ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА

Давыдов Руслан Хафизович
davydovnet@ya. ru

Международный коммерческий арбитраж (далее по тексту — МКА) является на сегодняшний день эффективным инструментом по урегулированию споров. Он представляет собой особую структуру негосударственного разрешения частных споров, в которую входят иностранные субъекты, осуществляющие международную хозяйственную деятельность.

В настоящее время к источникам, регулирующих МКА относятся не только нормативно-правовые акты, но также различные положения и правила. Стоит сказать, что под источниками в теории права обычно понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Таким образом, к источникам нормативно-правовой базы регулирования МКА относятся нормы международных соглашений и национальных законодательных актов, которые стороны должны принимать во внимание при разрешении коммерческого спора.

Значительную роль в регулировании МКА играют различные положения типовых документов, которые являются результатом унификации и гармонизации права. Под гармонизацией понимается «деятельность, связанная с устранением или уменьшением различий между правовыми системами разных стран, которая направлена на сближение двух разных систем»[16]. В теории обычно определяют два вида гармонизации: 1) одностороннюю и 2) взаимную. Причем, последний вид гармонизации обычно используется в международной сфере, в частности международными организациями[16]. Под унификацией в теории международного частного права понимается «создание общих норм между отдельными государствами на национальном уровне»[16].

Основными документами, регулирующими МКА на международном уровне являются: Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли (далее по тексту — «ЮНСИТРАЛ») о международном коммерческом арбитраже 1985 года[4], Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 года[5]. Кроме Типового закона и Регламента сюда также относится Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для европейских стран 1966 года[6]. Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 года[6], а также не относящийся прямо к международному коммерческому арбитражу Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 года[16].

К международным соглашениям не относятся Типовые документы, так как они не имеют обязательной юридической силы[17]. Некоторые виды типовых документов принимаются в качестве рекомендаций для стран при формировании национальных нормативных актов по проблемам, связанных с регулированием арбитража. Прочие могут использоваться только в тех случаях, когда участники прямо отметили это в договоре[17]. Вместе с тем, стороны договора или соглашения не обязаны учитывать положения типовых актов.

Помимо указанных международных документов существуют национальные типовые документы, которые регулируют вопросы МКА. В частности, Единообразный арбитражный закон США, который был принят в августе 2000 г. на 109-й ежегодной Национальной конференции уполномоченных по формированию единообразных законов штатов[17]. Однако многие правоведы отмечают, что закон не регулирует вопросы, которые связаны с МКА напрямую, никаких ограничений в том случае, если участники ссылаются на арбитражный закон определенного штата, который принят с учетом Единообразного арбитражного закона, нет. Единообразный закон включает в себя определённые положения, которые были заимствованы из Типового закона ЮНСИТРАЛ, а также прочих актов, которые регулируют МКА[16].

Кроме того, к источникам МКА следует отнести Регламенты институционных арбитражей. Однако указанные регламенты не обладают юридической силой, но их можно использовать, в качестве источника права. По аналогии с типовыми документами, указанные регламенты могут обладать юридической силой, если их непосредственно указать в арбитражном договоре. Это возможно, только тогда, когда стороны отмечают в арбитражном договоре не только конкретный институционный арбитраж, который будет рассматривать возможный спор, а также указание на тот факт, что спор будет разрешен в порядке, который предусмотрен регламентом данного арбитража. Если стороны не установили в договоре регламент МКА, то регламент выбирают арбитры, рассматривающие спор.

В настоящее время было внесено множество изменений в регламенты национальных арбитражей. Соответствующие изменения были внесены в правила английского, шведского, китайского, германского, бельгийского и иных арбитражей. Были внесены изменения в правила арбитражного процесса Международного суда при МТП, Центра арбитража и медиации Всемирной организации интеллектуальной собственности. Изменения были рассмотрены на

Двухлетней конференции Международной Федерации Организаций Коммерческого Арбитража, которая проходила в Женеве в октябре 1997 года.

К непосредственным источникам МКА относятся многочисленные арбитражные договоры, которые заключаются сторонами как до, так и после осуществления коммерческого разбирательства. Арбитражное соглашение (или договор) является самой важной частью МКА, без которой все другие компоненты не имеют существенного значения. Арбитражное соглашение основано на одном из основных принципов частного международного права — это принцип автономии воли сторон, что подразумевает практически неограниченное право выбора участниками определения всех важных моментов разрешения спора. Наличие этого принципа и его применение на практике отличает МКА от национальной государственной судебной системы урегулирования споров. В системе национальных государственных судов выбор сторон ограничивается только выбором применимого права.

