Нахаева М. С. Правовое регулирование статуса Чеченской республики в составе РФ республиканским и федеральным законодательством // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 188-192
Россия – самая большая страна в мире с точки зрения территории, ее составные единицы – субъекты Российской Федерации. Само понятие федерации подразумевает определенную автономию частей страны. Федеративное устройство предполагает наличие определенной самостоятельности у административно-территориальных единиц государства, которая определяется политической и правовой самостоятельностью субъектов.
Субъектом называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах, такие как США, Канада наряду с этим понятием используются такие, как штат, провинция.
Россия, фактически является ассиметричной федерацией, так как одни субъекты имеют большую полноту прав, чем другие. Это связано в первую очередь с национальным многообразием народов проживающих на территории России. Помимо этого, немаловажным является исторический аспект формирования современной России.
В начале 1990-х годов двадцатого века, многие административно-территориальные единицы, которые ранее входили в состав РСФСР СССР, начали требовать больше полномочий на своих территориях. В современной России обострился сепаратизм. На грани выхода из состава Российской Федерации, была Республика Татарстан, Чеченская республика. Если с Татарстаном федеральные органы власти, решили вопрос передачей большего числа полномочий в сферу республиканского управления, то на территории Чеченской республики за 90-е годы произошло две войны.
В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ являются равнозначными, данное положение закреплено в ч.1 ст. 5 Конституции.
Юридический статус каждого субъекта определен главным нормативным актом страны, там же отмечены отличия и схожие черты.
Согласно главному закону государства наименование «республика» означает, что это субъект с некоторыми признаками государства в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.
К основным особенностям такого субъекта относятся:
- Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;
- Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.
Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.
Сравнивая Конституцию Российской Федерации и Конституцию Чеченской Республики следует отметить, что во второй представлена разукрупненная федеральная власть за некоторым исключением, практически не встречается расхождений в части закрепления основ конституционного строя Российской Федерации и Чеченской Республики по вопросам прав и свобод человека и гражданина, в механизме функционирования государственной власти.
Совместные полномочия Чечни и России регулируются статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации [1]. Следует упомянуть природопользование, реализация мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями, разграничение государственной собственности, налоговые принципы, координацию международных отношений и многое другое. Чеченская конституция служит прямым подтверждением автономного статуса чеченского народа: гимн, флаг и герб определяются федеральными законами республики [5, с. 262].
Конституция Чеченской Республики [2] была принята через десять лет после опубликования Конституции Российской Федерации. Поэтому неудивительно, что основной закон Чечни очень похож на основной закон РФ. Пятая и шестая главы регулируют положение основных ветвей власти в республике. Согласно нормативному закону, парламент состоит из 41 депутата и избирается на 5 лет. Представительная организация формируется путем голосования.
Все полномочия чеченского парламента аналогичны полномочиям федерального агентства. Это включает, например, поправки в региональную конституцию, выборы президента Чечни, создание Счетной палаты. Постоянный исполнительный орган в Чечне – Правительство. Президент является региональным президентом. Все полномочия государства в области образования, культуры, медицины, правоохранительной и других отраслей определяются Основным законом республики [5, с.267].
Проблемы и перспективы относительно практического применения норм Конституции Чеченской Республики (далее – Конституции ЧР) также являются важными вопросами. Появились новые политические, социальные, экономические и другие реалии, требующие правового регулирования.
Статья 1 Конституции ЧР, закрепляет, что ЧР является демократическим государством в составе Российской Федерации. Сама трактовка, конечно же является формальной, при этом подобные формулировки несколько смущают. Также в соответствии со ст. 11 Конституции ЧР, Чеченская Республика – является светским государством. Часть 2 данной статьи устанавливает равенство религий перед законом. Но всем известно, что преобладающее число жителей республики исповедуют ислам, и порой законы шариата, подменяют основы федерального законодательства по многим вопросам, например таким, как кровная месть, ранние браки и прочее.
На практике положение отдельных видов законодательства в законодательной системе учредительной организации Российской Федерации не всегда может быть четко определено, в силу несовершенства юридической техники применяемой законодателем.
Чеченская Республика имеет право самостоятельно разрабатывать и принимать свою Конституцию и иные нормативные правовые акты (в соответствии с разделом 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации). Среди правовых договоренностей, которые являются источником правового закрепления статуса Чеченской Республики важное значение имеют законы республики [3, с. 124-129].
