Кудрин Г. М. США и противодействие террористическим организациям в Африке в начале XXI в // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 248-252
Внимание США к африканскому континенту имеет весомые причины. Большинство стран Африки отличаются рядом проблем комплексного характера: авторитарная модель политического режима, высокий уровень коррупции, фиктивность или слабое развитие демократических институций, социально-экономическая отсталость, быстрый рост население в условиях сохранения экономического кризиса, сложная гуманитарная ситуация. Все это создает условия для роста экстремизма, распространения идей радикального ислама и активизации международных террористических организаций в регионе, что и обуславливает повышение внимания официального Вашингтона к Африке.
Свидетельством увеличения значения Африки для внешней и военной политики США стало формирование 1 октября 2008 г. нового регионального командования – Объединенного командования вооруженных сил США в Африканской зоне [2]. Раннее африканский континент был разделен на зоны ответственности между Объединенным командованием ВС США в Европейской зоне, Объединенным центральным командованием ВС США и Объединенным командованием ВС США в зоне Тихого океана. Создание Объединенного командования в Африканской зоне происходило на базе Европейского командования, так личный состав новой структуры до сих пор комплектуется за счет кадров Европейского командования ВС США [5]. Общая численность военного и гражданского персонала Африканского командования – 2 тысячи человек [10]. Зона ответственности нового командования распространилась на государства континентальной Африки, а также страны акватории Гвинейского залива и западной части Индийского океана (Мадагаскар, Маврикий, Коморские и Сейшельские острова). В зону ответственности командования не входит Египет в силу специфики географического положения и военно-стратегического значения страны для Ближневосточного региона. С созданием данной командной структуры Пентагон получил возможность более эффективного мониторинга ситуации в регионе и координации военных акций.
Штаб-квартира Африканского командования (АФРИКОМа) располагается в Штутгарте и включает следующие штабные подразделения:
— сухопутные войска США в Африке (штаб-квартира в Винченце, Италия);
— ВМС США в Африке (штаб-квартира в Неаполе, Италия);
— ВВС США в Африке (авиабаза Рамштайн, ФРГ);
— Корпус морской пехоты США в Африке (штаб-квартира в Штутгарте);
— Объединенная межведомственная тактическая группа “Африканский Рог” (Джибути);
— командование специальными операциями в Африке (штаб-квартира в Штутгарте) [2].
Важное значение для АФРИКОМа имеет межведомственная координация и функциональное сотрудничество с другими государственными структурами, такими как Государственный департамент, ЦРУ, ФБР. Всего 27 представителей американских правительственных органов работают в аппарате Африканского командования. Помощь в решении задач АФРИКОМа оказывает Национальная гвардия США. Военнослужащие Национальной гвардии участвуют в межведомственной тактической группе «Африканский Рог».
С самого создания основополагающим и структурообразующим направлением деятельности АФРИКОМа являлось противодействие террористической активности в регионе. Помимо противодействия исламским экстремистским и иным террористическим организациям, деятельность АФРИКОМа направлена на борьбу с организованной преступностью. В речи перед сенатским Комитетом по делам вооруженных сил командующий АФРИКОМом генерал Д. Родригез выделил такие цели политики безопасности в регионе, как ликвидация исламистских экстремистских организаций («Аль-Шабаб» в Сомали, «Боко харам» в Нигерии, «Аль-Каида» в Магрибе и «Исламское государство» в Ливии), делегирование полномочий миссии Африканского союза в Сомали правительству этой страны, пресечение деятельности международных криминальных и террористических структур по незаконной торговли оружием, укрепление миротворческого и гуманитарного потенциала [7]. Реализация поставленных целей будет опираться не на размещение крупного воинского контингента США в регионе, а на расширение сотрудничества с африканскими странами в сфере безопасности.
