Сравнение самостоятельности и самоорганизации деятельности студентов российских высших учебных заведений

Ондар А.О.
email: dototodo23@gmail.com

Научный руководитель:
Монгуш Чочагай Николаевна
email: chochagai_84@mail.ru

Стремительные перемены в общественной, экономической и политической жизни России и мира диктуют обществу и производству новые поведенческие модели и черты, которыми человек должен обладать. Современность поставила во главу угла следующие навыки, которые являются наиболее приоритетными для стремящихся к успеху людей – инициативность, самостоятельность, умение адаптироваться к переменам, принимать плоды прогресса и активно их применять как в повседневной жизни, так и в процессе профессиональной деятельности; способность работать в условиях неопределённости и постоянное совершенствование своих знаний также являются одними из ключевых, если не самыми ключевыми навыками последнего десятилетия [1].

Проблема низкого уровня самостоятельности при выполнении того или иного вида деятельности, особенно учебной, являлась довольно острой и обсуждаемой в профессиональных кругах и прессе. Особенно явно данная проблема обнажилась с марта 2020 года – когда учащихся и сотрудников образовательных учреждений перевели на дистанционный формат. Наряду с технической неготовностью и недостаточно развитыми навыками работы в условиях «удалёнки», низкий уровень самостоятельности у обучающихся тоже сыграл свою роль в негативном восприятии дистанционного формата обучения. В отличие от традиционного, очного, классно-урочного подхода к обучению, обучающиеся на дистанционной форме находятся с предложенными им темами и заданиями один на один, и успешность выполнения заданий, ответственность за свой образовательный процесс со сторонних факторов («могут спросить, могут не спросить», возможность на перемене доделать упражнения и тесты как примеры сторонних факторов) перекладывается целиком и полностью на плечи ученика, а если быть точным – на его совесть, ответственность, умение планировать и распределять свои дела и обязанности.

Пандемия коронавируса уже сильно подтолкнула развитие образовательного сектора, начали появляться полноценные образовательные экосистемы, где соединены функции образовательной платформы, форума и социальных сетей – и подобное касается и традиционного образования тоже. Сочетание очных и удалённых форматов обучения будет требовать от обучающихся уже со школьной скамьи развитого чувства ответственности за себя, за свой образовательный процесс, планка самостоятельности деятельности начнёт всё более и более набирать высоту, а интеграцию образовательных экосистем в процесс обучения уже не остановить. Наше кризисное время уже надолго и прочно закрепит навык самостоятельности деятельности, особенно в учёбе, в различных чартах и топах актуальных и полезных умений человечества, и чем раньше будет начата работа по развитию самостоятельности – тем лучше будет для будущего России и мира [6].

Для выяснения того, насколько студенты являются самостоятельными в своей деятельности, была проведена исследование с применением опросника самоорганизации деятельности (ОСД) за авторством Е.Ю. Мандриковой. В опросе приняло участие 102 студента российских высших учебных заведений с 1 по 5 курсы обучения.

Обработка данных велась следующим образом: сначала анализировались данные по респондентам мужского и женского пола, далее — по высшим учебным заведениям, и наконец — по курсам обучения. На нижеследующем рисунке 1 изображен общий показатель самоорганизации по данной методике.

Рисунок 1. Результаты общего показателя самоорганизации по методике ОСД

В процессе обработки данных были проанализированы и обработаны результаты по шести шкалам: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее и общий показатель.

Результаты опроса по методике ОСД Мандриковой Е.Ю. по полу среди опрошенных приведены на нижеследующей таблице.

Таблица 1. Сравнительный анализ самоорганизации деятельности студентов по полу

(по методике Мандриковой Е.Ю.)

ШкалыЖенщины (n=75)Мужчины (n=27)
Среднее значение%Среднее значение%
«Планомерность».17561855
«Целеустремленность»34632665
«Настойчивость»21662164
«Фиксация».20542055
«Самоорганизация».967967
«Ориентация на настоящее»859866
 «Общий показатель».1105611153

Как можно заметить из таблицы 1, среднее значение по респондентам женского пола составляет 17 баллов. У мужчин среднее количество составило 18. Согласно данной методике, эти значения по шкале «Планомерность» означают, что опрошенные в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей. Самый минимальный балл сигнализирует о наличии проблем с планированием своей деятельности, самый максимальный – наоборот, об умении свою деятельность чётко и грамотно планировать.

По шкале «Целеустремленность» данные среди опрошенных студентов следующие. Данная шкала отвечает за то, как хорошо и ясно человек видит, осознаёт и достигает своих поставленных целей. 34 балла обозначают, что опрошенные в среднем способны заметить и достигнуть поставленных целей, но в их жизни бывают периоды, когда не вся деятельность направленна строго на достижение каких-либо ясных целей. Довольно примечателен тот факт, что среднее значение среди опрошенных мужского пола по данной шкале расположено в отметке минимальных значений. Подобное говорит о том, что опрошенные студенты мужского пола не всегда ясно видят свои цели и им несвойственно целенаправленно чего-либо достигать.

