Как выбрать тему исследования?
Итак, если ты задаёшься сакраментальным вопросом «Как выбрать тему исследования?», значит ты на правильном пути.
Всё просто. Выбрал неверную тему исследования — потратил время и силы, получив околонулевой результат.
Не будем тратить твоё время на долгие рассуждения и сразу преступим к делу, ты ведь за этим здесь?
Итак, тема твоего исследования должна отвечать следующим запросам:
- В основе темы твоего исследования должна лежать проблема.
Исследования проводят для решения каких либо проблем. Всегда. Это аксиома. И слово «проблема» здесь используется в широком смысле. Оно подразумевает стремление к совершенству, а совершенству, как известно, нет предела. - Тема твоего исследования актуальна.
Это означает, что исследуемая проблема важна для кого-то в настоящее время. И самое главное — ещё не решена кем то другим. - Ты должен чётко понимать, что именно ты исследуешь.
Избегай усложнения. Чем сложнее и запутаннее тема исследования, тем хуже. Предмет исследования должен быть предельно понятен тебе. Попробуй в четырёх словах описать тему своего исследования. Не можешь? Это повод задуматься.
Чего при выборе исследования делать не нужно?
Вот в этой нашей статье ты можешь узнать как НЕ НУЖНО выбирать тему исследования и какие ОШИБКИ допускают молодые авторы.
Если коротко: не замахивайся на научный олимп (во всяком случае в первых своих работах) и не отрывайся в своей работе от практики.
Алгоритм выбора темы научного исследования
На этой странице мы с тобой разбираемся в вопросе «как выбрать тему исследования», верно?
Пора приступать к этому замысловатому процессу.
Мы всей редакцией рекомендуем делать это следующим образом:
- Выписываешь 2-3 области, которые тебе интересны самому.
Например: научные журналы, мобильный гейминг, педагогика в вузе. - Для каждой из них прикидываешь 5 проблем/ возможностей совершенствования/ интересующих вопросов.
Например (для области научных журналов): у научных издательств мало денег (проблема); большинство статей никто не цитирует (проблема); российские журналы не котируются на международном рынке (проблема); можно сделать мобильные приложения для журналов (возможность); сколько журналов в наукометрических базах разного уровня? (вопрос). - Просишь преподавателя/коллегу/друга/нашу редакцию упорядочить их по степени актуальности/интересности.
- Смотришь исследовали ли эту проблему до тебя?
Например: заходишь на сайт Киберленинки, ищешь похожие статьи по ключевым словам. Если таких работ нет или их немного, или они устарели (опубликованы более 5 лет назад) — идёшь дальше по алгоритму, если нет — выбираешь следующую тему. - Прикидываешь как можно раскрыть свою тему.
Например (для проблемы «российские журналы не котируются на международном рынке»): можно было бы посмотреть, как часто зарубежные учёные публикуют статьи в наших журналах. Или посмотреть сколько российских журналов в мировом топе журналов. Можно было бы спросить иностранных учёных знает ли кто то из них о научных журналах из России? - Формулируешь тему.
Например: Место российских научных журналов в системе мировой науки.
А теперь маленький секрет. Малюсенький, но такой важный.
Окончательно формулируй название исследования только после того, как напишешь статью по результатам исследования.
Почему так? Да потому что понять что у тебя вышло в итоге ты сможешь только после того, как будут подведены результаты исследования.
Такой вот парадокс. Когда мы задумываемся над вопросом «как выбрать тему исследования», сложно даже представить, что это одновременно первый и последний вопрос, которым мы зададимся в нашей научной работе.