Совершенствование системы кадрового обеспечения государственной гражданской службы Иркутской области

Арсентьева Марина Алексеевна
e-mail: marina230198@mail.ru

Научный руководитель
Девятова Наталья Сергеевна

e-mail: devytova@mail.ru

Гражданское общество предъявляет все более высокие требования к функционированию институтов государственной службы. Особую актуальность приобретает цель государственной кадровой политики — формирование профессионального кадрового состава служащих. Нормальной и эффективной деятельности органов власти необходим сбалансированный кадровый состав, где будут в оптимальных долях представители различных возрастных групп, в том числе и молодые специалисты. В современном мире на государственной службе наблюдается снижение процента молодых кадров, отсутствие мотивации у выпускников высших учебных заведений к поступлению на государственную гражданскую службу, а также отмечается негативный имидж органов власти как работодателя. Для повышения кадрового потенциала органов власти необходимы молодые специалисты.

На сегодняшний день привлечение молодежи на государственную гражданскую службу является одной из главных задач, которая помогает решить многие проблемы, возникающие в работе органов власти. Деятельность молодых кадров на государственной гражданской службе — это, прежде всего, внедрение новых идей, свежий взгляд на решение имеющихся проблем, гибкое мышление и модернизация государственного управления в современных условиях.

Для проведения анализа системы кадрового обеспечения государственной гражданской службы Иркутской области был выбран аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. В процессе анализа кадрового обеспечения органа государственной власти были изучены данные статистики, а также проанализированы внутренние документы органа.

В таблице 1 представлена структура работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по возрасту.

Таблица 1. Структура работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Иркутской области, по возрасту, человек

Лица в возрасте, летГосударственные должности РФ, субъектов РФДолжности государственной гражданской службы
2016Уд. вес, %2019Уд. вес, %Темп прироста, %2016Уд. вес, %2019Уд. вес, %Темп прироста, %
до 30000004917,52810,1-42,9
30-390018,310010738,411240,34,7
40-49327,36501006121,9752723
50-59763,6325-57,14917,550182
60-6519,118,30124,3124,30
старше 650018,310010,410,30

На фоне неизменяющейся общей численности работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, возникает проблема «старения» профессиональных кадров, что отражается в значительном снижении специалистов в возрасте до 30 лет.

Одной из важных характеристик кадрового состава любого органа власти, в том числе и аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области является распределение работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по стажу государственной службы (табл. 2).

Таблица 2. Распределение работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Иркутской области, по стажу государственной службы, человек

Имели стаж государственной службыГосударственные должности РФ, субъектов РФДолжности государственной гражданской службы
2016Уд. вес, %2019Уд. вес, %Темп прироста, %2016Уд. вес, %2019Уд. вес, %Темп прироста, %
до 1 года00000176,151,8-70,5
от 1 года до 5 лет0018,31004716,83612,9-23,4
от 5 до 10 лет654,5433,3-33,36021,56021,60

Окончание табл. 2

Имели стаж государственной службыГосударственные должности РФ, субъектов РФДолжности государственной гражданской службы
2016Уд. вес, %2019Уд. вес, %Темп прироста, %2016Уд. вес, %2019Уд. вес, %Темп прироста, %
от 10 до 15 лет19,1216,71006121,96322,73,3
от 15 до 25 лет327,3433,333,36222,28329,833,9
25 лет и более19,118,303211,53111,2-3,1

Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что наблюдается снижение найма работников со стажем до 1 года, а это в основном молодые специалисты, которые недавно окончили высшие учебные заведение. Этот процесс вновь доказывает то, что органы сталкиваются с проблемой «старения» кадров, а также с проблемой отсутствия качественных механизмов привлечения молодых специалистов на государственную гражданскую службу.

Далее проведем анализ работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по уровню образования и областям высшего образования (табл. 3).