Законы Чеченской Республики были приняты в сфере совместного судопроизводства Российской Федерации и Чеченской Республики, как это предусмотрено в статье 72 Конституции Российской Федерации, и об особых судебных разбирательствах в Чеченской Республике, упомянутых в статье 73 Конституции Российской Федерации. Федеральное законодательство, принятое в рамках статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, и законодательство учреждения-учредителя Российской Федерации регулируются статьей 76 Конституции Российской Федерации.
В Конституции Чеченской Республики разграничение полномочий между федеральными и республиканскими органами государственной власти отражено в статьях 6, 60, 61. Из текста Конституции ЧР можно определить, что Парламент Чечни, осуществляя законодательное регулирование, принимает два вида законов: конституционные законы и законы республики.
Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией ЧР (ч.1 ст.89). Это положение текстуально соответствует положениям ч.1 ст.108 Конституции РФ, посвященной федеральным конституционным законам.
Соотношение юридической силы конституционного права и республиканского права прямо не определяется законодательством республики. Например, Конституция Чеченской Республики гарантирует, что органы исполнительной власти Чеченской Республики осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Чеченской Республики, настоящим Конституционным законом, Конституцией Чеченской Республики и другими правовыми актами. Настоящий Конституционный закон (часть 1 статьи 53) Чеченской Республики (часть 1 статьи 3) и Чеченская Республика регулирует судопроизводство.
Очень сложно сделать четкий вывод из вышеизложенных положений об установлении более высокой юридической силы конституционного права Чеченской Республики по сравнению с обычным республиканским правом.
Любой вопрос, предусмотренный Конституцией ЧР, может быть урегулирован в форме конституционного закона, безусловно, опрометчиво. В статье 84 Конституции ЧР содержится открытый перечень вопросов, которые регулируются законодательством Республики [4, с.52].
Сегодня Чеченская Республика является полноправным субъектом Российской Федерации. Ее государственно-правовое развитие с каждым днем приобретает все более четкие и строго определенные контуры, отражает социально-политическое, экономическое и культурное развитие жизни народа.
Таким образом, приоритет для республики, в которой принимаются конституционные законы, выделение конституционно важных вопросов с учетом полномочий республиканских органов управления, а также принятие этих законов в соответствии с действующими федеральными нормативными правовыми актами.
Подход также является бесспорным, но уместным и неопределенным законодательством (конституционным) более оправдано консолидацией.
Главный вывод заключается в том, что Конституция Чеченской Республики — это принятый Основной закон Чеченской Республики, который на практике доказывает способность и важность фундаментальных принципов для конструктивного совершенствования без угрозы деформации.
При всей демократичности законов Чеченской Республики, с точки зрения конституционного регулирования, федеральное законодательство и законодательство ЧР имеют некоторые противоречия:
— в соответствии с Конституцией РФ, субъекты федерации, являются составной частью Российской Федерации, что соответственно гарантирует соблюдение принципа территориальной целостности и суверенитета, тогда как Конституция ЧР, содержит ряд положений о том, что ЧР является государством в составе Российской Федерации. С учетом этого, в одном государстве не может существовать несколько государственных суверенитетов;
— ЧР обладает всеми признаками государства (в рамках конституционных правоотношений), при этом назвать ЧР отдельным государством не представляется возможным;
— Конституция ЧР, в своих нормах, не однократно ссылается на то, что ЧР является составной частью Российской Федерации, являясь при этом суверенным государством. В данном случае применяется формальный подход. Необходимо понимать политические условия, при которых принималась современная Конституция ЧР. В 2003 ваххабизм и сепаратизм процветал на территории республики и для того чтобы объединить большую часть населения, потребовалось создать такой нормативный правовой акт, который формально бы закреплял независимость ЧР в составе Российской Федерации. Фактически данная норма противоречит Конституции РФ, так как в случае наличия государственного суверенитета ЧР, такой суверенитет имеют и иные субъекты Российской Федерации, основываясь на принципе равнозначности субъектов РФ;
— по предметам совместного ведения ЧР и РФ, многие основополагающие вопросы решаются между руководством республики и федеральными органами власти напрямую. Учитывая характер и специфику региона, федеральный центр больше предпочитает разрешать возникающие противоречия не на основе закона, а на основе личных доверительных отношений главы государства и главы республики, что также не отвечает реализации принципа законности и отводить весь процесс такого взаимодействия в сторону не демократического развития.