Права человека в социалистическом законодательстве: опыт СССР и КНР в 1930-е–1950-е годы

Петрова Антонина Сергеевна,
ant.petrova13@gmail.com

Проблема соблюдения прав человека никогда не утратит своей актуальности. Права человека, несомненно, находятся в фокусе внимания правительств Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В 2021 г. Россия и Китай продлили договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», следовательно, оба государства открыты для взаимного диалога, в том числе и в отношении совершенствования политики по правам человека. Кроме того, в 2022 г. исполняется 30 лет с момента ратификации Россией и Китаем Всеобщей декларации прав человека.

В Российской Федерации 19 декабря 2012 г. была принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Серьезное внимание в данной Стратегии уделено «обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (статья 37 Стратегии).

В Китайской Народной Республике 9 сентября 2021 г. был принят Государственный план действий в области развития политики в области прав человека на 2021–2025 гг. Согласно этому Плану Китай обязуется проводить политику, направленную на «полноценное и сбалансированное развитие всех прав человека» (§14 Введения, Государственный план), а также гарантирует «реализацию прав всех граждан на равное участие в общественной жизни и на развитие» (§16 Введения, Государственный план).

Состояние политики двух государств в сфере прав человека можно определить только с учетом детального анализа конкретно исторических условий их юридического оформления. Именно поэтому необходимо обратиться к истокам юридического закрепления прав человека в КНР и СССР на высшем законодательном уровне. Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, следует изучить Конституцию СССР 1936 г., которая для своего времени «была очень демократичной» [Кукушкин, 1987, 176]. Именно эта Конституция стала основой первой Конституции КНР 1954 г.

Понятие и структура прав человека (современная концепция)

На сегодняшний день неотчуждаемые и неотъемлемые права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и легла в основу Международного билля о правах человека.

Наиболее распространенным подходом к изучению прав человека является предметный подход, согласно которому права человека подразделяются на личные, политические, социальные, экономические, культурные.

К личным правам относятся: право на жизнь, на неприкосновенность и достоинство личности, свободу передвижения, совести, мысли и вероисповедания, право на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, на пользование родным языком.

Политические права более остальных прав связаны с гражданством человека, к ним относятся: права на свободу слова, собраний, митингов и объединений, право избирать и быть избранным, право на обращение в государственные органы, на участие в правосудии (в качестве присяжных заседателей).

В юридической науке существуют различные точки зрения на социальные и экономические права. Согласно первой концепции, эти права определяются как «социально-экономические права» [Лукашева, 2015, 167–181]. Однако автору настоящей статьи ближе иной взгляд, разграничивающий данные понятия [Луковская, 2007, 2]. Обе категории прав связаны с материальной поддержкой от государства. Ключевым отличием социальных прав человека от экономических является то, что они представляют собой именно притязания на социальные услуги, возможность получения от государства определенных социальных благ при особых обстоятельствах. Такими правами признаются: право на защиту семьи, материнства и детства, право на материальную помощь в случае утраты работоспособности или по достижении пенсионного возраста, право на охрану здоровья и другие. Экономические же права предоставляют человеку возможность, в первую очередь, самореализации в экономической сфере общества. К экономическим правам человека относятся: право на частную собственность, на свободу предпринимательства, на труд, на выбор рода деятельность и профессии и другие.

В отношении культурных прав человека следует сказать, что они обеспечивают духовное развитие личности. Таковыми признаны: право на образование, на творчество, на пользование результатами научного прогресса, на участие в культурной и научной жизни общества и другие.

Одним из наиболее важных критериев классификации прав человека для нашего исследования являются исторические этапы их провозглашения и юридического оформления [Коркунов, 1892, 17]. Эта периодизация легла в основу исторического подхода к классификации прав человека, сообразно которому выделяют три поколения прав человека. К первому поколению, возникшему вследствие ранних буржуазных революций второй половины XVIII – начала XIX вв., относятся личные и гражданские права человека. Права первого поколения обязывали государство не вмешиваться в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни [Лукашева, 2015, 135].

Второе поколение прав, в которое входят социальные, экономические и культурные права, сформировалось в конце XIX – начале XX вв. в процессе борьбы трудящихся за улучшение материальных условий их жизни, за «повышение культурного статуса» [Лукашева, 2015, 135].