Таблица 3. Распределение работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Иркутской области, по уровню образования и областям высшего образования, человек

Получили профессиональное образованиеГосударственные должности РФ, субъектов РФДолжности государственной гражданской службы
2016Уд, вес, %2019Уд. вес, %Темп прироста, %2016Уд. вес, %2019Уд. вес, %Темп прироста, %
высшее, всего111001210027899,627799,6
в том числе по областям образования: математические и естественные науки0000010,431,1200
здравоохранение и медицинские науки218,218,3-500010,4100
сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки0000010,400-100
гуманитарные науки и науки об обществе763,697528,619670,521276,58,2
из нее по укрупненной группе: юриспруденция218,2433,310011641,712745,89,5
экономика и управление436,4216,7-504917,64114,8-16,3
государственное и муниципальное управление19,032520093,2155,466,7
образование и педагогические науки000003512,63010,8-14,3
искусство и культура0000041,420,7-50
другие218,2216,704114,72910,5-21,6
среднее профессиональное0000010,410,40

Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что на государственной гражданской службе аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области состоят сотрудники, которые имеют образование, не относящееся к их профессиональной деятельности. Лишь незначительная часть работников имеет высшее образование по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что среднестатистический государственный служащий аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области в 2019 году — это человек, в возрасте от 30 до 39 лет, имеющий стаж от 15 до 25 лет c юридическим образованием.

Привлечение молодых специалистов на государственную гражданскую службу выступает одной из главных задач, позволяющая решить многочисленные проблемы органов государственной власти. Благодаря поступлению молодежи на государственную службу, перед государственными органами открываются большие возможности, например, омоложение стареющего кадрового состава, высокая мотивация к внедрению новых идей, разработка новейших методов и подходов, касающихся системы государственного управления, а также новый и современный взгляд на профессиональную служебную деятельность.

Одной из проблем в процессе привлечения молодых специалистов на государственную гражданскую службу является то, что органы государственной власти не видят разницы в привлечении школьников, студентов, а также молодых специалистов с каким-либо профессиональным опытом. Отсутствие понимания у государственных органов специфики привлечения каждой из перечисленных категорий указывает на то, что сам процесс кадрового обеспечения молодыми специалистами носит инерционный сценарий, то есть основываться на сохранении текущих показателей, существующих условий и особенностей системы управления. В рамках данного сценария не предусмотрены разработка и внедрение инновационных кадровых технологий. На привлечение молодых специалистов также влияет сложившийся негативный имидж органов власти в качестве работодателя, что влияет на желание выпускников поступить на государственную гражданскую службу.

Поэтому органам государственной власти необходимо перейти к более активным методам привлечения молодых специалистов, а также необходимо понять, что не существует универсального метода для студентов, школьников и молодых людей с профессиональным опытом.

Стоит выделить и еще одну проблему, которая встает перед органами государственной власти, — это недостаточная информированность молодых кадров о предстоящей работе. Молодые специалисты, которые поступают на государственную гражданскую службу, часто не имеют представление о профессиональной деятельности на государственной гражданской службе. Это приводит к тому, что процесс адаптации новых молодых сотрудников занимает еще больше времени. Поэтому в рамках такой ситуации возникает проблем в том, что студентов с учебных заведений не берут на практику. В следствии снижается количество договоров между университетами и органами государственной власти по поводу прохождения практики.

Важно отметить, что государственная гражданская служба имеет свою специфику, свою подготовку и обучение. Для этого и было выделено такое направление подготовки в высших учебных заведениях как «Государственное и муниципальное управление». Этим и было обусловлено проведения дальнейшего анкетирования студентов.

Для выявления отношения студентов к государственной гражданской службе в 2020 году было проведено анкетирование 54 человек: 24 человека — студенты 4 курса Байкальского государственного университета, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», и 30 человек — бывшие студенты Байкальского государственного университета, обучавшиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», которые состоят на государственной гражданской службе.

Большая часть студентов проходили различные виды практики в органах власти регионального уровня: 60% респондентов проходили в указанных органах преддипломную практику, 49,2% — производственную, а 40,7% — учебную. Также значительная доля студентов являлись практикантами в органах местного самоуправления. Из них 44,4% прошло в муниципальных органах учебную практику, 34% — производственную, а 30% — преддипломную (Рисунок 1).

Рисунок 1. Структура органов власти, в которых респонденты проходили практику

На Рисунок 2 обозначены причины, по которым респонденты выбрали направление обучения «Государственное и муниципальное управление».

Рисунок 2. Причины, по которым респонденты выбрали направление обучения «Государственное и муниципальное управление»

В основном в качестве причин, по которым респонденты выбрали направление обучения ГМУ, были указаны интерес к данному направлению, «гарантии трудоустройства, стабильная заработная плата и социальные гарантии».

Именно эти факторы были определены, в том числен и как основные преимущества прохождения государственной гражданской службы (Рисунок 3). К недостаткам респонденты отнесли низкую заработную плату, монотонность работы, а также негативное мнение об органах власти (Рисунок 4).

