Советские специалисты и процесс модернизации в КНР в 1949 – 1960 году

Павлов Олег Дмитриевич
odpavlov@mail.ru

Введение

В середине XX века, в системе международных отношений произошли значительные изменения. После Второй Мировой Войны СССР стал одним из самых влиятельных акторов на мировой арене, и по совместительству, центром притяжения для государств социалистической ориентации. Европейские “народные демократии”, социалистические республики Азии, страны “победивших революций” в Южной Америке и Африке образовывали “социалистический лагерь во главе с Советским Союзом” – блок прокоммунистических государств, противостоявших капиталистическим державам в годы Холодной Войны.

Однако, необходимо заметить, что далеко не всегда в отношениях между социалистическими странами и СССР преобладало, постулируемое на каждом совещании рабочих партий, “единство коммунистического фронта”. Так, за полувековую историю существования Восточного блока накопилось немало примеров различных тактик взаимодействия со “старшим братом”, к которым прибегали союзники Москвы. Послушное исполнение союзнического долга, лавирование между приоритетностью национального и интернационального, поиск собственного социалистического пути, трения и конфликты – вот лишь самые общие очертания тех непростых взаимоотношений, которые складывались между странами социалистической ориентации и Советским Союзом. В этой связи, отношения между Советским Союзом и Новым Китаем представляют для исследователей особенно ценный материал для фактографического анализа и всестороннего осмысления.

Советско-китайский союз просуществовал около 10 лет — с 1950 года, когда две стороны подписали договор о “Дружбе, союзе и взаимной помощи” по 1960 год, когда идеологический конфликт между странами фактически расколол международное коммунистическое движение. Необходимо заметить, что помимо своего очевидного внешнеполитического значения, взаимоотношения Москвы и Пекина оказали очень глубокое влияние на весь жизненный уклад Поднебесной. Даже сегодня, влияние советской системы все еще прослеживается и в структуре аппарата Компартии и правительства, и в экономической системе, и в архитектурной планировке больших городов, и в ностальгическом народном фольклоре. Во-многом, подобное положение вещей обусловлено той колоссальной помощью, которую советские советники и специалисты оказали модернизирующемуся Новому Китаю. Сложно не согласиться с глубокой мыслью председателя КНР Си Цзиньпина: “В трудные дни восстановления и развития нашей страны многочисленные советские специалисты своим умом и трудом помогли нам заложить промышленную базу Китая, оставили яркие следы в истории дружбы между народами двух стран…”.

Необходимо отметить, что изучение деятельности специалистов позволяет открыть новые грани в методологии истории международных отношений. Так, анализируя внешнеполитическую деятельность государств, мы как правило имеем дело с персоналиями высшего государственного значения – правителями, политической элитой и другими выдающимися деятелями. Однако, в случае с изучением деятельности института специалистов, в фокусе нашего исследования оказываются представители низовых социальных групп. Это уникальное обстоятельство позволяет взглянуть на взаимоотношения между странами глазами обычных людей, посмотреть, как бы “снизу-вверх” на особенности политических и международных перипетий исторического процесса. Подобный методологический подход, а также наличие сравнительно скудной историографии по проблеме обуславливает научную новизну настоящего исследования.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью всестороннего осмысления истории российско-китайских отношений в связи с активизацией двухстороннего взаимодействия между Москвой и Пекином в последнее время. В этом контексте, особенно насущным представляется вопрос об изучении экономических отношений двух стран в 1950-ые годы – эпохи наивысшего подъема советско-китайской дружбы. Беспрецедентный рост товарооборота, научно-техническое сотрудничество, кадровый обмен, совместные предприятия и проекты – вот лишь общие штрихи “медового месяца” в отношениях СССР и КНР. Изучение подобного успешного опыта позволяет не только находить общие точки соприкосновения в реалиях текущей глобальной политики, но и избегать роковых ошибок предшественников, приведших к полному разрыву взаимоотношений между нашими странами в 1960-ых.

Целью настоящей работы является изучение деятельности советских специалистов на территории КНР в 1949 – 1960 годах.

