Тенденции развития государственной гражданской службы

Приглашенный внешний эксперт кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Современный эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

Виктор Михайлович! Каковы перспективы развития государственной гражданской службы в России?

Если не вдаваться в детали, то основные задачи реформы государственной гражданской службы, в принципе, решены. Достигнут вполне приемлемый уровень единства системы государственной службы, ее упорядоченности (организованности), исполнительской дисциплины и управляемости. Все эти свойства основаны на изменениях в правовом оформлении основных институтов и процессов государственной службы. Достаточно серьезными представляются пока не решенные проблемы высокого уровня коррупции и обеспечения политической нейтральности в государственной службе в целом и служебном поведении части гражданских государственных служащих. Корни таких проблем лежат за пределами госслужбы как таковой. Развитие более глубоких изменений в системе госслужбы совершенствованием внешних правовых форм малореально.

Сегодня более интересной с точки зрения обеспечения развития госслужбы нам представляется проблематика совершенствования системы регулирования и управления гражданской службы (как минимум, хотя это касается всех видов государственной службы).

Что следует понимать под регулированием и управлением государственной службой?

Следует различать регулирование и управление в отношении государственной службы, организационно-правовые статусы соответствующих государственных органов. Часть функций госорганов по отношению к госслужбе – функции регулирования, но не управления. Управление представляет собой процесс удержания изменений характеристик системы в определенном диапазоне значений, сохранение устойчивости системы в пределах наличных функций и направления саморазвития в пределах программы ее преобразования. Отличие управления как вида регулирования заключается в том, что только оно требует определения целей, программы их реализации и корректирующих воздействий, удерживающих объект управления (систему госслужбы) на траектории намеченных изменений. Остальные виды регулирования обеспечивают стабильность и равновесие, носят «режимный» характер, ориентируются на функционирование, а не развитие.

Что по Вашему мнению необходимо для проведения реформы государственной службы в РФ?

Мы полагаем, что для проведения глубоких качественных изменений в процессах организации и функционирования органов госслужбы и отдельных служащих потребуется решение задач завершения стандартизации основных процессов и стандартизации квалификации гражданских государственных служащих. Для руководства решением таких задач потребуется, на наш взгляд, учреждение специализированных органов регулирования и управления госслужбой на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Причина в разработке законодательных и подзаконных НПА, на которой должны сосредоточиться такие специально уполномоченные органы исполнительной власти. Полагаем, что Минтруда недостаточно специализированный для таких задач орган исполнительной власти. Целесообразно создание нескольких, по аналогии с органами зарубежных государств, органов исполнительной власти России и ее региональных частей.

Один федеральный орган исполнительной власти – для разработки и принятия подзаконных НПА, определяющий требования и правила найма и продвижения госслужащих, а также организующий проведение конкурсов на замещение вакантных должностей и аттестаций гражданских госслужащих на территории всего государства в рамках федеральной государственной службы (возможно, и гражданской государственной службы субъектов РФ). Таким образом, полномочия конкурсного отбора и аттестации должны быть перемещены из компетенции руководителя органа исполнительной власти и приобрести вневедомственный характер для того, чтобы госслужащего нанимало государство, а не орган власти и не его руководитель, для устранения процедурной возможности персонального подбора кадров на основе предпочтений.

Второй – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий защиту в судебном порядке (по судебной процедуре) правового статуса гражданского государственного служащего, рассмотрение споров госслужащего с госорганом и его руководителем, а также споров граждан с госорганом.

Третий – федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями главного управления кадров гражданской государственной службы, осуществляющий оперативное управление кадровыми процессами, в том числе – профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации госслужащих. В этом органе должны сосредоточиться полномочия, которыми сегодня наделен руководитель органа исполнительной власти.

Объективно, такие изменения необходимы: а) для завершения стандартизации основных функций и задач госслужащего и органа исполнительной власти; б) стандартизации квалификации госслужащих.

Без таких изменений нереально говорить о профессионализме и качестве гражданской государственной службы в России.

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».