Преимущества создания образовательной экосистемы  


Приглашенный внешний эксперт
Козырева Лариса Дмитриевна
доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

Лариса Дмитриевна, в предыдущих интервью Вы говорили об участниках формирования образовательной экосистемы. Какие преимущества можно получить от ее создания?

Внедрение образовательных экосистем в практику обучения позволит реализовать их значительные преимущества. Как подчеркивает Э. В. Маймина, это позволит обеспечить относительную сбалансированность спроса и предложения ресурсов труда нового формата, адекватных требованиям цифровой экономики, и решить проблемы, связанные с информационно-ресурсным обеспечением образовательного процесса. Здесь следует отметить, что автор совершенно точно подчеркивает относительность сбалансированности спроса и предложения, так как образовательная экосистема (как, впрочем, и традиционная образовательная система индустриального общества) развивается относительно самостоятельно по своим закономерностям, которые никак не предполагают зеркального отражения состояния рынка труда и его запросов.

Охарактеризуйте, пожалуйста, эволюцию понятия «образовательная экосистема».

Анализ различных исследовательских позиций позволил сделать вывод, что содержание ключевого понятия «образовательная экосистема» проделало определенную эволюцию. Если в начале века образовательная экосистема рассматривается в основном как система поддержки образования, как технологии (социальные сети и цифровые платформы), то впоследствии произошел переход от понятия «образовательная среда», под которой понималось пространство, где приобретались знания, формировались умения и навыки, к понятию «образовательная экосистема». В данном отношении мы солидарны с Е. А. Шмелевой, полагающей, что преобразование образовательной среды вуза в экообразовательную — это сложная многогранная проблема, решение которой требует, прежде всего, научного обеспечения.

Влияет ли формирование экосистемы на конкурентоспособность образовательных организаций?

Образовательная экосистема является инструментом, направленным на обеспечение конкурентоспособности как отдельных образовательных организаций, так и определенных территорий. Этот факт еще больше повышает значимость формирования образовательной экосистемы.

Какие практические результаты внедрения образовательных экосистем Вы можете назвать?

Практические результаты внедрения образовательных экосистем следующие:  перемещение обучающегося в центр системы обучения, учет его интересов на основе индивидуальных образовательных траекторий (персонализация обучения); формирование у обучающихся мышления, обладающего свойствами гибкости, критичности, адаптивности; развитие soft skills — мягких навыков, обеспечивающих эффективные коммуникации в команде, кооперацию и сотрудничество во имя успеха; внедрение в практику lifelong learning (непрерывное обучение в течение всей жизни); формирование новых, инновационных технологий обучения, соответствующих требованиям цифрового общества, рынка труда и т. д.; и, как следствие, формирование принципиально новой управленческой парадигмы организации процесса обучения и воспитания, объединяющей государство, бизнес и другие структуры гражданского общества.

Благодарим за интервью, Лариса Дмитриевна.

Данные основаны на социологическом исследовании: Козырева, Л. Д. Формирование образовательной экосистемы: теоретические и прикладные аспекты исследований / Л. Д. Козырева // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. – 2021. – № 1. – С. 79-89.

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».