Современное состояние инновационной политики России

Кипнис Анастасия Борисовна
Nastya.kipnis@yandex.ru

Kipnis Anastasiya Borisovna
Nastya.kipnis@yandex.ru

Инновационная политика способствует экономическому росту страны в долгосрочной перспективе. Главенствующей задачей данной политики является, в первую очередь, упорядоченное и систематическое управление инновационной деятельностью. Концепция инноваций подразумевает коммерциализацию существующих знаний, технологий и оборудования. Главным толчком в стимуляции развития инновационного процесса послужила необходимость в недостающем и непрогрессивном оборудовании, новых технологиях и промышленностях для обеспечения военной мощи в период Второй мировой войны. В этот промежуток времени особое внимание было нацелено на создание и поиски конструктивных средств обороны, научных разработок в промышленности, а также в мобилизации сырьевых резервов страны. Так, в 40-е годы произошла активная разработка атомной, ракетной и химической промышленностях, машиностроении, технологии которых положили начало новым инновационным направлениям.

На сегодняшний день экономика России имеет инновационный курс для развития экономической среды. Государство активно проявляет заинтересованность в модернизации уже существующих инновациях и предлагает собственную платформу для реализации инновационных проектов. Одной из определяющих задач для политики государства в области экономики является создание устойчивой национальной инновационной среды. Для развития инновационной среды страны возможны следующие перспективы:

1) увеличение доли российских высокотехнологичных товаров и услуг до 15% на международной арене;

2) увеличение доли инновационных товаров в составе промышленной продукции до 35 % к 2025 году;

3) увеличение затрат на исследования, разработки и реализацию.

В процессе модернизации собственной национальной экономики государство заинтересовано в содействии развития инновационной деятельности, обеспечивая рентабельность, конкурентоспособность собственных товаров, работ и услуг на отечественном и мировом рынках, устойчивую национальную инновационную среду и улучшение качества жизни населения.

Для оценки уровня использования инновационной политики в Российской Федерации особое внимание обращено на общий индекс инновационной активности организаций. Он состоит из удельного веса организаций, задействованные в технологических, организационных и маркетинговых инновациях. Такой показатель демонстрирует предпочтительность организаций инновациям в сфере управленческих решений, вытекающих из общей экономической ситуации в стране (табл.1). Главной причиной снижения показателей является неблагополучная внешняя экономическая обстановка. Первостепенной задачей в таких случаях является сохранение финансовой и конкурентоспособной составляющих, чему препятствуют снижение интенсивности становления целостной системы и торможение инкорпорирования прогрессивных технологий. Результатом замедления становятся низкие коэффициенты инновационного фактора в мировом значении.

Таблица 1. Индекс инновационной активности организации за предшествующие 3 года по экономическим видам деятельности, в %

Инновационная активность организации201920202021
Инновационная активность организаций, — всего9,110,811,9
в том числе по экономическим видам деятельности:   
Добыча полезных ископаемых6,86,87,8
Обрабатывающие производства20,521,323,1
Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги11,113,215,1
Деятельность в области информационных технологий5,510,28,0
Деятельность профессиональная научная и техническая прочая4,38,89,3
Научные исследования и разработки51,351,147,5

Составлено автором. Источник [1]

По данным Ростапента [2] показательно в процессе оценки инновационной деятельности соотношение количеств поданных заявок на изобретения и выданных на них патентов (рис 1.). Объём поданных заявок за последние 3 года удерживается примерно на одном уровне находится в пределах 23 тысяч, когда уровень выданных патентов на изобретения снизился на 30%, несмотря на то, что большая часть заявок продолжает поступать от российских заявителей. 

Рисунок 1. Количество поданных заявок на изобретения и выдачу патентов в 2019-2021 г., ед.

Пристальное внимание в стране направлено на реализацию эко инноваций. Создание и внедрение относительно нового направления как эко инновации нацелены, в первую очередь, на снижение концентрации загрязнений и их последствий для людей и окружающей их среды. Разработка экологических нововведений обосновываются экологическими и финансовыми причинами, ведь они направлены на решение задач по снижению использования ресурсных запасов, осуществлению надзора за безопасностью природы.

За последние 3 года российское правительство выделило около 124,6 млн рублей на инновации, направленные на улучшение экологии. Вследствие чего начиная с 2020 года значительно увеличилось количество «зелёных» патанов. Большая часть из них направлена на переработку вторсырья в материал, получение топлива из вторсырья и экологического сырья, получение энергии с использованием альтернативных источников и технологии очищения загрязнённых водных поверхностей.  Расширение инновационного воспроизводства воссоздаст необходимые условия для наращивания научно-технического и инновационного потенциалов на мировой арене. Сегодня созданы условия для необходимой модернизации производства, нацеливая научные организации на реальные потребности производств. Увеличение объёмов расходуемых ресурсов на науку, уровня заработной платы научных сотрудников позволит сохранить потенциал научных организаций для привлечения талантливой молодёжи. Все это положительно скажется на патентной и инновационной активностях и общем объёме выполняемых научных открытий. С каждым годом на территории России разрабатывается и демонстрируется все больше новых изобретений. По данным Роспатента [2] наибольший процент одобренных заявок на создание новейших технологий приходится на Центральный федеральный округ (рис. 2).

