Приоритетные национальные проекты

Приоритетные национальные проекты РФ (на примере проекта «Здоровье»)

 

 

 

Батырова Олия Толибовна
Студент
Российская академия народного
хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Челябинский филиал.
olja.b66@gmail.com

 

 

Целевые программы своей задачей обязаны обеспечить эффективное решение системных проблем в области государственного экономического, экологического, социального и культурного совершенствования субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом. Проблема результативного решения задач, поставленных перед целевыми программами, значится актуальной на современном этапе развития государственного управления в Российской Федерации.

В Послании Федеральному собранию 2004 г. Президентом Российской Федерации были заявлены актуальные для населения трудности, а именно: качество и общедоступность медицинского обслуживания, образования и жилья; поставлены пути социального усовершенствования.

Для решения данных задач в России в 2005 году произошли благополучные обстоятельства, отражающие следующие факторы:

а) возникновения у государства не задействованных запасов, сосредоточенных в разных формах (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.), которые без угрозы инфляции могут быть направлены на решение социальных задач;

б) уменьшение внешней задолженности;

в) преобразование в устойчивую тенденцию экономического роста в России (темпы роста ВВП на протяжении семи лет превышали 6%, а промышленного производства – 3-4%) [1, c.7];

г) административная реформа (реформа государственного управления), первый этап (2003-2004 г.) которой был ориентирован, в том числе, на разграничение полномочий федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, что упрощает согласованность работ всех ветвей и уровней государственной власти, необходимых для успеха масштабных проектов;

д) бюджетная реформа, которая включает в себя:

— «переход от регулирования бюджетными издержками к регулированию результатами [2];

— бюджетное планирование сроком на три года, вносящее в процессы программно-целевого регулирования ожидаемость и стабильность;

е) единомыслие основных политических сил страны, по поводу обозначенных приоритетов.

5 сентября 2005 года в своем выступлении Президент РФ В.В. Путин оповестил о национальных проектах «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», а позже «Развитие АПК».

К основным целям приоритетного национального проекта «Здоровье» относятся:

а)            укрепление здоровья населения;

б)            увеличение общедоступности и уровня оказания медицинской помощи;

в)            совершенствование первичной медицинской помощи;

г)             возобновление профилактического направления в здравоохранении;

д)            обеспечение нации высокотехнологичной медицинской помощью.

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены следующий ряд мероприятий:

а)            подготовка и переподготовка врачей общей практики;

б)            повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины;

в)            усиления материально-технической базы скорой медицинской помощи;

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

а)            увеличение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

б)            строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров.

Изначально была поставлена цель увеличения общедоступности и уровня медицинской помощи для массовых слоев населения. Первостепенно, из этого следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть ясны и общеизвестны. И только дополнительная медицинская помощь и повышенный уровень комфортности ее получения производятся за дополнительную плату. Следует отметить, что такая оплата обязана, производится в соответствии с принципами обязательного страхования. В то же время необходимо создавать мотивации для развития добровольного медицинского страхования.

Главнейшая цель усовершенствования российского здравоохранения – рост его эффективности и, как следствие, показателей здоровья населения, что сможет обеспечить безопасность государства и его развитие в дальнейшем.

На реализацию ПНП «Здоровье» в федеральном бюджете на 2013 — 2015 годы предусматривалось 238,1 млрд. рублей, в том числе на 2013 год – 106,5 млрд. рублей, на 2014 год – 101,2 млрд. рублей, на 2015 год – 30,4 млрд. рублей. Уменьшение расходов обусловлено осуществлением ряда мероприятий за счет средств ОМС. В 2013 — 2015 годах реализация ПНП «Здоровье» продолжилось в рамках четырех существующих направлений: формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

В рамках мероприятий по улучшению демографической ситуации в стране размер материнского (семейного) капитала на 2013 год предусматривался в сумме 408 960,5 рублей, что на 21 320,2 рубля, или на 5,5 %, больше аналогичного показателя 2012 года (387 640,3 рубля).

В рамках направления по увеличению доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи расходы федерального бюджета на мероприятия по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях предусматривались на 2013 — 2014 годы по 5,9 млрд. рублей ежегодно (на уровне 2012 года) [6].

Первая категория проблем связана с правовыми определениями, так как отсутствие в действующих законах и нормативно-правовых актах юридически значимых определений приводит к неточности задач и средств их усовершенствования даже в рамках приоритетного для государства национального проекта. Это давняя проблема, в силу которой в разногласия неизбежно входят взгляды, установленные в бесчисленных подзаконных актах, и практика их правоприменения. Например, нормативно — правовая база, которая регулирует реализацию мероприятий Национального проекта «Здоровье», в 2006 г. включала 15 постановлений Правительства РФ, более 20 приказов и методических рекомендаций Минздравсоцразвития РФ.

Однако и на сегодня по-прежнему нет единого нормативного правового акта высшей юридической силы, который определяет главные определения и направления деятельности, полномочия и ответственность основных участников Национального проекта «Здоровье». Подзаконные нормативные акты, которые регулируют правоотношения в результате реализации приоритетных мероприятий проекта, содержат внутренние разногласия, в силу чего раскрытие структуры и порядка реализации этих отношений необходимы в уточнении и развитии.