К источникам МКА следует относить применимое право, которое отражается в нормах права и подлежит применению в определённом споре для разрешения разбирательства по существу. Применимое право как национальные законы, международные соглашения и другие нормативные акты никакой определённой специфики в отношении МКА не имеют. Вместе с тем, некоторыми учеными в области международного частного права отмечается в качестве возможного применимого права в арбитраже lexmercatoria, другими словами, «справедливость»[17].

Под lexmercatoria в узком смысле обычно понимаются обычаи, обыкновения международного торгового оборота[16], а в более широком lexmercatoria определяется как «особая нормативная система, которая представляет собой группу общепризнанных принципов международного права, регулирующих договорные отношения»[16]. Аналогично возможно в тех случаях, когда участники уполномочивают арбитров в рассматриваемом споре, конкретное применение lexmercatoria, и в случаях, когда решение принимается арбитром, которому предоставляется возможность выбирать применимое право самостоятельно. В таком случае рассмотрение дела означает, что арбитр будет исходить только из соображений справедливости, а не на нормах права, т.е. арбитр при разбирательстве будет опираться на здравый смысл при толковании или понимании нормы права, однако у арбитра есть право проигнорировать определённые юридические аспекты[14].

Особенностью приведенных выше видов применимого права является то, что использование указанных видов, возможно, только в случае, если сторонами будет обозначено это положение в арбитражном договоре. При этом при рассмотрении спора в национальных судах стороны, по общему правилу, могут также указывать в качестве применимого права только национальное право определённой страны. Учитывая вышеизложенное, lexmercatoria, или другими словами «справедливость» можно отнести к особенностям МКА.

Изложенное выше разнообразие источников МКА характерно для правовой природы этого института, как комплексного явления: в частности, не только как судебный орган, но также в качестве особого правового комплекса, который включает в себя значительное число элементов. Присутствие всех указанных элементов обусловливает необходимость признания источниками столь разных по форме, а также характеру.

Регламентация МКА отражается в нескольких правовых формах:

— договоренность сторон, которая устанавливает компетенцию арбитражного суда решать споры, возникающие между ними;

— национально-правовыми актами различных стран;

— актами международно -правового характера[ 16].

Предложенная классификация отражает систему правовой регламентации международного коммерческого арбитража, вместе с тем необходимо совершенствовать данную классификацию, по причине того, что она не позволяет выявить состав данной системы более детально. Например, в данной классификации очевидны несколько критериев:

— субъектный, т.е. источники МКА могут происходить как от частных субъектов (например, торговых палат, сторон в споре): арбитражный договор, регламенты институционных арбитражей; а также от публичных субъектов (например, государств и разных международных организаций, которые принимают участие в создании специальных норм, которые регулируют МКА) — национальные законы, международные соглашения.

— территориальности, регулирование МКА может быть проведено на национальном уровне: в частности, национальные законы, арбитражные договоры, которые подписаны сторонами из разных стран, но которые имеют юридическую силу, и определяется законом одной страны (который был выбран участниками или определен коллизионными нормами), и регламенты институционных арбитражей, которые были созданы, по общему правилу, при национальной торговой палате. Регулирование может осуществляться и на международном уровне: международные соглашения и типовые документы международного характера.

— третий критерий не является очевидным из указанной выше классификации. Данный критерий основан на обязанности участников разбирательства, учитывать положения как национальных, так и международных актов.

Рассмотрим более детально правовое регулирование международного коммерческого арбитража на международном и национальном уровнях.

К международным соглашениям, регулирующим международный коммерческий арбитраж, относят:

— универсальные, а также региональные международные договоры, затрагивающие проблемы арбитража;

— международные договоры, которые не относятся к арбитражу прямо, но затрагивающие арбитраж в определенной степени;

— двусторонние соглашения между странами, которые упоминают арбитраж в качестве средства разрешения разбирательств.

Международным источником (в частности, частью источников), первого уровня, которые регулируют МКА, относят Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов[3]. В них участвует около 90 государств, в том числе с 7 марта 1955 г. Россия — в порядке правопреемства. Учитывая тот факт, что конвенции направлены на разрешение споров между странами (как участниками международной экономической деятельности) при помощи создания Постоянного действующего третейского суда, в компетенцию данного суда было включено рассмотрение разбирательств между странами и частными лицами. Коммерческое третейское производство (в частности, МКА) производилось на основе Дополнительных правил Постоянного третейского суда о разрешении споров между двумя участниками, из которых только одна из сторон является государством. Указанные новые правила, принятые в 1993 году, заменили старые правила 1962 года[14].

