Романенко Д. А. Специфика этапов исполнения постановлений по делам об административных 
правонарушениях // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 233-236

Как завершающая стадия производства, стадия исполнения постановления по делу об административном правонарушении имеет свои этапы. Сам процесс начинается с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, что регламентировано ст. 31.2 КоАП РФ [1].

Как и любая стадия, имеющая момент начала, стадия исполнения постановления имеет и стадию окончания. В.А. Гуреев под моментом окончания понимает время, когда произошло официальное подтверждение того, что вынесенные постановлением имущественные и физические ограничения были применены [3, с. 214].

По мнению С.Ф. Мазурина стадию исполнения постановлений по делам об административных правоотношениях целесообразно делить на этапы. Первый этап целесообразно именовать этапом подготовительным либо же начальным, так как именно с него все начинается. На втором этапе происходит приведение в исполнения постановления назначения административного наказания. Третий этап завершает весь процесс исполнения постановления, поэтому его С.Ф. Мазурин называет завершающим [4, с. 65].

Благодаря выделению данных этапов появляется возможность исследовать каждую по отдельности, изучив при этом их внутреннее нормативное содержание. При этом можно проанализировать в полном ли объеме осуществляется административно-юрисдикционное усмотрение.

Анализируемая тема давно широко изучена и исследована различными авторами в научных трудах и публикациях, в частности наибольшему интересу поддавался порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях и его этапы. Тем не менее, каждый по отдельности из этапов, как самостоятельное звено всего процесса фактически рассмотрен не был, что делает данные тему весьма актуальной.

С.Ф. Мазурин считает, что посредством анализа этапов по отдельности и вместе взятых, а также всех обстоятельств, связанных с ними появляется возможность разработать и предложить пути совершенствования процесса осуществления правового регулирования тех стадий, которые в этом нуждаются. В результате выявления недостатков и разработке путей совершенствования можно существенно повысить эффективность административно-правовой практики ее реализации в деятельности административно-юрисдикционных органов исполнительной власти, а также других органов, которые наделены административно-юрисдикционной компетенцией по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях [4, с. 73].

Именно на первом (начальном) этапе вынесшее постановление должностное лицо должно осуществить обращение данного постановления непосредственно исполнителю. Данный факт является отправной точкой начала реализации стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

А.С. Мамыкин считает, что процесс обращения это ни что иное как реализация мер властного принуждения, которое обусловлено административным наказанием.

В процессе реализации подготовительного этапа анализируемой стадии должностные лица наделены ограниченными возможностями административно-юрисдикционного усмотрения в соответствии с нормами административно-процессуального законодательства [5, с. 209].

На данном этапе усмотрение появляется в процессе воплощения в действие ст. 31.5 и 31.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ на подготовительном этапе должностное лицо, которое вынесло постановление по делу об административном правонарушении, имеет возможность рассрочить или отсрочить исполнение данного постановления.

Такое усмотрение имеет под собой правовое основание, в частности им является оценочное понятие, которое закрепил законодатель:

В первую очередь, это случаи, когда невозможно исполнить постановление по делу об административном правонарушении в установленные сроки. По мнению Н.А. Колоколова первая ситуация является оценочным критерием для отсрочки исполнения постановления, обусловленным жизненной ситуацией, сложившейся у исполнителя постановления по делу об административном правонарушении [6, с. 32].

Несомненно, что оценка невозможности исполнения постановления базируется фактически на административно-юрисдикционном усмотрении лица, которое обращает данное постановление непосредственно к исполнителю. По нашему мнению, данное ограничение неуместно, в частности, как и ликвидация такого правового основания для административно-юрисдикционного усмотрения.

Во вторую очередь, материальное положение лица, которое привлекается к административной ответственности, при этом оно должно быть таковым, что в установленные сроки исполнить административное наказание в виде административного штрафа реально не предоставляется возможности. Лицо, привлекаемое к административной отвественности, находящееся в материальном положении не позволяющим ему исполнить в срок административное наказание, должно обосновать таковое доказательствами. Данный факт определенная граница административно-юрисдикционного усмотрения при рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания.

Согласно нормам действующего законодательства, также возможно приостановление исполнения постановления (ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ). Настоящим Кодексом предусмотрено приостановление, в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста и других случаях.

В данном случае правовое основание административно-юрисдикционного усмотрения — диспозитивная норма, которая дает возможность принять решение о том, чтобы приостановить исполнения постановления на основании усмотрения. По нашему мнению, данный подход в полнее обоснованный. В нем имеется необходимость в процессе принятия решения о приостановлении данной стадии [6, с. 47].

На следующем этапе стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении, именуемым вторым этапом, происходит непосредственное приведение в исполнение постановления о назначении административного наказания.

Именно на данном этапе происходит осуществление процессуальные властно-принудительные действий, для того, чтобы исполнить административное наказание, что предусмотрено действующим законодательством [2]. Это осуществляется в тех случаях, которые также определены нормами законодательства, когда лицо не исполнило соответствующее постановление добровольно. Законодательством определены случаи, когда административное наказание может быть исполнено в добровольном порядке (ст. 32.2, ч. 1.1 ст. 32.7, ст. 32.11 и 32.14 КоАП РФ).

Уполномоченные должностные лица во властно-принудительном порядке осуществляют исполнение постановлений по делу об административном правонарушении, а должностные лица органов исполнительной власти осуществляют исполнение административных наказаний: наказания в виде административного штрафа или дисквалификации, либо иных, в случае, когда имеет место быть добровольное неисполнение [3, с. 280].

Гл. 32 КоАП РФ в полном объеме регламентирует порядок действий и их особенности по исполнению административного наказания, которое было назначено. В частности, данные действия предопределяются конкретным видом исполняемого административного наказания.

На третьем этапе стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении, или как его принято называть завершающем, происходит фактическое завершение (прекращение) производство. Это связано с тем, что постановление по делу об административном правонарушении было исполнено. Также это может быть связано с тем, чтоб исполнить его невозможно [4, с. 33].

В соответствии со ст. 31.7 КоАП РФ на третьем этапе происходит прекращение исполнения данного рода постановления, а, следовательно, и окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания, что регламентировано ст. 31.10 КоАП РФ.

Анализируя стадии исполнения постановления о назначении административного наказания, считаем целесообразным, обратить внимание на особенности административно-юрисдикционное усмотрение, которое, по нашему мнению, имеет характерные особенности:

На первом этапе данной стадии оно ограничено правовыми пределами. Данный факт административно-процессуального регулирования весьма целесообразен.

На втором этапе, когда происходит исполнение постановления по делу об административном правонарушении, основанием административно-юрисдикционного усмотрения в большей степени являются диспозитивные административно-процессуальные нормы. В том числе, на данном этапе возможны такие ситуации, когда будут применены оценочные понятия, на полном основании являющиеся основой административно-юрисдикционного усмотрения.

На третьем этапе, в соответствии с ч. 3 ст. 31.10 КоАП РФ пределы административно-юрисдикционного усмотрения предоставляются требованиями мотивированности решения, в том числе это возможно за счет утверждения решения вышестоящим должностным лицом.