Хронологические рамки настоящего исследования обусловлены периодом пребывания советских сотрудников на территории Китая. Так в качестве нижней хронологической границы, нами принят 1949 год – время заключения соглашения о специалистах и прибытия в КНР первой партии советников. В качестве верхней границы, нами принят 1960 год, когда Н. С. Хрущев отозвал последних из находившихся в Китае специалистов.

  Географическими границами данного доклада являются территории СССР и КНР в период 1950-ых годов.

Глава 1. Первые специалисты в Китае. 1949 – 1953.

Историческое влияние, которое СССР оказывал на Китай, отправляя туда своих специалистов, берет свое начало в 20-ых годах прошлого столетия. Во время китайской революции политический советник Бородин и военный советник Блюхер сыграли беспрецедентную роль в становлении КПК и Гоминьдана, а также в успешном завершении Северного похода. Однако, в период 1920-ых гг. можно говорить лишь об отдельных персоналиях, массовая отправка специалистов началась несколько позднее. Во второй половине 1930-ых гг., СССР, желая обезопасить свои восточные границы от японской агрессии, начинает осуществлять экономическую и военную помощь Китаю. В 1938 году в Пекин прибыла группа советских военных и гражданских советников в количестве 380 человек. Личный состав советского контингента в Китае был крайне представительным и насчитывал 6 маршалов и 15 генералов, а руководство личным составом осуществляли такие прославленные военноначальники, как А. И. Черепанов, К. М. Качанов и В. И. Чуйков. Советская миссия внесла значительный вклад в борьбу китайского народа против японского милитаризма, помогая армии Чана Кайши в освоении новой военной техники, разработке тактик ведения боя и т.п.

Однако, в вопросе непосредственной помощи Коммунистической Партии Китая Сталин долгое время занимал выжидательную позицию. В первые послевоенные годы, на Дальнем Востоке, Москва стремилась к всестороннему сотрудничеству с США и ГМД с целью закрепления за Советским Союзом территориальных приобретений (Порт-Артур, КВЖД, Дальний) в соответствии с Ялтинскими соглашениями. Однако, к 1948 году, в свете значительных успехов, достигнутых китайскими коммунистами в гражданской войне, СССР произвел определенную корректировку своей внешней политики. Когда перспектива прихода КПК к власти начала становиться все более реалистичной, советское руководство отчетливо осознало, какое значения коммунизация Китая имеет для всего мирового социалистического лагеря. Во-первых, социалистический Китай, с населением около миллиарда человек, мог оказать неоценимую помощь СССР в деле распространения коммунистических идей “вглубь” Азиатского региона. Во-вторых, Пекин мог оказывать эффективную поддержку зарождающимся коммунистическим режимам Кореи и Вьетнама. В-третьих, одержав победу на территории всего Китая, КПК становилась единственной силой в регионе, от которой зависела судьба “ялтинских” приобретений Cоветского Союза. Подобные обстоятельства обусловили начало формирования советско-китайского союза.

Первые советские специалисты прибыли в Китай в июне 1948 года в составе группы, которой руководил заместитель министра путей сообщения А. В. Ковалев. Главной задачей прибывших специалистов (в значительной массе являвшихся офицерами железнодорожных войск), было восстановление и ремонт КЧЖД, серьезно пострадавшей за время гражданской войны и японской оккупации. Советские специалисты блестяще справились с возложенной на них миссией и в декабре 1948 года вернулись в СССР. А. В. Ковалев лично докладывал Сталину: “группа советских специалистов обеспечила восстановление 1350 км важнейших железнодорожных путей; восстановлено 62 больших и средних моста…”. И хотя мотивы, побудившие руководство страны к отправке специалистов-железнодорожников в Китай, были весьма прагматичными – необходимость бесперебойного сообщения с Порт-Артуром, тем не менее это был важный прецендент в истории советско-китайских отношений. Кроме того, восстановление железнодорожных путей позволило НОАК значительно ускорить наступления на территории подконтрольные ГМД: “по восстановленным дорогам была произведена переброска войск в районы Синильтунь-Мукден, что содействовало окончательному разгрому гоминьдановских войск в Маньчжурии”.

