Участники формирования образовательной экосистемы  


Приглашенный внешний эксперт
Козырева Лариса Дмитриевна
доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

Лариса Дмитриевна, в предыдущих интервью Вы говорили о методологии формировании образовательной экосистемы. На чьи исследования можно обратить внимание и работы каких авторов по данной проблеме Вы можете порекомендовать для изучения?

Для нашего исследования важными являются работы (Н. Ю. Фоминых, Э. И. Койкова, А. В. Бубенчикова), в которых определяются основные свойства образовательной экосистемы. К ним относят: многогранность, подразумевающая интегративный характер содержания, методов, средств обучения и альтернативных источников знания, объединенных разнообразными взаимосвязями;            независимые субъекты образовательной экосистемы (обучающиеся, родители, преподаватели, члены сообществ, профессионалы, ученые, исследователи, библиотекари, администраторы, тьюторы, консультанты и т. д.) являются постоянно адаптирующимися самоорганизующимися частями единого целого; происходит смещение с единой платформы (как физической, так и виртуальной) в сеть (как физическую, так и виртуальную);  экосистемы предоставляют все возможности для развития каждого персонально и одновременно с этим для развития коллективного разума или, как определяет теория коннективизма, разума толпы; коэволюция среды и ее субъектов, то есть взаимообогащение и взаиморазвитие; ядро, центр образовательной экосистемы — обучающийся с его психофизическими индивидуальными особенностями, жизненными и образовательными потребностями, когда одновременно субъектами образования являются индивиды различного возраста, представители различных стран, религий, мировоззрений и культур; адаптивность под нужды каждого субъекта и самоорганизация и саморегуляция процессов энерго- и инфообмена.

Каковы ключевые признаки образовательной экосистемы?

В работе Е. Ерохиной на основе анализа данных, изложенных в докладе GEF&МШУ «Сколково», выделены ключевые признаки образовательной экосистемы: разнообразие участников, человеко-центрированность, децентрализованное управление, разнообразие финансовых и других ресурсов, сотрудничество и синергия, интегрирующие решения (платформы и центры знаний), максимальная реализация каждого и эффективность всей системы благодаря кооперации.

Кто принимает участие в формировании экосистемы?

Л. Карасева, анализируя проблему управления образовательной экосистемой, подчеркивает многосубъектность управления. Автор, вслед за высказываниями отечественных исследователей, считает, что новая система обучения должна управляться не только государством, но и бизнесом, общественными объединениями, родителями, медиа и т. д. На наш взгляд, такое расширение представлений об управляющем субъекте возможно и даже целесообразно в рамках системного подхода, но здесь все же следует подчеркнуть ведущую роль государства, поскольку остальные субъекты пока еще слабы.

Благодарим за интервью, Лариса Дмитриевна, в следующем выпуске мы поговорим о преимуществах создания образовательной экосистемы.

Данные основаны на социологическом исследовании: Козырева, Л. Д. Формирование образовательной экосистемы: теоретические и прикладные аспекты исследований / Л. Д. Козырева // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. – 2021. – № 1. – С. 79-89.

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».