Важность классификации вопросов при проведении опроса в рамках PR-кампании

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Юлия Паулевна, по каким признакам можно классифицировать вопросы при опросе в PR-кампании?

Все вопросы опросного листа можно охарактеризовать по таким признакам, как содержание, структура, функции и форма. Что касается содержания, то это вопросы о событиях и фактах. По структуре вопросы бывают открытыми, закрытыми, также полуоткрытыми и полузакрытыми. Если говорить о функциях, то это основные и вспомогательные вопросы. По форме вопросы бывают прямыми и косвенными.

Интересно узнать, чем вызвано деление вопросов по содержанию?

Оно обусловлено тем, что, обычно, вопросы о событиях и фактах дают более достоверную информацию, и их проще проверить, чем вопросы, где респондента просят дать свою оценку тех или иных событий или отношение к факту. Часто респондент дает социально ожидаемые ответы на эти вопросы, не соответствующие его личному мнению. Исходя из этого, составляя вопросы о мнениях и оценках, автор опросного листа должен стремиться задать их таким образом, чтобы избежать формального ответа.

Юлия Паулевна, наших уважаемых читателей наверняка заинтересовала формулировка «закрытый вопрос», разъясните, пожалуйста.

Данный тип вопроса представляет собой вопрос и предложенные варианты ответа на него. Выбор ответа может быть альтернативным, но встречаются и так называемые вопросы-«меню», в них отвечающий может отметить несколько вариантов ответа. В такой ситуации важно указать на возможность выбора нескольких вариантов ответа, зачастую число таких выборов ограниченно до 3-х, это объясняется удобством обработки данных и получения наиболее важной информации.

Спасибо, очень интересно, а в чем преимущества и недостатки данных вопросов?

Преимущество закрытого вопроса, конечно, всего в удобстве его обработки. Недостатков два: во-первых, отсутствие возможности высказаться часто приводит к тому, что опрашиваемый вообще отказывается от заполнения опросного листа, так как считает, что за него уже все решено; во-вторых, сложнее выявить формальное заполнение опросного листа, когда респондент отмечает варианты ответа наугад, не читая вопросы.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».