Рисунок 3. Преимущества государственной гражданской службы

Рисунок 4. Недостатки государственной гражданской службы

Анкетами проверялось изменение желания и готовности респондентов поступить на государственную гражданскую службу после прохождения практики (Рисунок 5).

Рисунок 5. Желание и готовность респондентов поступить на государственную гражданскую службу после прохождения практики

Оценивалось желание и готовность опрошенных поступить на государственную службу после прохождения практики в системе государственного и муниципального управления. 68% респондентов заявили о своей готовности поступить на службу. Однако, 35% студентов отметили ухудшение своего отношения к государственной гражданской службе после прохождения практики. Молодых людей отталкивает то, что эта профессиональная деятельность не даст возможности раскрыть им свой потенциал и реализовать свои идеи. Отталкивает и негативное мнение об органах государственной власти и системе государственной службы в целом.

На ответы респондентов повлияли следующие причины (Рисунок 6).

Рисунок 6. Причины, оказавшие влияние на формирование желания в отношение поступления на государственную гражданскую службу после прохождения практики

Половина опрошенных отметило, что на их желание повлияли условия труда. Из всех респондентов 41% указало в качестве причины порученные задания и работа, 24% — отношение коллектива, 17% — график работы. Вариант «другое» отметили 15%, в котором отметили монотонность работы, низкую заработную плату с долгим сроком продвижения по карьерной лестнице и долгое пребывание за компьютером.

На Рисунок 7 показано, какая доля из опрошенных молодых людей хочет поступить на государственную гражданскую службу.

Рисунок 7. Желание респондентов поступить на государственную гражданскую службу после прохождения практики

Преобладающая доля респондентов планирует поступить на государственную гражданскую службу (68%). Но также значительное количество (23%) не хочет идти на работу в органы власти. Были указаны следующие причины такого ответы: «скучная и неинтересная работа»; «имеются более подходящие вакансии»; «не вижу себя в данном направлении»; «трудозатраты не соответствуют заработной плате».

Далее работающим респондентам нужно было отметить, с какими трудностями в рамках исполнения должностных обязанностей на государственной гражданской службе они столкнулись (Рисунок 8).

Рисунок 8. Трудности в рамках исполнения должностных обязанностей на государственной гражданской службе

Большинство опрошенных отметили трудность в недостатке знаний, умений и навыков (40%). Также значительная доля респондентов указало вариант «повышенная ответственность» — 37%. 17% анкетируемых отметило вариант «другое», в котором указало про нарушение иерархии и отсутствие опыта.

Анкетированием была также поставлена цель: узнать осведомленность респондентов о мероприятиях в стране, направленных на привлечение молодых специалистов на государственную гражданскую службу
(Рисунок 9).

Рисунок 9. Осведомленность респондентов о мероприятиях в стране, направленных на привлечение молодых специалистов на государственную гражданскую службу

Больше половины опрошенных молодых людей не знают о существовании мероприятий, направленных на привлечение молодежи на государственную гражданскую службу (63%). Те, кто знает об указанных мероприятиях, отметили проект «Лидеры России», Молодежное Правительство, Молодая гвардия, президентские программы, Молодежная Дума г. Иркутска, а также различные конкурсы.

Участие в таких мероприятиях приняло небольшое количество респондентов — 19% (Рисунок 10).

Рисунок 10. Участие респондентов в мероприятиях, направленных на привлечение молодых специалистов на государственную гражданскую службу

Таким образом, из данных, полученных в ходе проведения анкетирования, можно сделать выбор о том, что значительная часть студентов не желает поступать на государственную гражданскую службу. Их желание изменилось именно после прохождения практики в органах власти. Студенты отметили, что их отталкивает то, что эта профессиональная деятельность не дает раскрыть их потенциал, реализовать свои идеи. Анкетируемые дали ясно понять, что на государственную гражданскую службу они хотят идти не за заработной платой, а за своим будущим, карьерным ростом и из-за реализации своих инициатив. Но результат опроса показал то, что студенты не видят этого в органах власти. Также мешает и негативное мнение об органах государственной власти и органах местного самоуправления. В процессе обучения по направлению «Государственное и муниципальное управление» многие отметили недостаток практики, а также сложность применения полученных знаний, умений и навыков уже на самой государственной гражданской службе. Поэтому органам власти необходимо заняться мерами по привлечению молодых специалистов. Для этого необходимо создать систему мероприятий, участвуя в которых молодые люди заинтересуются в поступлении на государственную гражданскую службу.

Больше интересных статей смотри в нашем архиве