Еще до истечения срока пребывания группы железнодорожников в Китае, руководство КПК начало задумываться о проблемах экономического восстановления страны. По вполне понятным причинам, хозяйственную модернизацию страны ЦК КПК связывал с масштабной и всесторонней помощью Советского Союза. Так, 13 сентября 1948 г. выступая на заседании Политбюро, Мао Цзэдун заявил: “Что касается завершения подготовки к переходу от новой демократии к социализму, то СССР нам поможет. В первую очередь он поможет нам развить экономику…”. Данный посыл лидера китайского коммунистического движения нашел свое воплощение в телеграмме секретаря Северо-Восточного бюро ЦК КПК Линь Бяо, адресованной товарищу Сталину. В своей телеграмме, Линь Бяо описал плачевное состояние народного хозяйства КНР, и выдвинул предложение об отправке в Пекин 100 советских специалистов (черная и цветная металлургия, ВПК, легкая и текстильная промышленность и т.п.) для “всестороннего изучения нашей экономики и составления плана восстановления и эксплуатации главнейших отраслей промышленности”. Пятого октября 1948 года, Министр Иностранных Дел СССР В. Молотов получил перевод этой телеграммы и через неделю отправил в Пекин официальный ответ советской стороны. В своем письме Молотов, констатировал невозможность единовременной отправки 100 советских советников, и предлагал сократить их численность до 10 человек. Но сроки даже их отправки требовали “дополнительного уточнения”. Подобный ответ, по существу, откладывающий оказание реальной помощи китайскому коммунистическому правительству, является наглядным воплощением двойственной политики Кремля по отношению к Китаю. С одной стороны, советское руководство не могло категорически отвергнуть просьбу КПК, так как этим был бы нанесен серьезный ущерб двухсторонним отношениям. С другой стороны, СССР по-прежнему сохранял дипломатические отношения с правительством Чана Кайши и, опасаясь эскалации международной напряженности, не мог оказать открытой масштабной поддержки пекинскому правительству. Кроме того, у Москвы не было уверенности в искренности просоветских устремлений Мао и его соратников; довольно сильные опасения советского руководства вызывали националистические настроения части китайского Политбюро.

Однако по мере того, как НОАК занимала один район Китая за другим, а Кремль убеждался в лояльности КПК (для этой цели в Сибайпо был секретно командирован А. Микоян, который выразил полное удовлетворение теоретическим уровнем подготовки китайского руководства), в вопросах советско-китайского сотрудничества стали происходит значительные изменения. 26 июня 1949 г. крупная делегация ЦК КПК во главе с Лю Шаоци прибыла на переговоры в Москву. Одной из центральных тем для обсуждения был вопрос о приглашении на работу в Китай советских советников и специалистов. В ходе переговоров, Сталин одобрил практически все предложения китайской стороны, что сделало возможным начало подготовки текста соответствующего соглашения. 5 августа 1949 года, в Москве состоялось подписание двухстороннего соглашения “Соглашения об условиях работы советских специалистов в Китае”. Согласно условиям договора, советская сторона направляла в Пекин 600 сотрудников “для восстановления и развития народной экономики”. Срок пребывания специалистов ограничивался одним годом, однако допускалась возможность его продления. Советским гражданам предстояло работать на “различных предприятиях, экономических структурах и иных организациях, в соответствие с решением китайской стороны”. Весьма примечательно, что Москва особенно настаивала на том, чтобы “оплата труда советских специалистов производилась в соответствие со стандартами оплаты китайских работников, соответствующих должности и квалификации…”. Очевидно, что, утверждая этот пункт, Кремль хотел продемонстрировать китайской стороне, что складывающиеся отношения между СССР и коммунистическим Китаем базируются на принципах равенства и солидарности. После подписания данного соглашения, в конце августа 1949 года Лю Шаоци вместе с первыми партиями советских специалистов на поезде прибыл в Пекин, где был радостно встречен китайским руководством и многотысячной демонстрацией китайских трудящихся.

