — это совокупность поведенческих и психологических характеристик обучающихся, сопровождающих их участие в занятиях (в данном случае в студ. мероприятиях) [2]. Исследуя схожую проблему, ученые из университета РУДН (Осокина Е. С., Леван Т. Н., Зудин А. Б., Аксенова Е. И., Готская А. И., Дегтярева Т. О.), выделяют следующие десять критериев, позволяющих рассмотреть вовлеченность обучающихся в деятельностном, когнитивном, волевом, мотивационно-ценностном, эмоциональном, социальном и оценочно-рефлексивном аспектах:

1. Фактическая деятельность на занятиях — Виды деятельности, которые осуществляют обучающиеся на занятиях;

2. Прикладываемые на занятиях усилия — Степень активности обучающихся назанятиях; прикладываемые для выполнения учебных заданий психические ифизические усилия и затрачиваемые энергетические и временные ресурсы;

3. Наличие внутренней потребности в занятиях — Мотивация обучающихся к занятиям; признание и принятие их значимости вконтексте ценностного отношения к физической культуре;

4. Эмоциональная вовлеченность в занятия;

5. Удовлетворенность содержанием программы — Отношение к содержаниюучебного курса/ программы мероприятия;

6. Удовлетворенность организационно-педагогическими условиями обучения;

7. Удовлетворенность условиями и организацией образовательного;

8. Социальная вовлеченность в занятия;

9. Объективные результаты;

10. Субъективная оценка эффективности обучения.

«Всероссийское социологическое исследование вовлеченности обучающихся в занятия физической культурой» позволило выявить, что студенты образовательных организаций, прошедших опрос, чаще занимаются физической культурой в группах общей физической подготовки (ОФП), не разделенных по видам спорта, — в них занимается 80,4% респондентов (при этом, судя по выбранным описаниям занятий, респонденты относятся к различным медицинским группам для занятий физической культурой) [2].

Интересен тот факт, что большинство респондентов хотели бы выбирать вид спорта в рамках курса физической культуры. При этом многие виды спорта из тех, что не распространены, вызывают у занимающихся в группах ОФП интерес: из них наиболее привлекательны для респондентов плавание, настольный теннис, пулевая стрельба, аэробика, бадминтон, спортивное ориентирование.

Из рассмотренных выше факторов, наиболее значимыми для изучения вовлеченности студентов в спортивные мероприятия являются: 1, 3, 4, 5, 8. При этом одни и те же аспекты вовлеченности можно рассматривать в обоих случаях, потому что физическая культура, как дисциплина — это один из каналов пропаганды здорового образа жизни и, конечно, самих спортивных мероприятий в университете.

В анкете для изучения вовлеченности студентов СПбПУ в спортивные мероприятия предполагаются следующие вопросы:

О каких студенческих организациях, действующих в СПбПУ Вы знаете?

Какие спортивные или спортивно-развлекательные мероприятия нашего Вуза знакомы Вам?

Занимаетесь ли Вы спортом? (если да, то каким образом: — для себя/профессионально/не занимаюсь)

Где Вы занимаетесь спортом?

Посещаете ли Вы студенческие мероприятия?

Чего по Вашему мнению не хватает студенческим мероприятиям? (зрелищности, хорошей организации, информационного сопровождения, свой вариант)

Считаете ли Вы, что участие в студенческой жизни влияет на Ваше обучение/успеваемость? (да, нет, не

сильно)

При проведении подобных исследований, студентов обычно делят на несколько групп, таких как: спортсмены-любители (студенты, которые могут выполнять физическую нагрузку без ограничений и сами занимаются спортом), студенты, находящиеся в, так называемых, группах спортивного совершенствования (профессионалы) и студенты, которые освобождены либо имеют ограничения по физической нагрузке. На эти же группы можно разделить и целевую аудиторию, которую вуз планирует привлечь на спортивные мероприятия.

Одна из частей нашей целевой аудитории (далее ЦА) не является затронутой/ заинтересованной — это учащиеся, которые по каким-либо причинам освобождены от занятий физической культурой. В качестве решения данной проблемы, предлагается вовлекать их в организацию спортивных событий, раздавать различные роли (рефери, технические помощники и т.д.).

Но не все так просто. Вуз на практике стремится привлечь участников на мероприятия, связанные со спортом, но и, конечно, болельщиков. Например, в составе спортивного клуба Политехнического университета есть мужские и женские сборные по волейболу, футболу, хоккею, баскетболу, гребле. И эти команды нуждаются в продвижении и поддержке со стороны студенческого сообщества, ведь спорт также одна из сторон, создающих имидж университета. Как вариант взаимного развития вышеперечисленных видов мероприятий — это интеграция шоу-моментов в значимые спортивные матчи сборных университета.