Уже после Второй мировой войны зародилось третье поколение прав человека, в которое входят коллективные права [Луковская, 2007, 3]. В юридической науке они еще называются правами солидарности [Wellman, 2000, 640]. К ним относят права на мир, на развитие, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию [Лукашева, 2015, 138]. Коллективные права могут осуществляться исключительно общностью, они не являются естественными, поскольку складываются и юридически закрепляются по мере развития определенной общественной группы.

Таким образом, в нашем исследовании для понимания прав человека будет использовано два подхода: предметный и исторический.

 Права человека в социалистическом праве

Социалистическое право определяется как качественно новая правовая семья [Алексеев, 1981, 142]. Эта точка зрения обоснована следующим. К началу XX в. по теории общественно-экономических формаций человеческое сообщество пережило три исторических этапа: рабовладельческий, феодальный и капиталистический. Законодательство этих периодов носило ярко выраженный эксплуататорский характер [Алексеев, 1981, 142]. Действительно, если обратиться к основным памятникам права, можно отметить, что в них наличествует в том или ином виде ущемление прав какой-либо категории населения. «Социалистическое право как особая структурная общность характеризуется тем, что непосредственно в конструктивном содержании выражает свою социалистическую, подлинно демократическую природу, направленность на построение высшего социального строя – коммунизма, который предполагает установление формально-юридического равенства», а также действие принципа «от каждого по его способности, каждому – по его труду».

Для правовых систем социалистических стран характерен тип построения правовых связей, при котором ядром юридического регулирования являются гарантированные субъективные права. В то же время в социалистическом праве определяются границы и пределы осуществления субъективных прав, взаимосвязанные с исполнением каждым субъектом юридических обязанностей. Социалистическое право по своей природе предполагает активное вовлечение граждан не только в экономическую, но и политическую сферу общественной жизни, тем самым делая особый акцент на реализации личных, политических и экономических субъективных прав, т.е. прав первого и второго поколений.

Вместе с тем, анализируя «классическое» социалистическое право, необходимо сделать несколько критических замечаний.

Одним из ныне закрепленных и ранее признанных прав человека является право на частную собственность, которого в «классическом» социалистическом праве не было. Это объясняется тем, что в социалистической доктрине господствовал принцип общественной собственности на средства производства. Следовательно, говорить уверенно об экономических правах человека как основе социалистического права затруднительно.

Кроме того, подчеркнем, что социалистическое право связано с политической деятельностью субъектов, а также является формой легитимизации существующего политического режима. Следовательно, исходя из исторических фактов, можно утверждать, что социалистическое право относилось к государственно-организованному праву, то есть права человека только тогда считались юридической реальностью, когда они признавались государством [Алексеев, 1981, 142]. На наш взгляд, данная позиция слишком категорична ввиду того, что человек обладает такими правами, которые он приобретает вследствие самого факта своего рождения.

В отношении юридических обязанностей граждан социалистических стран необходимо отметить, что они, ввиду верховенства воли государства в социалистическом праве, имеют куда большее значение, чем субъективные права [Давид, 1989, 185–191].

Следовательно, анализируя Конституцию СССР 1936 г. и Конституцию КНР 1954 г., не стоит утверждать о верховенстве прав человека, следует признавать их декларативность.

История принятия Конституции 1936 г. и Конституции 1954 г.

Необходимо отметить, что обе Конституции 1936 и 1954 гг. стали своеобразными результатами проведенных ранее преобразований. В СССР принятие Конституции произошло по итогам первых двух пятилеток 1928–1932 гг. и 1933–1937 гг. В КНР – по результатам первого этапа становления социалистического строя после провозглашения КНР в 1949 г.

В то же время эти две Конституции отличались друг от друга тем, что Конституция 1936 г. во многом закрепляла сложившийся почти за 20 лет государственный порядок, а Конституция 1954 г. подводила промежуточные итоги революционной борьбы и провозглашала цели будущего социалистического строительства.