Вместе с тем, спустя полгода после подписания данного договора, Советское Правительство инициировало дополнение некоторых из его положений. Так, в тексте нового советско-китайского соглашения, подписанного в марте 1950 года, в части пунктов, оговаривающих порядок выплаты заработной платы специалистам, были внесены значительные изменения. Согласно новому договору, китайская сторона, помимо выплаты заработной платы специалиста, должна была обеспечить “выплату советскому правительству от тысячи пятисот до трех тысяч рублей в месяц, в качестве компенсации убытка, понесенного советской структурой или предприятием, командировавшим данного сотрудника…”. Необходимо заметить, что подобные изменения поставили китайскую сторону в крайне затруднительное положение. В первые годы, после провозглашения независимости Пекин испытывал крайний дефицит валютных средств, в связи с плачевным состоянием хозяйственной системы страны. Соответственно, подобное значительное увеличение расходов на приглашения специалистов ложилось непосильным бременем на и без того скудный государственный бюджет. Понимая это, Кремль предложил внести компенсационные расходы в счет предоставленного Китаю советского кредита. В историографии существует множество точек зрения по вопросу о том, почему Сталин спустя полгода после подписания первоначального варианта соглашения, решил коренным образом трансформировать его текст. Однако самой любопытной, из выдвинутых исследователями гипотез, нам представляется точка зрения Шэня Чжихуа. По мнению китайского автора, вопрос о компенсации был связан с желанием советского правительства “отыграться” за те уступки (КВЖД, Порт-Артур, Дальний), которые оно предприняло в ходе переговоров об условиях подписания советско-китайского договора “О дружбе, союзе и взаимопомощи”. 

Перед тем, как переходить к разговору о конкретной деятельности советских специалистов на территории Китая, необходимо коротко охарактеризовать особенности их административной организации. С советской стороны, всеми вопросами, связанными с пребыванием сотрудников на территории КНР (оформление договоров, финансы, жилищные условия и т.п.), а также взаимодействием с китайской стороной занимался главный советник. Первоначально ответственным за советских специалистов был представитель Москвы при ЦК КПК А. В. Ковалев. Однако, в 1950 году, Сталин решил, что, будучи специалистом в области железных дорог, Ковалев плохо разбирается в политических вопросах и предложил назначить на должность главного советника И. В. Архипова, занимавшего на тот момент пост заместителя министра цветной металлургии.   

С китайской стороны, ответственность за прибывание советских специалистов на территории Китая лежала на двух организациях, находящихся в ведении непосредственно Госсовета КНР. В задачи канцелярия по работе со специалистами входила: 1) проверка состояния работы со специалистами каждого из ведомств; 2) ведение плановой работы по предоставлению специалистам материалов о текущей политической и экономической повесткой Нового Китая; 3) оформлением рабочих документов специалистов, их увольнением переводом, приостановкой работы и т.п. В тоже время материально-бытовые (охрана, транспорт, заработная плата, организация досуга) стороны жизни сотрудников находились в ведении другой инстанции – Управления по приему специалистов. 

Первоначально среди советских специалистов, находящихся на территории Китая, подавляющее большинство (73% от общего числа) были армейскими офицерами. Подобное положение дел было не случайным. Дело в том, что хотя в 1949 году территория материкового Китая была зачищена от войск ГМД, армия Чана Кайши, обладая техническим превосходством над НОАК продолжала проводить отдельные военные операции против КНР – авианалеты, морские рейды, десантные операции и т.п. Соответственно китайское руководство столкнулось с острейшей необходимостью всесторонней модернизации армейских подразделений. В этом нелегком деле, китайским военным должны были помочь советские инструктора. В задачи советских военных специалистов входило обучение китайских военнослужащих передовым тактикам ведения боя, оказание содействия в освоение приобретенной у советского союза военной техники, помощь в создании новых родов войск и специальных подразделений. В результате, к 1953 году китайская армия достигла впечатляющих успехов. Были с нуля созданы войска ПВО, десантно-штурмовые подразделения, войска биологической и химической защиты. Советские инструктора внесли огромный вклад в модернизацию китайских ВВС и создание подводного флота КНР. Закономерным итогом данных мероприятий стало успешное отражений любых агрессивных действий со стороны Тайваня. Вместо обороны командование НОАК стала задумываться о наступательных операциях.

Однако советская помощь Китаю не ограничивалась только военной сферой. Чрезвычайно много усилий советских специалистов было затрачено на модернизацию целого ряда отраслей китайской экономики (металлургия, энергетика, нефтяная и угольная промышленность, пути сообщения и др.), системы органов государственной власти, образования и просвещения. Обладая передовыми знаниями и многолетним опытом, советские специалисты добивались поразительных результатов. Для примера рассмотрим влияние советских сотрудников на положение дел в металлургической промышленности КНР.

