Сравнительный анализ развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия, Забайкальском крае и Иркутской области
Брыкова Светлана Сергеевна
e-mail.ru: s8yckova@yandex.ru
Вопросы развития физической культуры и спорта будут актуальны всегда. Так, спорт высших достижений выполняет важную представительскую, досуговую функцию, а физическая культура и массовый спорт способствуют поддержанию и укреплению здоровья населения. Физические возможности в свою очередь определяют не только уровень работоспособности, обороноспособности (внедрение комплекса «ГТО» в 2014 году), но и влияют на качество и продолжительности жизни.
Подтверждается данная логическая связь тем, что федеральный проект «Спорт – норма жизни» отнесен к национальному проекту «Демография». О важности развития данного направления также свидетельствует закрепление основного показателя данной отрасли в национальных целях развития.
Так, согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», планируется увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. Также в том же документе выделена цель: достичь к 2030 году средней продолжительности жизни в 78 лет. В частности, этому может поспособствовать, в том числе развитие физической культуры и спорта.
В данной статье рассматриваются основные показатели развития из сводного отчета министерства спорта Российской Федерации. Для сравнения взяты три соседних региона: Республика Бурятия и Забайкальский край, относящийся к Дальневосточному федеральному округу, и Иркутская область, относящаяся к Сибирскому федеральному округу. Анализируются данные за 2021 год.
Для начала ознакомимся с данными по численности населения, сделано это для достижения сопоставимости некоторых показателей. Так как, если не приводить часть показателей физической культуры и спорта к численности населения, то не будет объективности в сравнении. Также необходимо пояснить, что среднегодовая численность взята за 2021 год, а все остальные данные по численности населения указаны на 1 января 2022 года. Данные взяты с Росстата.
Таблица 0. Численность населения
Регион/ Показатель | Среднегодовая численность постоянного населения, ч. | Численность постоянного населения в возрасте 3-79 лет, ч. | Сельское население, ч./ Городское население, ч., доля, % в возрасте 3-79 лет | Население трудоспособного возраста: 16-55 жен., 16-60 муж., ч., доля от среднегодовой численности населения,% |
Республика Бурятия (далее РБ) | 984 029 | 920 317 | 375 268, 545 049; 40,76, 59,24 | 533 346, 54,2 |
Забайкальский край (далее ЗК) | 1 048 476 | 982 167 | 305 982, 676 185; 31,15, 68,85. | 585 070, 55,8 |
Иркутская область (далее ИО) | 2 366 078 | 2 205 546 | 484 811, 1 720 735; 21,98, 78,02. | 1 283 003, 54,22 |
Что касается самой таблицы 0, то численность постоянного населения в возрасте 3-79 лет приведена, потому как по ряду показателей ФКС отчитываются именно по этой возрастной группе. Половозрастная структура представлена, так как у разных возрастных групп потребность в занятиях физической культурой может закрываться по-разному.
К примеру, у учащихся — на базе их образовательных учреждений, что касается экономически активного населения, то частично потребность , может, закрываться на базе их организаций, а частично, как и у неработающих либо самостоятельными занятиями, либо с помощью дворовых инструкторов, либо в частных организациях ФКС.
Отметим также, что, к примеру, по обеспеченности инфраструктурой городское население частично закрывает свои потребности с помощью частных учреждений ФКС, в сельских территориях эта доля будет ниже. А, как видно по данной таблице, доля сельского населения наиболее высока в Бурятии, в то время как городского — в Иркутской области.
В целом же, наиболее важно отметить по данной таблице, что по среднегодовой численности наиболее сопоставимы между собой Республика Бурятия и Забайкальский край, а Иркутская область превосходит их более чем в два раза. Далее рассмотрим непосредственно показатели численности занимающихся ФКС.
Таблица 1. Численность занимающихся физической культурой и спортом
Регион/ Показатель | Всего, ч., % от численности населения 3-79 лет. | Численность занимающихся в клубах, в том числе по месту жительства, % от численности населения 3-79 лет. | Численность занимающихся на предприятиях, в учреждениях, организациях, % от численности населения трудоспособного возраста. | Численность занимающихся в учреждениях дополнительного образования, % от численности населения 3-79 лет. |
РБ | 460 655, 50,1 | 65 048, 7,07 | 159 823, 29,97 | 37 201, 4,04 |
ЗК | 399 590, 40,7 | 41 283, 4,2 | 70 695, 12,08 | 40 319, 4,11 |
ИО | 873 411, 39,6 | 217 291, 9,85 | 188 694, 14,71 | 69 563 3,15 |
Рассматривая таблицу выше, необходимо отметить, что в абсолютных показателях мы бы отметили иных лидеров, но по относительным, представленным по удельному весу в численности населения, лидером можно назвать Республику Бурятию, кроме как по численности занимающихся в клубах. Это можно отчасти объяснить более высокой, чем в остальных двух рассматриваемых регионах долей сельского населения.