Следующей шкалой является шкала «Настойчивость». Данная шкала отвечает за то, как сильно человек прилагает волевые усилия к своей деятельности, способен ли он не переключаться на более, как ему кажется, важные для него дела. Можно сказать, что респонденты в целом способны проявить настойчивость, хотя порою они оставляют те дела, которыми они занимались и переключаются на что-то другое, что представляет для них лично более важное и приоритетное. Среди респондентов мужского пола данные практически совпадают с респондентами женского.

Шкала «Фиксация» отвечает за способность человека концентрироваться на своей деятельности и переключаться от одного вида к другому. Данные опроса по данной шкале среди респондентов женского и мужского пола также совпадают, как и в случае со шкалой «Настойчивость».

Данные по шкале «Самоорганизация», отвечающей за способность планировать, организовывать свою деятельность, эффективно применять как свои врожденные черты, так и сторонние предметы (органайзеры, ежедневники, специальные приложения в смартфонах) также схожи среди опрошенных.

В случае с данной шкалой, у опрошенных как мужского, так и женского пола, можно заметить тот факт, что среднее значение находится в отрезке минимальных баллов. Это сигнализирует о том, что у студентов есть серьёзные проблемы с самоорганизацией деятельности, и эти проблемы необходимо решать.

Шкала «Ориентация на настоящее» отвечает за то, на что именно ориентирован человек – на своё прошлое или на то, что с ним происходит «здесь и сейчас». Данные опроса студентов представлены на данной таблице.

Среднее значение по данной шкале вновь расположено в минимальной отметке. Это говорит о том, что как правило респонденты склонны находить ценным либо своё прошлое, либо своё будущее – это не является чем-то плохим, однако не следует и игнорировать эти данные. Вполне возможно, среди опрошенных найдутся склонные к чрезмерно сильной ностальгии, либо же наоборот – склонные к переработкам, изнурению себя с целью достижения «светлого будущего»

Шкала «Общий показатель» отражает то, как в принципе человек живёт и ведёт свои дела. Низкие значения говорят о том, что опрошенный или опрошенные склонны к спонтанному образу жизни, среднее значение – способность к сочетанию структурированного подхода и гибкости, а высокие значения – о склонности к планированию и структурированию всей своей жизни, иногда подобное проявляется в крайних формах. Результаты опроса, следующие:

Общий показатель у опрошенных студентов мужского и женского пола расположен в средних значениях, что является вполне приемлемым результатом – опрошенные способны планировать деятельность и в то же время они привычны к спонтанности и могут проявить гибкость, если это потребуется. Отсутствуют выраженные крайности в организованности — опрошенные не полностью дезорганизованы, и при этом они не испытывают стресса от резких перемен в своих графиках и планах на день, неделю или месяц.

Далее был проведен анализ данных среди высших учебных заведений. Первой была проанализирована шкала «Планомерность». Результаты опроса по данной шкале представлены в нижеследующей таблице 2.

Таблица 2. Сравнительный анализ самоорганизации деятельности студентов по вузам

(по методике Мандриковой Е Ю.)

ВУЗыШкала
ПЦНФСОнНОП
СЗ%СЗ%СЗ%СЗ%СЗ%СЗ%СЗ%
Тувинский государственный университет (n=15)1656326322562373147687412076
Тольяттинский государственный университет (n=15)2055396223552170167387311777
РАНХиГС (n=10)1852356620572271107396910469
Ивановский филиал РАНХиГС (n=10)205739542267226897496810572
Алтайский государственный педагогический университет (n=7)226037532268216986686811882
МГТУ им. Баумана (n=11)196136542056206596897210677
Кубанский государственный университет (n=11)21593655235823669669729665
Университет «Синергия» (n=3)1965366023592368126976810177
Сибирский федеральный университет (n=20)225633612169217210728739977

Примечательно, что респонденты из «Синергии» по максимальному значению набрали практически 25 баллов – это говорит о довольно высоком уровне умения планировать свою деятельность и следовать этому самому плану. У всех остальных же значения находятся на оптимальных значениях. Следующей шкалой вновь оказалась шкала «Целеустремленность». Результаты по данной шкале продемонстрированы на следующей таблице 2.

Довольно любопытным является тот факт, что сразу 3 высших учебных заведения, студенты которых поучаствовали в опросе, получили максимальные баллы по шкале «Целеустремленность». Это говорит о том, что есть студенты, обладающие крайним упорством и настойчивостью, что позволяет им достигать желаемых результатов.