В результате следования наставлениям советских специалистов всего за один год доля металлургической продукции, соответствующей высоким стандартам качества, существенно возросла, а некоторые доменные печи даже перевыполнили первоначальные ожидания. Так, удельный вес отвечающих стандартам качества стальных болванок произведенных Фушуньским заводом вырос с 16 до 88%. На Шицзинском металлургическом заводе доменная печь, рассчитанная на производство 250 тонн метала поставила рекорд в 376 т. По предложению советских специалистов на Тайюаньском металлургическом заводе для мартеновской печи стали использовать горячую засушку и просушку, что позволило вдвое сократить время плавки. Благодаря расчётам, осуществленными сотрудником сталелитейного завода Северо-Западной компании М. Маршевым, на предприятии был внедрен новый способ выверки поддона печи, в результате количество проверок и ремонтов печи уменьшилось в 13 раз и была обеспечена серьезная экономия на стоимости ремонта и рабочей силы.

Необходимо отметить, что в первые годы после прибытия советских специалистов в Пекин, во взаимоотношениях с ними китайская сторона исходила из выдвинутого председателем Мао принципом – “советские товарищи – наши лучшие учителя”. Все предложения советников записывались, и в большинстве случаев подлежали обязательному исполнению. Однако, подобный порядок вещей нередко приводил к неизбежным разногласиям.

Самым ярким примером “производственного” конфликта, возникшего в результате взаимодействия китайских и советских специалистов можно считать спор, разгоревшийся по вопросу плана генеральной застройки Пекина. Решением ЦК КПК от 16 октября 1949 года Пекин был объявлен столицей КНР. Соответственно, возник вопрос о месте, где будет располагаться административный и политический центр города. Советские специалисты (архитекторы и градостроители), возглавляемые заместителем председателя Моссовета П. В. Абрамовым, считали, что исторический центр Пекина прекрасно подходит для размещения большого количества общественных и государственных учреждений. Однако, группа китайских архитекторов под руководством Ляна Сычена выразила решительный протест проекту советской стороны. По их мнению, для размещения административного центра города, необходимо было строительство нового комплекса зданий, т.к. исторический Пекин являлся местом сосредоточения большого количества исторических памятников, и масштабная градостроительная деятельности в нем была невозможна без уничтожения части объектов культурного наследия. Точку в этом вопросе, предстояло поставить Председателю Мао, который из соображений экономичности поддержал советский проект. Как показало дальнейшее развитие событий, подобное решение было глубоко ошибочным – целый ряд культурно-исторических объектов был снесен.

Хотя часть советских предложений и была ошибочна или нереализуема, тем не менее большинство замечаний советников были конструктивными и сыграли решающую роль в деле модернизации Китая.           

Глава 2. “Медовый месяц”. 1953 – 1957 гг.    

В последние годы жизни Сталина, отношения между Советским Союзом и КНР были довольно неоднозначными. С одной стороны, советские специалисты внесли огромный вклад в дело модернизации всех сторон жизни китайского социума. С другой стороны, в отношении Китая советское руководство проводило очень прагматичную политику. Так, вся советская помощь была полностью “возмездной” и оплачивалась валютой. Более того, довольно часто, передаваемая Пекину техника представляла собой списанные и устаревшие советские образцы, которые зачастую не отвечали современным условиям. Проданные Китаю советские самолеты – пожалуй наиболее характерный пример подобного рода. Так, по состоянию на 1953 год, Китай приобрел у Советского Союза 183 машины, из которых четверть не подлежала ремонту и использовалась для проведения стрельб.