Иркутская область является лидером по численности занимающихся ФКС в клубах, в том числе по месту жительства. Как мы помним, доля городского населения в этом регионе выше, чем у Забайкальского края и Республике Бурятия.
Забайкальский край с небольшим преимуществом вышел в лидеры по численности населения, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. В целом же, по разделу стоит отметить, что даже с учетом максимального из рассматриваемых результатов в 50,1% населения (3-79 лет) занимающихся ФКС в Бурятии, до запланированных 70% к 2030 году предстоит поднажать всем.
Далее рассмотрим показатель материально-технической базы и кадрового обеспечения отрасли, то есть то без чего развитие ФКС невозможно представить. Следует сразу отметить, что мы брали данные по среднегодовой численности, так как и лица старше 79 лет могут заниматься ФКС, то есть их тоже надо обеспечивать необходимыми спортивными сооружениями и кадрами для работы с ними. Также и лица младше 3 лет могут появляться на спортплощадках.
Таблица 2. Спортивные сооружения и кадровое обеспечение
Регион/ Показатель | Всего, ед., на 1000 ч населения | Стадионы, ед., на 1000 ч населения | Плоскостные спорт-сооружения, ед., на 1000 ч населения | Залы, ед., на 1000 ч. населения | Бассейны, ед., на 1000 ч. населения | Кадры, ед., ч., на 1000 ч населения |
РБ | 2 065, 2,09 | 17, 0,017 | 1 081, 2,35 | 550, 0,56 | 16, 0,016 | 2 394, 2,43 |
ЗК | 2 292, 2,19 | 16, 0,015 | 699, 0,67 | 708, 0,68 | 25, 0,024 | 2 809, 2,68 |
ИО | 5 226, 2,21 | 24, 0,010 | 1 890, 2,16 | 1 340, 0,57 | 92, 0,039 | 6 004, 2,54 |
Что касается таблицы выше, то необходимо пояснить, что сюда вошли не все стадионы и не все бассейны. Те, что были малой вместимости по трибунам, и те, где зеркало водной глади было меньше установленных федеральными стандартами нормативов, они не вошли. Также в категорию «прочие спортивные сооружения» вошли, к примеру, лукодром, лыжные базы, биатлонный комплекс, ипподром.
По общей обеспеченности на тысячу человек населения во всех трех рассматриваемых регионах приходится по 2 единицы спортивных сооружений. Наиболее обеспечена оказалась Иркутская область (2,21), наименее Республика Бурятия (2,09).
Если смотреть в разрезе каждого вида объектов. То по стадионам, плоскостным сооружениям на 1000 человек населения в лидерах Бурятия, по залам и кадровому обеспечению – Забайкальский край, по бассейнам – Иркутская область.
Отметим отдельно кадровое обеспечение, на 1000 человек населения во всех трех регионах приходится по 2 специалиста (от 2,43 в РБ до 2,68 в ЗК). Какого рода идут в отчетность специалисты – прежде всего, учителя ФК, тренера ДЮСШ, инструктора (в нормативе 1 инструктор на 10000 населения), специалисты органов управления ФКС.
Далее рассмотрим статистику присвоения званий, разрядов, а также связанную с предыдущей таблицей единую пропускную способность спортивных сооружений и результаты внедрения комплекса ГТО.
Таблица 3. Качественные показатели развития ФКС
Регион/ Показатель | Всего подготовлено разрядников, ч. | Массовые разряды, ед.. | Спортивные звания, ед. | % от норматива ЕПС | Рейтинг регионов РФ по внедрению ГТО, место на 1 января 2022 |
РБ | 9 546 | 9 468 | 78 | 61,00% | 16 |
ЗК | 4 217 | 4 214 | 3 | 45,30% | 80 |
ИО | 13 079 | 13 015 | 64 | 49,9% | 40 |
По таблице выше мы не стали приводить данные к численности населения, так как эти показатели зависят от большого количества факторов, в том числе и от природных склонностях людей.