Первыми отдельными документами, регулирующими вопросы международного коммерческого арбитража — это Женевский протокол об арбитражных оговорках 1923 года[11], Женевская Конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений 1923 года[1]. Указанные документы сформировались в результате быстрого развития международного коммерческого арбитража, требовавшего закрепления указанных норм на международном уровне.

Важными чертами этих документов являются:

• правовое регулирование, связанное с признанием соответствующей страной действительности арбитражного договора;

• утверждение правовых основ признания, а также исполнения соответствующих арбитражных решений иностранных стран.

Предложенная Женевскими международными конвенциями, система просуществовала многие десятки лет, вплоть до момента принятия Нью-Йоркской конвенции о признании, приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года[2], возникшая по аналогии с Женевскими документами по причине, связанной с развитием международного коммерческого арбитража. Кроме того, одним из факторов создания Конвенции является тот факт, что

далеко не все страны-участники Женевской конвенции являются участниками Женевского протокола. Указанное выше замедляло развитие международного арбитража, а также международную торговлю. Для минимизации этого влияния была принята Нью-Йоркская конвенция. С принятием конвенции наступил новый этап в развитии правового регулирования арбитража.

Основными специфичными чертами Нью-Йоркской конвенции 1958 года от Женевских конвенций нужно отметить следующие аспекты:

— облегчение процедуры признания и выполнения иностранных арбитражных решений, по причине того, что Женевская конвенция 1923 года предусматривала слишком сложные условия, от выполнения которых зависит непосредственное выполнение иностранного решения[16];

— Нью-Йоркской конвенцией был обозначен список причин для отказа в исполнении решения, вместе с тем доказывание возложено на сторону, в отношении которой была направлена претензия;

— при этом в отношении физических и юридических лиц в Конвенции был предусмотрен вопрос об их дееспособности заключать арбитражные договоры и выступать участником в арбитражном разбирательстве.

Двухсторонние соглашения заключаются между государствами, по общему правилу, по каким-то определённым направлениям их деятельности. К двухсторонним соглашениям можно отнести торговые соглашения, соглашения об экономическом, а также научно-техническом сотрудничестве, соглашения об оказании взаимной правовой помощи. Одна страна может быть участником нескольких двухсторонних соглашений.

Вместе с тем двухсторонние соглашения, которые относятся к конкретным сферам сотрудничества (которые отличаются от МКА) между странами, большая часть содержат отсылку на МКА. По причине того, что вопросы, которые регулируются данными нормативно-правовыми актами, могут включать споры между участниками указанных регулируемых отношений. МКА выступает в качестве способа разрешения данных споров, и, по сути, является альтернативой национальным судам.

Таким образом, на данный момент существует довольно развитая система источников регулирования МКА, что свидетельствует о важности этого института, а также способствует созданию стабильного и эффективного функционирования системы анализа международных коммерческих разбирательств.

В целом, система международного регулирования МКА имеет четкую организационную структуру. В верхней части этой системы содержаны универсальные международные соглашения, которые устанавливают основные рамки регламентации и которые базируются на следующем:

— признания арбитражного договора в качестве причины для начала арбитражной процедуры рассмотрения спора;

— исполнения и признания арбитражного решения во всех странах;

— независимости воли сторон при выборе арбитражного органа для рассмотрения разбирательства, применимого права и др.

Другой уровень международного регулирования МКА — это региональные международные соглашения. Региональные международные соглашения более детализировано регулируют отношения, которые являются предметом универсальных международных документов, создают алгоритмы рассмотрения международных коммерческих разбирательств на региональном уровне. Данный факт подтверждается тем, что с внедрением в действие большого количества Конвенций регионального уровня были сформулированы Региональные арбитражи, которые постоянно действуют.

Национальное законодательство государства является ключевым источником правового регулирования почти всех сфер жизни, включая отношения, связанные с международным коммерческим арбитражем.

Подтверждающим фактом приведенного выше обстоятельства является то, что любой международный договор, какой бы степенью важности он не обладал, по общему правилу, требует ратификации в национальном законодательстве. В любом ином случае такой договор не будет иметь юридической силы.