После кончины Сталина, для советских руководителей (и в особенности для Н. С. Хрущева) стала очевидной необходимость некоторой корректировки политики в отношении Китая. Первым сигналом, обозначившим потепление двухсторонних отношений явилась дискуссия, разгоревшаяся вокруг программы праздничных мероприятий по случаю празднования пятилетия образования КНР. Первоначальный проект, утвержденный заместителем министра иностранных дел А. Громыко в июне 1954 года (в соответствие с прежним прагматичным курсом) содержал довольно небольшой перечень мероприятий, запланированных советской стороной. Так, в октябре 1954 года, Пекин должна была посетить делегация во главе с А. Микояном. Кроме того, был запланирован показ фильмов о советско-китайской дружбе, лекции второстепенных представителей ЦК КПСС и т.п. Однако, уже 5 августа 1954 года, по предложению Н. С. Хрущева начальник 1-го Дальневосточного отделения МИД СССР Курдяков разработал другой вариант программы, который содержал куда больше значимых мероприятий. Во-первых, советскую делегацию во время Пекинского визита должен был возглавить лично Хрущев. Во-вторых, Курдяков предлагал досрочно передать Пекину, находившийся в советской аренде, Порт-Артур. Кроме того, СССР отказывался от своих прав на доли в совместных экономических предприятиях.

Так начинался “медовый месяц” советско-китайских отношений – период наиболее плодотворного сотрудничества между Москвой и Пекином. Если попробовать обобщить сущность двухсторонних отношений в этот период, то ее можно свести к следующему. Советский Союз максимально интенсифицировал экономическую и технологическую помощь китайскому народу. В эти годы НОАК оснащалась передовой советской техникой, под непосредственным руководством советских специалистов была начата ядерная программа Китая, сумма советских кредитов ежегодно увеличивалась, а процент по выплате – снижался и т.п. В тоже время, Пекин оказывал значительную дипломатическую поддержку СССР в периоды острых международных кризисов. Так, выступая 14 ноября 1957 года на Московском совещании представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, Мао Цзэдун признал полностью оправданными действия советских войск в Венгрии и призвал к дальнейшему подавлению “империалистической контрреволюции”. Подобная поддержка была крайне важна для Москвы, ведь к этому моменту Китай превратился в одного из лидеров мирового коммунистического движения.

Подобный благоприятный внешнеполитический фон отразился самым наилучшем образом на деятельности советских специалистов в Китае. На середину 1950-ых годов, пришелся наиболее масштабный кадровый обмен между двумя странами. После смерти Сталина, количество пребывающих для работы в КНР советских сотрудников увеличивалось в арифметической прогрессии. Так, согласно статистическим данным, в 1954 году в Поднебесную для работы прибыло 541 специалистов, в 1955 – 790, в 1956 – 1422, в 1957 году – 2298. Более того, необходимо учитывать, что многим специалистам после окончания срока договора, продлевали контракт, что дополнительно способствовало образованию в Китае довольно заметной русской диаспоры. По подсчетам исследователей, в 1957 году, на территории КНР находилось свыше 30 тысяч советских граждан (с учетом членов семей специалистов).  Такой массовый приток советских специалистов был обусловлен началом полномасштабной китайской индустриализации.

Необходимо отметить, что советские специалисты сыграли огромную роль в разработке первого пятилетнего плана. Так, из 59 предложений по корректировке проекта плана, 52 замечания – поступило от советских сотрудников. Принятый план предполагал строительство 156 промышленных предприятий, свыше половины из которых было спроектировано советскими техническими работниками. Кроме того, в годы первого пятилетнего плана был дан старт китайской ядерной программе, которая осуществлялась под пристальным надзором советских специалистов. Проектирование атомных объектов (заводы в Баотоу и Ланьчжоу), монтаж реакторов, обучение местных кадров, геологическая разведка урановых залежей – все это было осуществлено силами советских ученых, конструктов, инженеров. Можно без преувеличения утверждать, что успешное испытание первой китайской ядерной бомбы в 1964 году стало возможным благодаря той фундаментальной базе, которую заложили советские специалисты.

Говоря о пребывании советских специалистов в Китае, нельзя обойти стороной вопрос об условиях их работы и повседневной жизни. Важно подчеркнуть, что по меркам КНР советские сотрудники получали очень хорошую заработную плату. Так, максимальный оклад советского специалиста (заместителя министра) был равен 2500 цзиням риса; оклад главного конструктора составлял — 1900, инженера – 1500, техника – 900. Весьма примечательно, что заработная плата Председателя КНР составляла 3200 цзиней риса, а министров наиболее важных министерств – 2800. В среднем же доходы советских специалистов были более чем в 2, 5 раза выше доходов китайских работников.

