Влияние миграционных процессов 2014- 2017 гг. на социально – экономическое развитие Германии и Франции
Степанян Вадим Варужанович
e-mail: vadstepanyan2001@gmail.com
В 2010 году в рамках выступления на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Испании, Мигель Анхель Моратинос, отметил, что проблемы миграции становятся «одним из главных вызовов XXI века, и Европа находится на переднем фронте. Наступившее время требует проведения новой политики в области миграционных потоков». Действительно, за последние 7 лет в Европе наблюдалось увеличение количества беженцев из Африки и с Ближнего Востока. 2015 год стал настоящим испытанием для государств – членов Европейского Союза из-за обострения миграционного кризиса, изменившего социально- экономический уклад жизни десятка стран. В рамках настоящего исследования мы проследим, как отразились массовые миграционные процессы на социально – экономическом развитии Германии и Франции.
Миграцию в современном контексте можно считать актором международных отношений и мирового развития, в целом, оказывающим влияние на формирование внешней политики государств, на глобальную демографическую ситуацию, мировую экономику, социально – культурную трансформацию, международную безопасность. С другой стороны, миграцию рассматривают как «сложный процесс, который связан с единичными или регулярными территориальными перемещениями людей по различным причинам через границы территориальных образований в целях изменения постоянного или временного места жительства»[1, C.28]. Активными участниками миграционных процессов являются мигранты – лица, совершающие переселение, изменяя место жительства внутри страны или переезжая из одной страны в другую. Основу миграционных потоков в страх Европейского союза (далее – ЕС) до 2007 года составляли жители из других стран Евросоюза, после наступил переломный момент, в рамках которого произошел спад миграционных потоков внутри ЕС. После 2007 года увеличился приток иностранных мигрантов, что привело к увеличению притока в ЕС выходцев из чуждых объединению государств.
Рисунок 1. Характеристика миграционных процессов в Европе, 1960-2016 гг., в расчете на 1 000 чел.
Темпы миграции в Евросоюзе до 2014 года отличались стабильностью, на фоне которой критических изменений объема миграционных потоков не происходило. С учетом ряда допущений можно было утверждать о сбалансированном характере проводимой миграционной политики в странах – членах ЕС, а также об отсутствии внешних факторов – шоков. Вместе с тем, в 2014-2016 году был отмечен резкий миграционный скачок беженцев на фоне обострения политических отношений на Ближнем Востоке. По результатам исследования 2015 года, опубликованные агентством Европейского союза по безопасности внешних границ «Frontex», отмечалось прибытие 1,82 млн. мигрантов, что почти в 3,5 раза превысило уровень разнородных миграций в 2014 году (562, 68 тыс. чел.) [2, C.67]. За 2016 год количество прибывших беженцев – мигрантов перешло границу в 2 млн. человек, что обострило внутренние социально – экономические процессы в ряде государств. В 2017 году миграция в некоторых государствах достигла своего максимума, к примеру, в Люксембурге она составляла 40,5% на 1000 граждан (рис.2.). Страны Евросоюза допустили крупную ошибку во внешней политике, так как оказались не готовы принять стремительный поток беженцев. Размеры кризиса вызывали неоднозначные оценки: одна часть населения восприняла это как «конец Европы», другая – стала считать миграционные волны символом провальной политики ЕС по «управляемой миграции».
Рисунок 2. Статистика численности мигрантов (в %) в странах ЕС в расчете на 1000 чел. за 2017 год
Миграционный кризис стал одной из глобальных проблем Европейского союза XXI века. Сравнивания динамику притока беженцев из стран Ближнего Востока за 2014-2016 гг., важно отметить, что сильнее всего пострадала Германия. Страна в совокупности приняла наибольше количество мигрантов, чем вся Европа – более миллиона человек. Помимо этого, количество заявок на предоставление убежища в 2015-2017 году составило почти 1,5 миллиона человек, что не могло не сказаться на устойчивом социально – экономическом развитии ФРГ. Приток беженцев, нелегальных мигрантов серьезно отразился на экономике Германии. Прежде всего, появление экономических трудностей связано со значительным ростом числа получателей социальных пособий среди мигрантов. Опасность данной тенденции сопровождалась невозможностью сдерживать прибытие новых мигрантов и интегрировать уже прибывших на рынок труда, вследствие чего, выплата пособий стала тяжелым бременем для экономики ФРГ. Основная часть беженцев хотела получать все льготы, предназначенные в странах ЕС, но не хотела работать. Основной задачей стало сохранение бездефицитного бюджета. Безусловно, в первой волне миграционных процессов Правительство ФРГ в лице федеральных, земельных и местных властей взяло на себя расходы по оказанию социальной помощи. По данным отчета Института мировой экономики (IfW) только за 2015 год на содержание мигрантов было потрачено порядка 10 миллиардов евро [3, C.103]. Так, пособие для беженцев стало приравниваться к пособиям, выплачиваемым среднестатистическому европейцу, что привело к нарастанию социальных волнений в обществе. Немаловажной является проблема усиления оппозиционных общественных сил, которые выступают за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой.