Рисунок 2. Количество одобренных заявок на создание новейших технологий в РФ в 2021г., ед.

Существование технопарков является неотъемлемой частью развития и модернизации инновационной деятельности в России. Технопарки представляют собой некое специализированное пространство, нацеленное на поддержку высокоинновационного бизнеса, а также осуществление продвижения инноваций. Преимуществом в концентрации технопарков в стране является возможность взаимодействий инноваторов, разработчиков новых идей с компаниями, заинтересованными в воплощении данных проектов. По данным TBI Group [3] в настоящий момент в Российской Федерации насчитывается порядка 155 действующих технопарков, где 75 являются государственными, контроль за деятельностью которых обоснованно считается необходимым сохранить [4]. Диаграмма городов по большему количеству кластеров в Российской Федерации представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Количество технопарков в городах Российской Федерации

Выделенные средства из бюджета на инновационные проекты являются инструментом управления бюджетными ресурсами территорий [5], аудит доходов которых является гарантией целевого инновационного расходования [6]. Инновации novatio  как внедряемое нововведение повышающее эффективность процессов производства, способствующие улучшению качества востребованной рынком продукции благодаря ее новым потребительским свойствам, должны соответствовать потребностям социальным, экономическим, культурным, технологическим, информационным, экологическим. Инновационный процесс необратим. Инновационный подход востребован в методах продаж, деловой практике, внешних связях и организации рабочих мест. Инновации повышают эффективность системы, отличаясь от изобретений, и касаются коммерциализации новых материалов, процессор, рынков.

Одним из международных показателей успешности в инновационной политики является Глобальный инновационный индекс, отражающий рейтинг стран по их способности к инновациям и успеху в них. Данный индекс, рассчитанный на основе более 80 показателей, в полном объёме описывает международную обстановку в сфере инноваций. В опубликованном Всемирной организацией интеллектуальной собственности докладе ГИИ[7] Россия улучшила свои прошлогодние результаты, поднявшись на 2 позиции, заняв 45 место. В первую очередь, страной показаны значительные успехи по инвестиционному показателю, поставив новую цель в приобретении гармонизации инновационной системы. Отличительные качества Россия показала в сфере развития человеческого капитала и науки, попав в том-30. Одной из главных заслуг российской инновационной политики стал высокий рейтинг образовательной среды, объёмов выпускников естественнонаучных и инженерных специальностей, количеством занятых в наукоёмких сферах и объёмом трудоустроенных женщин с научными степенями. Улучшены показатели по объёмам платежей за использование показателей интеллектуальной собственности и по количеству выданных патентов, заняв 23 и 15 места соответственно. Россия вошла в топ-10 стран с уровнем дохода выше среднего, заняв 6-е место в этой группе. В рейтинге глобальных научно-технических технопарков страна заняла 32-ю позицию. Таким образом, при должном регулировании со стороны государства Россия смогла достичь улучшения инновационных результатов.

Российское государство в достаточной мере освещает тему культуры инновационного предпринимательства, освещая собственные образовательные программы, создавая институты образования и развития, обеспечивая им социальную и льготную поддержки. Россия активно занимается популяризацией инновационной среды, открыто взаимодействует с ведущими странами в сфере инноваций и содействует другим дружественным странам в развитии технологий. В современном мире, когда глобальная экономика сбавила свои темпы, главным и приоритетным ключём к экономическому первенству будет являться национальная оснащённость страны. Поддержание высокого уровня инновационной среды в стране требует объёмного и всестороннего подхода. Необходимо усовершенствовать систему социальных и налоговых стимулов для повышения инновационной конкурентоспособности, межотраслевого сотрудничества и развития долгосрочных инвестиций. Стимулы для предпринимательства и частного бизнеса должны иметь первостепенный характер. Инновационным организациям требуется мотивация для стимулирования работы над новыми разработками. В настоящий момент в России активно используется система поддержки инноваций: действуют фонды, предоставляющие финансовые ресурсы предпринимательству на стадии научно-исследовательских разработок, применяются венчурное финансирование инновационных проектов, используются территории с льготным налоговым режимом в промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристико-рекреационной сферах и т.д. Очевидно, что продолжение развития и поддержки инновационной среды благополучно скажется на устойчивости национальной экономики, повысит уровень конкурентоспособности отечественных инноваций.