Основная масса советских специалистов проживала в четырех главных гостиницах, расположенных в Центре Пекина. Китайская сторона оплачивала все расходы, связанные с их повседневным бытом. Так, советские специалисты бесплатно пользовались услугами прачечных и парикмахерских, ателье и мастерских по починке одежде, учреждениями спорта и культуры. Более того, китайская сторона оплачивала для иностранных сотрудников полный пакет медицинского обслуживания, включая стоматологические услуги. Дети советских специалистов обучались в специально организованных детских садиках и школах, где педагогическая деятельность велась исключительно на русском языке.

Китайская сторона уделяла большое внимание организации отдыха и досуга советских работников. Были разработаны многочисленные экскурсионные маршруты, поощрялись выезды на природу, организовывались многочисленные танцевальные и кинематографические вечера. Регулярно в актовом зале пекинской гостиницы “Интернациональ” проходили концерты артистов столичного оперного театра. Кроме того, китайской стороной был продуман вопрос об отпуске советских специалистов. Для этих целей, в приморских регионах Китая была организованна сеть лечебно-оздоровительных санаториев и домов отдыха.

Однако, даже в период “медового месяца”, далеко не все в советско-китайских отношениях было гладко. В конце 1955 года, Мао Цзэдун выдвинул лозунг: “Советский союз – поучительный пример”. Суть данного тезиса можно свести к следующему. Начав процесс всесторонней модернизации страны, китайское руководство обнаружило, что доскональное следование советским образцам контрпродуктивно. Так, множество нареканий со стороны военных вызывало то, что советские инструкторы в ходе лекций и практических занятий повествуют о военной тактике и стратегии, опираясь исключительно на материал ВОВ. Однако, китайские офицеры, сами имели за плечами богатый боевой опыт, который во-многом был отличен от условий, в которых шла война с Германией. Кроме того, серьезные нарекания со стороны китайского руководства вызывало насаждение советскими военными принципа единоначалия. Данный принцип воинской организации, входил в противоречие с практикой коллективного руководства, укоренившейся в коммунистических отрядах еще в конце 1920-ых годов. Подобное недовольство, было одной из причин пересмотра кадровой политики в отношении приглашения специалистов.

18 декабря 1956 года в адрес ЦК КПК пришло письмо от ЦК КПСС, в котором советская сторона (под влиянием событий в Венгрии и Польше) предлагала Пекину рассмотреть вопрос о постепенном сокращении числа советских специалистов и об упразднении института советников. Подобное предложение было с одобрением встречено китайским руководством, полагавшим, что в КНР уже сформировалась собственная прослойка талантливых руководителей среднего уровня. С этого времени, можно наблюдать постепенное сокращение численности советских сотрудников на территории Китая.

Глава 3. На пути к разрыву (1958 — 1960). Отзыв специалистов.

Последний период существования советско-китайского союза был связан со стремительным нарастанием размолвок и противоречий между странами. Так, начавшаяся в Китае политика “большого скачка” не нашла поддержки в Москве. Многие советские специалисты критиковали данный курс Председателя Мао за волюнтаризм и антинаучность, что в свою очередь не могло не задевать официальный Пекин. Кроме того, руководство КНР очень болезненно реагировало на советские инициативы, связанные с созданием единого Морского Флота, усматривая в них притязания Кремля на китайский суверенитет. Довольно непросто обстояло дело и в сфере согласования действий в области внешней политики. Так, в 1958 году, когда основные усилия Н. С. Хрущева были связанны с деятельностью по ограничению испытаний оружия массового поражения, Пекин начал проводить агрессивную внешнюю политику в отношении Индии и Тайваня, тем самым скомпрометировав миротворческие инициативы Москвы. Вполне очевидно, что подобный внешний фон довольно негативно отражался на положение советских специалистов на территории Коммунистического Китая.