Мирные протесты в Ливии в феврале 2011 г., развивавшиеся на фоне протестной волны «Арабской весны» и свержения режимов соседних Туниса и Египта, быстро переросли в вооруженное гражданское противостояние между режимом Муаммара Каддафи и силами Переходного национального совета Ливии, созданного 5 марта 2011 г. Эскалация конфликта в Ливии не могла оставить без реакции мировое сообщество и США. 17 марта 2011 г. Совет безопасности ООН с целью защиты мирного населения Ливии принял резолюцию 1973, санкционировавшую гуманитарную интервенцию без размещения на территории Ливии оккупационных войск иностранных государств [1]. В серии заявлений по ливийскому вопросу президент США Барак Обама подчеркнул, что операция в Ливии «полностью соответствует интересам национальной безопасности и внешней политики США» [11]. Также Обама отметил, что США рассматривают данную операцию как «малозатратную», а нанесения основных авиаударов по объектам противника возьмут на себя Великобритания и Франция [11]. Благодаря авиаударам США, Великобритании и Франции по военным объектам ливийской армии, к концу августа 2011 г. баланс сил в Ливии окончательно изменился в пользу оппозиции. 22 августа 2011 г. повстанцы вошли в Триполи. Взятие повстанцами городов Бени-Валид и Сирт в октябре 2011 г., в ходе которого были захвачены, а затем убиты Муаммар Каддафи и его сын Муттазим, ознаменовало окончание войны. Положительный для США и их союзников исход ливийской операции и свержение режима Каддафи обернулись разрушением государственных институций Ливии, ростом внутриполитического хаоса, эскалацией напряженности между различными военно-политическими силами, участвовавшими в свержении режима. Как правило, военно-политические структуры, участвовавшие в гражданской войне в Ливии, формировались по территориально-племенному принципу, и, после ослабления центральной власти, они стали осуществлять реальный политический контроль над отдельными территориями страны. Ливия как единое государство перестала существовать. Ливийский кризис привел к дестабилизации политической ситуации в Мали, куда иммигрировали беженцы из племен туарегов, провозгласив там независимое государства Азавад. Все это создавало условия для укрепления позиций исламских радикалов в регионе и развития террористической активности.
Террористическая исламистская организация «Исламское государство — Ливия», являющаяся подразделением «Исламского государства Ирака и Леванта», попыталась расширить сферу своего влияния, пользуясь внутриполитической нестабильностью страны. К концу 2015 г. она контролировала значительный участок побережья Ливии в районе города Сирт, а в начале 2016 г. боевики предприняли попытку захвата нефтяных терминалов с использованием тяжелых вооружений. Ливия стала базой международного терроризма. Из Ливии идет поток вооружений и иностранных боевиков, пополняющих ряды военизированных исламистских радикальных группировок в Сирии и Ираке [2]. Министерство обороны США использует спецназ и ВВС для ликвидации главарей организации «Исламское государство — Ливия». В декабре 2016 года, после 7-месячной битвы за Сирт, силы «Исламского государства» в городе были ликвидированы ливийской армией при поддержке авиаударов США.
Также в странах Магриба и Сахеля АФРИКОМ столкнулся с активностью «Аль-Каиды». В речи перед сенатским Комитетом по делам вооруженных сил генерал Родригез отметил важность сотрудничества с союзниками в сфере антитеррористической деятельности и политики безопасности и охарактеризовал основные методы противодействия террористическим организациям в Северной Африке: «мы продолжаем сотрудничать в Сахале в рамках многосторонней группы планирования – Соединенные штаты, Великобритания, Франция, Канада и Италия – для синхронизации нашей активности в Сахельском регионе Магриба, укрепления многосторонних связей в борьбе против экстремистских организаций. В Тунисе мы оказываем содействие антитеррористической подготовке, помогаем ВВС страны, разведке и пограничной охране. Мы также помогаем Тунису в установке электронных средств наблюдения на ключевых объектах на границе с Ливией с целью пресечения нелегального потока боевиков, оружия и контрабанды. В Алжире сухопутные войска США обучают военнослужащих обнаруживать и обезвреживать самодельные взрывные устройства» [7].