Немало положительного опыта российские активисты могли бы перенять у стран ЕС, а также у США, так как там студенческий спорт уже вышел на очень высокий уровень и является коммерчески успешным. Один из разделов, которые появляются при переходе на сайт университета — «Athletics» [3]. Данный раздел представлен либо как вкладка на сайте, либо как отдельный сайт о спортивной жизни университета. На сайте можно узнать всю информацию о сборных университета, выдающихся спортсменах, выпускниках, достижениях, расписание мероприятий и матчей, купить именную атрибутику, а также возможно подать заявку на вступление в какую -либо сборную. На законном уровне в США существуют различные программы спортивного стипендиального финансирования. Фактически, атлеты-студенты помимо стипендии получают возможность оплачивать обучение,

общежитие, налоги на учебные часы за счет средств самого университета. Данная система во многом объясняет «спортивный престиж».

В последние несколько лет спортивное направление стало одним из приоритетных по развитию в стране, при чем от школьного до профессионального уровня. Фрэнк Карсон в своей статье «10 Reasons Sports Are America’s No. 1 Priority»/ «10 причин, почемуспорт стал приоритетом №1

в Америке», называет 10 важных факторов, почему многие американцы не представляют свою жизнь без спорта. Вот некоторые из них:

— Все закладывается еще в школе.

В американских школах, возможно, одна из самых больших возможностей выбора секций, и большую часть их, конечно, занимают спортивные. Также все знают о том, что преуспевающие спортсмены могут иметь некоторые «поблажки» в требованиях в отличие от остальных учеников. В одном из исследований системы образования, социологи, назвали также и отрицательное влияние настолько явных спортивных приоритетов. Ученики посещают разные секции, имеют возможность подготавливать мероприятия самостоятельно, но вся учебная неделя посвящено только подготовке и проведению каких-либо мероприятий, поэтому времени на занятия фундаментальными науками не остается. Эти выводы подтверждают данные опроса, где Америка заняла 31 место по математике и 17 место по литературе (техника чтения) из 74 стран-участниц. [7]

— Ставка на спорт в высшем учебном заведении

По данным Американского Института исследований, студенческая ассоциация спорта тратит на своих атлетов в 2-3 раза больше, чем университеты на своих студентов.

— Каждому дается шанс на успех

Система мотивируетучащихся спортсменов вкладывать все свои силы в достижения физической культуры, так как есть шанс, что перед ними «откроются все двери»: возможность не испытывать финансовых проблем и шанс стать знаменитым, сделать свое «имя».

Если взглянуть на это со стороны тренеров (наставников), то следует заметить, что и они не проигрывают, вкладываясь в своих подопечных. Существуют дополнительные субсидии за выдающиеся таланты, а также за «легионеров» то есть иностранных учащихся, вовлеченных в студенческий спорт. Не говоря уже о развитой системе скаутинга учащихся в США.

На базе организаций, развивающих студенческий спорт в каждом университете, с которым работает спортивная организация, созданы специальные отряды менеджеров. Менеджер — человек, который отвечает за продвижение в своем университете и регионе спортивной команды и спортивных мероприятий. Также менеджеры назначают ответственных лиц, которые должны следить за успешным ведением социальных сетей спортивных клубов. Большой шаг вперед — возможность посмотреть прямую трансляцию студенческих спортивных мероприятий, что расширяет привлеченную аудиторию. Созданы сайты студенческих спортивных лиг, например, сайт АСБ — ассоциация студенческого баскетбола [5]. На сайте данной организации можно найти много актуальной информации о спортивных мероприятиях, университетах и спортсменах.

Таким образом, вовлеченность ученика/студента проявляется в мотивационно-ценностном, эмоциональном, социальном и оценочно-рефлексивном аспектах, которые нужно начинать развивать еще с уроков физической культуры в школе и продолжать в вузе.

Необходимо совершенствовать работу студенческих организаций, ответственных за массовые мероприятия, и ориентироваться на опыт стран, проводящих успешную политику в области популяризации студенческого спорта, таких как США, Испания, Австралия.

В дальнейшем исследовании проблемы вовлеченности студентов в спортивные мероприятия нужно выявить правовую базу в области распространения и проведения спортивных мероприятий различного уровня. А также провести сравнение структур организаций, ответственных за работу со студентами.

Больше интересных исследований можно найти в нашем архиве