На увеличение социальной напряженности сыграли факторы непринятия представителями мусульманского мира сложившегося европейского уровня жизни. Первым фактором стала дестабилизация общественной безопасности, так как лагеря для беженцев разбивали по всей стране. Беспризорность, другая религия, иной уклад жизни увеличили уровень социальных конфликтов. Особенно данная проблема коснулась незащищенных слоев населения – детей, женщин и стариков. Именно данная аудитория многократно подвергалась избиениям, кражам, насилию со стороны мигрантов. Вторым фактором стал рост террористической угрозы. В 2016 году в Европе были зафиксированы случаи проникновения террористов и вербовщиков из неблагополучных стран Ближнего Востока под видом мигрантов.
По прогнозам европейской комиссии, экономически активное население в Германии в 2020 году уменьшилось на 7,5 миллионов человек, а без учета миграции – 11, 7 миллионов человек. В 2021 году ожидается экономический спад в развитии страны, которому будут способствовать затраты на содержание мигрантов. Несмотря на то, что за 5 лет около 1/5 беженцев были успешно интегрированы в социально – экономическую систему страны, вышли на работу (чаще всего, на рабочие специальности), получаемые ими денежные средства уходили в родные страны. Данные факторы повлияют на снижение средних темпов роста ВВП с 1,5 % до 0,5 %. Положительному экономическому развитию будет способствовать только тот факт, что мигранты будут тратить получаемые выплаты от социальных служб на рынках, в магазинах Германии, что в определенной степени обеспечит круговорот денежной массы.
Совсем иными оказались последствия миграционного кризиса на социально- экономическое развитие Франции. Формирование французской миграционной политики и политики по предоставлению политического убежища было длительным процессом. Массовое прибытие мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки стало предпосылкой для принятия экстренных мер по их распределению внутри ЕС. На основе критериев распределения мигрантов в рамках реализованной «Европейской повестки дня по миграции» было принято определить количество по странам, в зависимости 40% т общего населения страны, на 40% от ее ВНП, а также 10% от уровня безработицы и на 10% от численности уже принятых государством – членом ЕС беженцев и заявлений об убежище. Так, в Топ – 10 стран – претендентов на принятие мигрантов стала Германия, куда предполагалось направить 18,42%, Франция – 14,17 %, Италия – 11,84%, Испания – 10%, а также Польша (5,64%), Нидерланды (4,35 %), Швеция – (3 %), Бельгия (2,9%).
Рисунок 3. Распределение мигрантов по странам Европейского союза в 2015 году в процентном соотношении
Как и многие государства, Франция оказалась не готова принять «основной удар» на себя, и выступила с предложением к Комиссии Евросоюза учитывать криминогенный фактор, который несет опасность для развития ключевых сфер жизнедеятельности страны. Вместе с тем, предложение было проигнорировано, и значительная часть мигрантов хлынула во Францию. Проблема заключалась в том, что одним из факторов, определяющих стабильное социально – экономическое развитие государства, является демография.
В контексте развития Франции миграционный кризис разрушил традиционные устои французского общества и привел к ряду серьезных проблем. Прежде всего, важно отметить, что основной пул беженцев до старта прогрессивной миграции составляли бывшие французские колонии, которые приезжали во Францию на заработки. После 2013 года мигрантами стали считать людей, покинувших свои дома из-за нарастания военных конфликтов в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Миграционная политика Франции в период с 2014 по 2017 год была направлена на создание необходимых социальных условий для их размещения в лагерях беженцев, приютах и временных лагерях. Всем мигрантам предоставлялось бесплатное трехразовое питание. В 2017 году таких заведений насчитывалось около 300. Также, с момента предоставления прошения на получение статуса беженца каждому мигранту предоставлялась бесплатная медицинская помощь и бесплатный проезд на местном транспорте.
