Регулирование и управление – одно и то же, или разные понятия?
Приглашенный внешний эксперт кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Современный эксперт» Современного научного журнала «Скиф»
Виктор Михайлович! Есть ли различие понятий «регулирование» и «управление»? Имеет ли это практический смысл и значение?
Да, конечно, это понятия разного содержания, которые соотносятся как общее и частное. Важно, чтобы все, кому необходимо, понимали различие, т.к. в конечном счете, это различие как смысла, так и средств деятельности.
Социальная регуляция – процесс обеспечения устойчивого равновесия социальной системы к разрушительным (дезорганизующим) воздействиям извне и изнутри.
Существует 4 вида такого регулирования:
— посредством выравнивания отклонений параметров и процессов в системе от нормы (функции) – моральное, правовое, техническое и т.п. Примеры: воспитание детей (хорошо-плохо), законотворчество (законно-незаконно), технологическо-правовой режим внутри юридического лица (правила внутреннего распорядка);
— посредством изоляции объекта от возмущающих воздействий извне и изнутри. Примеры: «загрузка» свободного времени ребенка полезными с точки зрения родителей видами деятельности (как у солдата в армии) – ребенок должен быть занят, т.е. у него не должно быть астрономического времени на занятие неправильными видами деятельности и общение с неправильными людьми; режим секретности и конфиденциальности информации; материальное обеспечение границ юрлица (вахта, забор и пр.).
— посредством изъятия возмущающего фактора из окружения системы. Примеры: увольнение неправильного работника, лишение свободы преступника, ликвидация исчерпавшего потенциал развития подразделения.
Нетрудно заметить, что эти виды регулирования обладают существенным отличием: они безотносительны к целям. Т.е., они своим содержанием имеют воспроизводство режима функционирования, а не развития. Поэтому и не затрагивают свойства целей.
А четвертый вид социального регулирования называется управление. И только оно одно предполагает обязательную предварительную постановку целей, разработку программы перехода объекта управления из исходного в целевое состояние и корректирующие воздействия для удержания объекта управления на намеченной траектории этого перехода.
В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ВИДА РЕГУЛИРОВАНИЯ, НО УПРАВЛЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН ИХ НИХ (Система – упорядоченное множество взаимодействующих частей и элементов, образующих целостность).
Поэтому социальное управление определяется как процесс целенаправленного властного преобразовательного воздействия на объект.
Здесь заданы необходимые и достаточные признаки управления как вида регулирования (отличающие его от других видов): целенаправленность, властность (принудительный характер, обеспечение средствами власти), преобразовательный характер. Они дополняются свойствами целесообразности (функциональности), последовательности и цикличности, непрерывности и дискретности и др.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».