Первоочередной в правовом определении необходима правовая категория «здоровье» как цель медицинской услуги, а также как самостоятельный объект гражданских правоотношений.

Еще одной значительно, важной проблемой является низкий уровень стимула населения к организации профилактических мероприятий.

Поликлиникам приходится самостоятельно решать проблему достижения разумного компромисса между правами граждан, организаций и общества при проведении мероприятий Национального проекта «Здоровья»,

Следовательно, определение здоровья должно быть дано законодателем в ряду других уже существующих определений объектов гражданского права, что и есть важное не только для его юридической оценки, но и оценки эффективности Национального проекта «Здоровье», строящееся на стандартах здоровья.

Обеспечение оказания медицинской помощи стандартов ресурсами ОМС государством поощряется деятельность граждан, направленная на укрепление своего собственного здоровья.

Обозначенные Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в 2004 году задачи в сфере здравоохранения несут стратегический характер для государственной социальной политики. И их решение зависит во многом от темпов всей экономики государства.

Сравним показатели 2005 и 2014 годов для того, чтобы наглядно увидеть изменение в области здравоохранения за годы работы целевой программы «Здоровье» [Таблица 1].

Таблица 1 Сравнение показателей 2005 и 2014 годов [4].

Показатель 2005 год 2014 год
Численность населения, тыс. человек 143236 146267
Уровень рождаемости на 1000 человек населения 10,2 13,3
Уровень смертности на 1000 человек населения 16,1 13,1
Продолжительность жизни

Мужчин

женщин

65,3

58,9

72,3

71,1

65,6

77,2

Заболеваемость населения 226159,6 114989,0
Поступление средств

федерального ФОМС

(миллионов рублей)

348437 1250545

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что благодаря программе «Здоровье», состояние в области здравоохранения за анализируемые года значительно улучшилось.

При формировании социальных инициатив в сфере здравоохранения была использована тактика конкретных шагов.

Приоритетный национальный проект не отменяет запланированные до этого стратегические цели по модернизации здравоохранения, к основной цели относится повышение здоровья населения, а, напротив, представляет собой первый период в реализации общей государственной стратегии Российской Федерации.

Указом Президента РФ был создан Совет при Президенте Российской Федерации по воплощении приоритетных национальных проектов и демографической политики для их реализации в жизнь.

Сама идея приоритетных национальных проектов имела ясную логику – повышение уровня качества жизни граждан страны, поиск новых механизмов достижения данной цели, новые возможности страны, определенный социальный результат. Выбор четырех приоритетных национальных проектов В.В. Путин объяснил так: «Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития, так называемого, человеческого капитала» [3].

Вышеизложенные аргументы выделяют три критические проблемы для Российского государства, главные угрозы – ухудшающая демография, низкое качество жизни и задержка в развитии страны.

Приоритетные национальные проекты имеют также и социально- психологическую сторону, связанную с ускорением социального пессимизма, который характерен для страны. В июне 2006 года первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев отметил: «Национальные проекты – это не только материальное измерение, но и изменение в сознании людей».

Система здравоохранения, в свою очередь, являясь крайне сложным объектом управленческой деятельности, необходима в безостановочном усовершенствовании алгоритма управления в целом. Многосторонность и социальная значимость системы здравоохранения, обязует особого стратегического внимания при выявлении специфики и уровня влияния отрицательных факторов, возникающих в управлении разными процессами системы здравоохранения, а также проектировании всех изменений, взаимосвязанных с реформированием системы здравоохранения в России и ее регионах.

В результате мероприятий, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье», государство сталкивается с определённым сектором проблем, обозначим некоторые из них:

а)            введение доплат врачам общей практики приводит к проблеме оттока специалистов, которые в регионах стремятся стать врачами общей практики;

б)            в федеральном бюджете не предусмотрены средства для начисления денежных выплат за ежегодно оплачиваемый отпуск отдельным категориям медицинских работников узких специальностей, получающих выплаты за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи;

в)            приобретение медицинской техники.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Казанцев В.О. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. Издательство: Вагриус. 128 с.
  2. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 27.05.2004.-№109.
  3. Путин В. В. Выступление на встрече с членами Правительства, Федерального Собрания и членами Президиума Государственного совета. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL http://archive.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_9326636.shtml ( дата обращения 16.04.2017)
  4. Здравоохранение в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11399134734 (дата обращения 16.04.2017)
  5. Демьянов, Д.Г. Стратегия реализации региональной социальной политики [Текст] / Д.Г. Демьянов // материалы Международной науч.-практ. конф. : в 4-х ч., Саратов, 23 марта 2011 г. – Саратов : Изд-во КУБиК, 2011. – Ч. 1. – С. 202-204.
  6. «Расходы федерального бюджета на государственные приоритетные проекты» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/preliminary-control/resume_2013.pdf (дата обращения 16.05.2017)