Ким А. А. Трансформация функций менеджера в контексте развития технологий // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 265-267

Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы, и управленческих функций [1]. 

В “Атласе новых профессий”, разработанном Московской Школой Управления СКОЛКОВО, рассматривается ряд мощных социальных и технологических трендов, которые уже сейчас меняют наше настоящее и несомненно повлияют на развитие будущего [2]. Важнейшим из этих трендов является процесс автоматизации: развитие технологий позволяет компьютерам делать то, что когда-то мог только человек, при этом увеличивая производительность и эффективность труда. Следующее, что хотелось бы отметить – это возникновение и внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Предполагается, что в дальнейшем одной компьютерной грамотности будет недостаточно, необходимыми станут хотя бы элементарные знания о программировании. Следует обратить внимание на то, что среди профессиональных навыков и умений управленца будущего, выделяемых в “Атласе новых профессий”, фигурируют программирование, робототехника, искусственный интеллект.

В сборнике “Вызов 2035” говорится о формировании нового “ядра” информационных технологий на основе перехода он микроэлектроники к наноэлектронике (социальные сети, мобильные решения, средства обработки больших объемов информации (облачные вычисления, Big data)) [3]. Технологическая эра переводит менеджерские технологии в цифровой формат и автоматизирует большинство функций менеджера; речь идет о построении облачных платформ менеджера с мобильными приложениями (Human Resource Information System (HRIS)). Например, Жанна Балабанюк, CEO крупной консалтинговой компании, в своей статье “Вызовы и возможности будущего: что ждет HR в 2020-2025 годах” отмечает, что одной из функций, выполняемых менеджером в будущем, будет именно работа с большими данными, постоянная их доступность и аналитика, инфографика. Внутренние профессионалы должны будут освоить аналитику и большие данные, чтобы стать стратегическими лидерами в своих компаниях, будут появляться новые профессионалы для работы с аналитикой и прогнозами на основе полученных данных [4].

Многими футурологами и аналитиками отмечается, что в ближайшее время ведущую роль в управлении будут играть непосредственно технологии, а человек станет уже не субъектом управления, а лишь частью системы. В данном тезисе не говориться о полной замене функций менеджера искусственным интеллектом. Речь идет о некой трансформации, преобразовании. Технологии станут средством, позволяющим улучшить эффективность работы с персоналом и достигать целей организации быстрее, но с наименьшими затратами.

В работе менеджера при подборе персонала для кандидатов обязательным является выполнение компьютерных тестов на навыки системного мышления, обработку числовой и вербальной информации. По завершении теста руководитель получает процентную раскладку вышеперечисленных навыков у возможного сотрудника и может принять решение о целесообразности его трудоустройства.  Также кандидатов просят указать свои ссылки на странички в социальных сетях. Это позволяет отследить интересы людей, увидеть то, кем и как они себя позиционируют в обществе, понять, что может в дальнейшем мотивировать их и т.д. Данные примеры показывают, что информационные технологии упрощают процесс и сокращают время принятия управленческих решений, позволяют экономить средства компании. Можно предположить, что если сейчас убрать всевозможные программы и технологии, разработанные специально для менеджеров, их деятельность не то, чтобы замедлиться, но и вовсе остановится. 

Подводя итоги, можно сказать, что несомненно, функции менеджера будут автоматизированы. Организации станут цифровыми и виртуальными. Это коснется абсолютно всего: возможность работать дистанционно изменит порядок приема на работу, заключения трудового договора и ряд других моментов; обучение тоже станет дистанционным (в массовом порядке) посредством, например, различных онлайн-курсов и т.д. Компании, которые поддержат виртуальное, гибкое, мобильное и социальное быстрее, чем остальные, опередят своих конкурентов и наймут лучших на рынке труда специалистов.

В то время, как одни функции менеджера трансформируются и упрощаются, особое значение принимают другие. Удаленная занятость способствует появлению такой должности как специалист по улучшению эффективности виртуальной команды. Процессы глобализации требуют появления специалистов в области межкультурных и межотраслевых коммуникаций (советник по вопросам культуры, коммуникатор ценностей норм и верований через виртуальные и личные средства). Повсеместное внедрение информационных технологий сделает необходимым появление прогнозиста навыков, связанных с технологией, адаптера технологии продуктивности, специалиста по аналитике и данных о талантах, отвечающего за принятие решений и т.д.

Так как во многих сферах машины заменят людей, интеллектуальные и творческие способности человека станут особенно ценными. Поэтому необходимы будут специалисты, занимающиеся поиском талантов, а в связи с мощными изменениями в будущем, этот поиск станет глобальным.

Стоит заметить, что компьютеры и роботы – союзники информационного общества, именно поэтому необходимо в них разбираться. Если компанией грамотно будут применяться данные технологии в функциях менеджера, она сможет добиваться лучших результатов с наименьшими издержками.