Как видим, по ЕПС 100% от заданного норматива не выполнил никто, но наиболее близкой оказалась Бурятия, наименее – Забайкальский край. Что касается вопроса присвоения массовых спортивных разрядов, то здесь в лидерах Иркутская область, затем идет Бурятия, после Забайкальский край. Спортивные же звания (кандидат в мастера спорта и мастер спорта), то здесь лидирует Бурятия и по 2021 году существенно отстает Забайкальский край.
По рейтингу внедрения ГТО, на 1 января 2022 года Республика Бурятия и Иркутская область расположились в первой половине регионов (16 и 40 позиции, соответственно), а Забайкальский край (80 позиция) оказался ближе к завершению рейтинга. Следующим рассмотрим вопрос финансового обеспечения отрасли.
Таблица 4. Финансирование ФКС
Регион/ Показатель | Всего израсходовано на ФКС (тыс. руб.) | Финансирование ФКС на 1 жителя (руб.) | Внебюджетные средства, % от общего |
РБ | 1 187 785,5 | 1 314,0 | 3,8% |
ЗК | 3 747 530,0 | 3 876,4 | 49,6% |
ИО | 5 046 813,1 | 2 333,9 | 4,1% |
По данной таблице заметно отставание Бурятии, как в абсолютном выражении, так и в расчете на одного жителя. Однако по необходимо пояснить насчет вырвавшегося в лидеры объема финансирования Забайкальского края, что масштабное (почти половина от всех средств) вливание внебюджетных средств обычно носит разовый целевой характер под конкретный проект. Так, у Бурятии и Иркутской области удельный вес внебюджетных источников сопоставим.
Далее рассмотрим финансирование ФКС на федеральном уровне справочно, Потому как Бурятия и Забайкальский край – дотационные регионы, в то время как Иркутская область недавно смогла покинуть этот перечень.
Таблица 5. Финансирование ФКС по РФ
Год/показатель | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 (план) |
Утверждено/ исполнено, р., % исполнения | 88 815 306 000/ 81 176 598 689 91,4 | 81 464 940 600/ 75 089 465 836, 92,17 | 78 185 206 000/ 70 746 981 671 90,49 | 83 150 017 100 |
Из них -массовый спорт, утверждено/ исполнено р., удельный вес исполненного, % | 26 451 545 400/ 23 678 713 024 29,17 | 39 870 266 300/ 35 629 535 998 47,45 | 33 792 051 000/ 29 711 133 271 41,99 | 31 766 864 400 38,2 |
— Спорт высших достижений, утверждено/ исполнено р., удельный вес исполненного, % | 55 906 999 600/ 51 449 851 132 63,38 | 31 122 712 900/ 29 096 138 893 38,75 | 38 455 218 500/ 35 346 882 832 49,96 | 46 481 564 100 55,91 |
Как видно, за 2019-2021 года – часть бюджета не освоена. За три года эта цифра колебалась в пределах 7,83-9,51%. В целом же, по сравнению с 2019 годом, утвержденный бюджет на ФКС постепенно уменьшался вплоть до 2021 года, а в 2022 году бюджет стал несколько отыгрывать. Возможно, это связано с пандемией covid-19, так как ФКС была одной из пострадавших отраслей. А в 2022 году почти все эпидемиологические ограничения сняли или смягчили, но испытания для отрасли не кончились. Теперь в новых условиях существует спорт высших достижений в связи с геополитической обстановкой.
Далее затронем немного государственное управление ФКС на уровне рассматриваемых регионов. Так, среди них имеет два профиля только Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия. В Забайкальском крае и Иркутской области профиль один – ФКС. В целом по России, такая практика распространена. Бывают также совмещения, к примеру, с отраслью туризма.
Резюмируя статью, можно отметить, что среди сравниваемых трёх регионов несколько выделяется Иркутская область как численностью населения, так и уровнем обеспеченности.
В Республике Бурятия отмечаются достижения по внедрению комплекса ГТО, количеству присвоенных спортивных званий и доле систематически занимающихся ФКС. Не достает материально-технической, кадровой базы – одним словом финансирование не было бы лишним.
В Забайкальском крае в 2021 году сумели привлечь внебюджетные источники, но, в целом, регион нуждается в развитии отрасли, особенно в плане внедрения комплекса ГТО.
Понравилась статья? Читай больше в нашем архиве