Во многих странах этот институт отрегулирован отдельным законом или иным нормативным правовым актом. В частности, обычно закон носит соответствующее название: «О международном коммерческом арбитраже», или в другом случае название, которое охватывает более широкий институт — закон «Об арбитраже». Второй вариант подразумевает, что закон регулирует вопросы арбитражей, которые рассматривают международные коммерческие разбирательства (т.е., другими словами международных коммерческих арбитражей), и арбитражей, которые рассматривают разбирательства между коммерческими компаниями и другими субъектами, которые имеют принадлежность к одному государству, т.е. национальные третейские суды. Вместе с тем изложенное выше не означает, что отдельные законы не могут быть применены к деятельности национальных арбитражей. В частности, стороны могут в арбитражном договоре указать на применение определённого закона. Кроме того, соответствующий закон может содержать положение, которое распространяет действие данного закона и на национальный арбитраж. Например, в законе Болгарии «О международном коммерческом арбитраже»[16] в п. 3 Заключительных положений предусмотрена возможность применения положений данного закона к арбитражному разбирательству между сторонами, которые являются лицами Болгарии.

Национальное законодательство различных государств об арбитраже значительно различались друг от друга и создавали проблемы для арбитров и для сторон. Для устранения проблем национального законодательства был принят Типовой закон ЮHCИTРAЛ. Типовой закон был принят, поскольку отсутствовало единообразие в применении Нью -Йоркской конвенции, в частности в подходах национальных судов к выполнению решений, принятых арбитражем. Арбитражное законодательство определенных государств не соответствовало нуждам того времени, имело значимые пробелы. В основном ориентировались на практику национального арбитража и, в этой связи, применяло к международному арбитражу национальные критерии.

ЮНСИТРАЛ не пошло по пути корректировки Нью-Йоркской конвенции (которое много раз вносилось в процессе работы над проектом Типового закона), учитывая тот факт, что его цель — оптимизация национальных законов — может быть с крупным успехом достигнута при помощи установления именно модельного закона, дающий странам при подготовке национального законодательства большую независимость.

Основными чертами Типового закона ЮНСИТРАЛ являются:

— определение специального правового режима для международного коммерческого арбитража для соответствующих нормативных правовых актов национального законодательства;

— глубокая интерпретация термина «коммерческий» для того, чтобы разрешить рассмотрение в арбитраже максимально большого круга разбирательств;

— определение принципов «компетенции-компетенции»;

— определение отдельности арбитражной оговорки от основного соглашения;

— увеличение возможностей сторон при определении применимого к сути разбирательства права.

Большинство стран, которые имеют относительно молодое законодательство в отношении международного

коммерческого арбитража, разрабатывали нормативные акты с учетом Типового закона. Осуществленная на международном уровне законотворческая работа значительно уменьшило работу законодательных институтов по формированию национальных законов. Закон ЮНСИТРАЛ имеет новые положения в отношении международного коммерческого арбитража, которые основаны на действительной практики участников международных отношений. Изложенное выше разрешает странам, принявшим Типовой закон за основу, сформировать современные законы о международном коммерческом арбитраже. Речь, прежде всего, идет о экономически развивающихся странах. Отсутствие широкой практики и давней традиции международного коммерческого арбитража не позволяет им осуществлять

самостоятельную законодательную работу в данной области. Например, арбитражный закон Германии основанный на Типовом законе, законодательство определённых штатов США, в то время как и Единообразный арбитражный закон США учитывает элементы Типового закона ЮНСИТРАЛ. В настоящий момент Типовой закон взят за основу при формировании национальных законов около 50 государств.

Учитывая вышеизложенное, участники спора должны учитывать положения национальных законодательных актов и международных соглашений. Стороны в споре могут не учитывать положения типовых актов, регламентов институционных арбитражей, по причине того, что их применение носит диспозитивный характер.

Таким образом, на данный момент существует довольно развитая система источников регулирования МКА, что свидетельствует о важности этого института, а также способствует созданию стабильного и эффективного функционирования системы анализа международных коммерческих разбирательств.

В настоящей работе проводился правой анализ, который осуществлялся на основе национального законодательства стран, так и международных договоров, научных публикаций, рассматривающих вопросы МКА. Основные выводы сформированы на основании положений национального законодательства о коммерческом арбитраже, регламентах наиболее известных международных арбитражей, материалах научных конференций, открытых документах некоторых международных организаций.

Статья была интересна? Большей работ в нашем архиве