Оценка затрат на содержание мигрантов во Франции с 2014-2017 гг. оценивалась в 13 миллиардов евро. Огромная нагрузка на бюджет, выделение пособий, сравнимых с пособиями французских граждан поставило под угрозу стабильность экономики страны и подорвало социальную сферу. Создание необходимых социальных условий для беженцев не стало гарантией спокойного протекания их интеграции к европейской жизни. Как и в Германии, беженцы стали большой проблемой для социально – экономического развития Франции. Так, в 2017 году временные лагеря для содержания беженцев сравнивали с тюрьмами по уровню криминала и социальной напряженности. Как результат — с января 2015 по июль 2016 годов только в пяти крупнейших терактах в Европе (в Париже, Ницце, Брюсселе и т.д.) погибли не менее 306 человек, около 1000 получили ранения.
Особой опасностью для Франции стала стремительная исламизация французского общества. Распространение исламской идеология нашло отражение у меньшинств, проживающих на окраинах крупных французских городов. Сформированные группы мусульман стали требовать принятия ислама в качестве нормы социальной жизни во Франции, что привело к социальному напряжению в обществе. Граждане распределились на три лагеря- тех, кто выступал за депортацию мигрантов и усиление мер миграционной политики, тех, кто никак не реагировал на происходящие изменения, и тех, кто принял идеологию мигрантов как новый виток развития государства. По результатам локальных опросов в 2017 году 8/10 граждан Франции выступали за то, чтобы государство ввело жесткие ограничительные меры для регулирования миграционных потоков. Подобное отношение к происходящим процессам в стране было обусловлено несколькими факторами:
- Принятие новых мигрантов подрывало устои французского общества, а также посягало на устоявшиеся каноны жизни;
- Распространение ислама в качестве идеологии несло подрывной характер, так как под видом мусульман в страну прибывало огромное количество представителей террористических организаций;
- Агрессивность мигрантов сопровождалась противоправными поступками, в частности, насилию женщин, беспорядочным грабежам и убийствам;
- Коренное отличие системы ценностей французского общества и мусульманской системы ценностей.
Социально-экономическая нестабильность в стране повлияла на курс проводимой политики. Представители исламского мира стали пропагандировать свои ценности и агитировать свержение действующего Президента Франции. Помимо этого, усугубились случаи нападения на официальных лиц государства и массовых протестов и беспорядков. Кризис французского общества был обусловлен тем, что большинство мужской части мигрантов соглашались на союзы с европейскими гражданками, чтобы ускорить процесс получения гражданства. По канонам ислама женщина должна принять ислам, вслед за мужчиной. Это означает, что и дети, рожденные в таком союзе, станут представителями отличной от европейцев религии. Данные факторы возвращают нас к истокам демографии, так как в ближайшие 25 лет около 60% французского общества будет состоять из мусульман. Такая тенденция в корне изменит понимание жизни для европейцев и приведет к возникновению новых потрясений в ближайшее будущее.
Таким образом, подводя итог настоящей работы, важно отметить, что миграционный кризис сыграл важную роль в социально – экономической жизни стран Европейского Союза. В первую волну миграции Германия и Франция подверглись крупному миграционному притоку беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, что в корне изменило устоявшийся уклад жизни общества. Гражданам пришлось адаптироваться к новым реалиям и подстраиваться к криминогенному темпу жизни мигрантов. Европейские государства потратили десятки миллиардов евро на содержание мигрантов, что привело к краху экономических систем и дефициту госбюджетов. На социальной сфере миграции сказалась особенно сильно, поскольку увеличилось количество преступлений, терактов, произошло обострение социальной напряженности на фоне этнической и религиозной непримиримости. Иными словами, миграционный кризис разделил жизнь ряда государств ЕС на «до» и «после». По прогнозам развития до 2025 года эксперты утверждают, что наступит новая волна миграций. Европейские государства должны учесть свой «горький опыт» и выстроить политику, способную минимизировать негативные последствия для развития всего Евросоюза, в целом.
Нашел в статье нужные данные? Воспользуйся ссылкой для списка литературы
Степанян В. В. Влияние миграционных процессов 2014- 2017 гг. на социально – экономическое развитие Германии и Франции // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. №2 (54) . С. 27-31.
А больше интересных материалов можно найти у нас в архиве