В Западной Африке основную угрозу представляет исламистская террористическая группировка «Боко харам», после ассоциации с «Исламским государством» также именующая себя «Западноафриканская провинция “Исламского государства”» [2]. Ее активность сосредоточена на севере территории Нигерии. Африканский союз выступает с инициативой формирования Многонациональной объединенной межведомственной тактической группы с целью противодействия силам «Боко харам» в Нигерии. США заявили об оказании финансовой поддержки странам, которые примут участие в деятельности данной антитеррористической межведомственной тактической группы. АФРИКОМ оказывает поддержку в налаживании разведывательной деятельности и подготовке на тактической и оперативном уровнях военных Нигерии и других стран, находящихся в зоне действия «Боко харам» (Нигер, Чад, Камерун).
Беспокойство США вызывает безопасность в районах Гвинейского и Аденского заливов, где наблюдается высокий уровень пиратства, разбойные нападения, похищение людей и судов с целью выкупа, браконьерство. ВМС США оказывают содействие африканским государствам в укреплении безопасности в открытом море [7].
АФРИКОМ оказывает содействие ряду центральноафриканских государств — Уганде, Южному Судану, Демократической республики Конго – угрозу которым представляет экстремистская организация «Божья армия сопротивления» (БАС). При поддержке США национальные вооруженные силы этих стран смогли добиться успехов в противодействии БАСу. Наблюдается снижение террористической активности БАС вследствие ареста лидеров этой организации и сокращения ее численного состава. По данных разведки США, к началу 2016 г. БАС насчитывала не более 200 боевиков [7].
Нестабильность внутриполитической ситуации и активизация деятельности террористических организаций в Сомали стали причиной роста внимания США к этой стране. Соединенные штаты потратили на поддержку миссии Африканского союза в Сомали 355 млн. долл. [2]. Финансовая помощь, поставки военной техники и контртеррористическая подготовка миротворцев создали условия для перелома военно-политической ситуации в стране в пользу миротворческих сил Африканского союза и правительственных войск Сомали.
Важным элементом взаимодействия Вашингтона и его африканских партнеров является помощь Государственного департамента и АФРИКОМа правоприменяющим органам Ганы, Кении, Мали, Нигера, Нигерии и Туниса в рамках Инициативы управления безопасностью (Security Governance Initiative) [8].
Важным шагом на пути сотрудничества США и африканских государств в сфере безопасности стало создание Фонда контртеррористического сотрудничества (Counter-Terrorism Partnership Fund) [9]. Деятельность фонда направлена на финансирование укрепления антитеррористического потенциала африканских государств (подготовку кадров, совершенствование системы управления, совершенствование организации разведывательной деятельности) [7].
Согласно директивному документу «Приоритеты и альтернативы оборонного бюджета», вооруженные силы США должны эффективно отразить потенциальную агрессию в приоритетных для Соединенных штатов регионов Азии – Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, сохраняя при этом способность реализации обязательств в сфере безопасности перед Европой и другими союзниками [9]. Африка не является важнейшим приоритетным регионом для Пентагона, но значение региона в мировой политики, мировой экономики и глобальной системе безопасности не позволяет США игнорировать процессы, протекающие в нем. Важнейшими вызовами для США в Африке являются рост террористической активности и международная преступность, развивающиеся в условиях эскалации локальных конфликтов.
Важнейшими инструментами антитеррористической политики США в Африки являются военная дипломатия, оказание военно-технической и финансовой помощи и развитие сотрудничества с национальными силовыми структурами африканских стран в сфере безопасности. В качестве характерной черты Африканского командования, созданного для обеспеченья безопасности и национальных интересов США на африканском континенте, можно выделить ограниченность воинского контингента. Действия США в отношении кризисов в Ливии, Мали и Сомали демонстрируют, что Вашингтон не намерен принимать прямого участия в локальных конфликтах и масштабных контртеррористических операциях в Африке, но он готов поддержать союзников, участвующих в контртеррористических операциях и гуманитарных интервенциях на африканском континенте. Расширение военно-политического сотрудничества США со странами Африки и улучшение межведомственной координации отражает стремление Пентагона сохранить военно-политическое присутствие на африканском континенте в условиях бюджетных и кадровых ограничений.