Остальные же показали средние результаты, однако эти значения находятся во вполне оптимальных значениях, и опрошенным требуется разве что помогать в развитии своей целеустремленности.

Результаты по шкале «Настойчивость», что показаны в нижеследующей таблице, тоже расположены в диапазоне средних результатов. Принявшие участие в опросе высшие учебные заведения продемонстрировали, что их учащиеся структурированы и собраны, хотя способны порой переключаться между видами деятельности по тем или иным причинам (как правило — если есть более приоритетная для них деятельность).

По шкале «Фиксация» результаты опять же находятся в диапазоне средних значений. По шкале «Самоорганизация» результаты в целом средние, однако по максимальному баллу РАНХиГС набрали 20 из 21. Это говорит об очень высоком уровне самоорганизации, является очень и очень хорошим результатом. Студенты умеют и могут применять ежедневники, специальные приложения, трекеры прогресса в своей деятельности; они в курсе о способах и техниках таймменеджмента и умеют приоритезировать свои дела.

По шкале «Ориентация на настоящее» РАНХиГС снова набрали очень высокие значения. Для студентов РАНХиГС очень ценно то, что происходит сейчас с ними в этот момент, ценно именно то самое «здесь-и-сейчас». Прошлое и будущее для них тоже ценны, но в сравнении с текущим моментом ценность прошлого и/или будущего для них менее приоритетна. Это не является плохой характеристикой, но в то же время они могут быть не способны проанализировать, отрефлексировать произошедшее с ними или же наоборот — подумать о грядущем, как его лучше всего встретить и избежать нежелательных последствий от столкновения с будущим.

По шкале «Общий показатель» самые высокие баллы набраны вновь у РАНХиГС. Это говорит о высоком уровне структурированности деятельности, правда при этом возможны определенные «перегибы». В эти же ряды примкнул и Ивановский филиал. У остальных высших учебных заведений результаты находятся в пределах средних значений.

Следующей группой опрошенных стали студенты по курсам обучения, всего было опрошено 102 студента, с первого по пятый курсы обучения. Были также проанализированы все шкалы, начиная со шкалы «Планомерность», заканчивая шкалой «Общий показатель». Результаты опроса по шкале «Планомерность» показаны на следующей таблице 3.

Таблица 3. Сравнительный анализ самоорганизации деятельности по курсам обучения (по методике Мандриковой Е.Ю.)

Шкалы1 курс,  n =252 курс, n=343 курс, n=254 курс, n=185 курс, n=5
СЗ%СЗ%СЗ%СЗ%СЗ%
Планомерность18791775177017701770
Целеустремленность23693474356936694169
Настойчивость20762378217819782078
Фиксация23652772248327832983
Самоорганизация12771369107919791479
Ориентация на настоящее8797688791279979
Общий показатель1237410373120721187211472

Следует отметить, что у студентов 5 курсов среднее значение является максимальным. Предположительно, это связано с тем, что они, будучи выпускными или предвыпускными курсами обучения, очень мотивированны в достижении своих целей, которые были выработаны ими за всё время обучения. У вторых, третьих и пятых курсов минимальный балл также расположен в отметке средних значений, в противовес первокурсникам и четверокурсникам.

По шкале «Настойчивость» все результаты расположены в диапазоне средних значений по максимальному баллу и по среднему арифметическому. Следует отметить, что у вторых и пятых курсов обучения максимальные значения довольно высоки, а у пятых курсов максимальное значение и среднее арифметическое расположены также в максимальной отметке данных. По шкале «Самоорганизация» максимальный балл и среднее арифметическое оказались довольно высоки у четвёртых курсов обучения. Остальные же курсы расположены в значениях, соответствующих среднему результату данной шкалы. По шкале «Ориентация на настоящее» четвертые курсы показали довольно высокие баллы в максимальном значении и среднем арифметическом, а минимальный балл находится в нижней границе средних показателей данной шкалы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Опрошенные респонденты показали результаты в районе средних значений что при анализе данных среди мужчин и женщин, что при анализе данных от высших учебных заведений, что при анализе данных по курсам обучения по всем семи шкалам: тем не менее, в некоторых шкалах оказались исключения среди опрошенных;

Анализируя шкалу «Общий показатель», можно сделать вывод, что респонденты в большинстве своём могут адаптироваться к резкой смене деятельности, при этом они ее планируют (оставляя место для форс-мажоров);

Что касается остальных шести шкал, то по ним результаты тоже в целом расположены посередине, что является довольно оптимальным для студентов;

Проведение каких-либо профилактических работ со студентами не требуется, единственное что может пригодится — так это проведен консультаций и аутотренингов;

Подытоживая, опрошенные студенты показали оптимальный уровень самостоятельности деятельности, без каких-либо ярко выраженных крайностей.