Двадцать второго июля 1958 года, Политбюро ЦК КПК пригласило советского посла П. Ф. Юдина для обсуждения целого ряда вопросов, в том числе вопроса о специалистах. В первую очередь, Мао Цзэдун раскритиковал уже вернувшегося на родину главного военного советника, назвав его “бюрократом”, а также выразил свое неудовольствие порядками в военных учебных заведениях, где специалисты всегда рассказывали о советских сражениях, и никогда – о китайских.  “Большинство советских специалистов очень хорошие, хотя у отдельных есть недостатки” – резюмировал свою речь Мао. Подобная критика оказалась совершенно неожиданной для советской стороны, и 31 июля Хрущев лично приехал на переговоры с Мао Цзэдуном. В ходе этих переговоров, китайский лидер повторно раскритиковал советских военных советников.

Как уже отмечалось выше, в 1958 году в Китае начла осуществляться так называемая политика “большого скачка”. Данная экономическая и политическая компания, в основе которой лежала борьба с косностью и догматизмом, оказала значительное влияние на отношения между советскими и китайскими специалистами. Подхваченные вихрем коммунистического энтузиазма, китайские работники теперь смотрели на предложения своих вчерашних “главных учителей”, как на устаревшие и не подходящие к китайской специфике. Советские специалисты все чаще сталкивались с апатией, безразличием, недоверием. Учащались случаи, когда советским сотрудникам в течение долгого времени не выделяли должного объема работы, а китайское начальство уклонялось от прямого контакта. В отдельных случаях дело доходило до довольно грустных курьезов. Так, по воспоминаниям советского химика В. Клочко, вся месячная бумажная документация, написанная советскими специалистами Синьцзянского нефтеперерабатывающего завода, была использована для растопки котла с лапшей. Однако, необходимо отметить, что даже в период ухудшения советско-китайских контактов, отношения к советским специалистам в большинстве случаев оставалось доброжелательным и почтительным.

16 июля 1960 года временный поверенный СССР в КНР Н. Г. Судариков вручил Чжань Ханфу дипломатическую ноту об отзыве всех советских специалистов. В ноте вся ответственность за отзыв сотрудников возлагалась на китайское руководство: советские советники были объектами прокитайской пропаганды, китайская сторона пренебрежительно относилась к результатам их труда, за отдельными специалистами была установлена слежка и т.п. Однако, согласно оценкам современной историографии, все перечисленное слабо соответствует действительности. Решение об отзыве специалистов было эмоциональной попыткой Хрущева заставить официальный Пекин придерживаться просоветской политики. А отдельные случаи производственных конфликтов, несколько участившихся в годы большого скачка, послужили лишь предлогом для оформления данного решения.

В августе 1960 года советские специалисты на вокзале Пекина погружались в составы, отправляющиеся на Родину. Однако, как для советских граждан, так и для китайцев это был очень трогательный момент. По случаю проводов специалистов устраивались прощальные вечера и банкеты, вручались памятные грамоты и подарки. Сроднившимся за десятилетия совместной напряженной работы, советским и китайским гражданам предстоял длительный период разобщенности, связанный с усилением отчужденности между двумя странами.

Заключение.

После того как Коммунистическая партия Китая пришла к власти, ее главными задачами являлись осуществление идеалов коммунизма и перевод страны на рельсы модернизации. Наиболее реалистичным способом выполнения столь сложных исторических задач была учеба у Советского Союза. Одним из аспектов подобной учебы, стала по истине историческая миссия советских специалистов по модернизации всех сторон жизни китайского общества.

Вклад советских специалистов сложно переоценить. Благодаря усилиям советских сотрудников была реформирована система образования, составлены пятилетние планы, написан текст конституции, модернизированы или созданы с нуля множество отраслей промышленного производства.

В свою очередь, китайская сторона стремилась создать советским гражданам максимально комфортные условия для жизни и работы на территории КНР. Сотрудники получали хорошую заработную плату, полный перечень социальных услуг, возможность проведения культурного или активного отдыха. Таким образом, между китайскими и советскими гражданами складывались дружеские отношения, основанные на взаимном уважении, солидарности и труде.

К сожалению, на деятельность советских специалистов довольно сильное влияние оказывало изменение политики, проводимой Москвой и Пекином. Однако, вне зависимости от политической конъюнктуры, советские специалисты стремились прикладывать максимум усилий для осуществления своего интернационального долга – всестороннего экономического развития братского Китая.