Рассматривая внешнеполитическое положение двух стран накануне принятия Конституций, необходимо обратить внимание на то, что СССР, в отличие от КНР, был пионером в создании социалистического законодательства. Более того, к 1954 г. уже сложился социалистический блок, и Китайская Народная Республика с начала своего существования не была в международной изоляции. Это, несомненно, отразилось на Конституции 1954 г., к созданию которой были привлечены и советские специалисты. Кроме того, экономическая поддержка СССР Китая по договору «О дружбе, союзе и взаимопомощи» усиливала его влияние на общеполитический курс КНР. Необходимо подчеркнуть, что перед СССР во второй половине 1930-х гг. и перед КНР в первой половине 1950-х гг. стояла одна и та же задача – укрепление их международного положения и установившегося политического режима. Оба государства для решения этой задачи применяли схожие методы, в числе которых было и создание демократической Конституции, особенно в отношении прав человека и гражданина.

Важной чертой процесса принятия Конституции 1936 г. было ее всенародное обсуждение. Юридическое значение данного события состояло в проявлении основного демократического принципа – народовластия или прямого участия в управлении государством. Более того, это свидетельствовало о том, что граждане уже достигли определенного уровня правосознания и гражданского самосознания. Таким образом, подтверждается тезис о закреплении в Конституции 1936 г. достижений первых 20 лет социалистического строительства.

Всенародное обсуждение 1936 г. стало беспрецедентным событием в истории. Китай не мог в 1954 г. позволить себе подобной акции, ввиду невысокого уровня грамотности населения. В то же время нельзя сказать, что принятие Конституции КНР проходило без участия граждан. С 1949 г. был запущен учредительный процесс [Сонин, 2012, 148]. Данный процесс контролировался Народным политическим консультативным советом Китая (далее – НПКСК) и Всекитайским собранием народных представителей (далее – ВСНП). На первом заседании НПКСК были представители различных демократических партий. Тогда же была принята «Общая программа НПКСК», заменившая основной закон страны в 1949–1954 гг., и названная первой Конституцией КНР. Принятие окончательного варианта Конституции входило в обязанности ВСНП [Лафтинский, 2014, 646–657].

Таким образом, становятся очевидными существенные отличия в исторических периодах, когда были приняты Конституция 1936 г. и Конституция 1954 г.

Права человека и гражданина в Конституции 1936 г. и Конституции 1954 г.

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно статей Конституций, относящихся к правам человека и гражданина, отметим, что по своей структуре Конституции весьма сильно отличаются. В Конституции СССР правам и обязанностям граждан посвящена X глава, а в Конституции КНР – III глава.

Оба государства провозгласили себя демократическими и социалистическими, а потому в Конституциях были закреплены основные политические права и свободы граждан: свобода слова, собраний, печати, союзов. Право избирать и быть избранными имели все граждане по достижении 18 лет, кроме случаев, предусмотренных законом. Мужчины и женщины объявлялись равноправными членами общества. Провозглашались также личные права человека: на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на свободу вероисповедания (статьи 85–90 Конституции КНР 1954 г.; статьи 122–127 Конституции СССР 1936 г). Конституцию 1936 г. в связи с этим можно назвать самой демократической Конституцией своего времени, поскольку в ней были провозглашены неотчуждаемые и неотъемлемые права человека, которые только в 1948 г. будут закреплены на международном уровне во Всеобщей Декларации прав человека. Конституция КНР 1954 г., также провозгласившая все личные и политические права, гармонично вписывалась в общемировую тенденцию демократизации общества, возвышения прав человека, зародившейся после принятия Всеобщей Декларации прав человека. Однако следует признать декларативность признанных в Конституции СССР 1936 г. и Конституции КНР 1954 г. личных и политических прав, ввиду установившейся в этих государствах однопартийной диктатуры вождистского типа [Медушевский, 2016, 89–108; Хлевнюк, 2017, 71–80; Linz, 2000, 68–70].

Экономические и социальные права (на труд, на отдых, на получение материальной помощи по старости или в случае болезни или работоспособности другие) в обеих Конституциях имели особое значение, ввиду особенностей социалистического права (статьи 91–93 Конституции КНР 1954 г.; статьи 118–120 Конституции СССР1936 г.). В Конституции КНР труд являлся не только правом, но и «делом чести» каждого гражданина (статья 16 Конституции КНР1954 г.). Точно такое же положение было и в Конституции СССР (статья 12 Конституции СССР 1936 г.). Необходимо отметить, что в Конституциях этих стран были закреплены государственные гарантии социальных прав граждан: обеспечение права на труд путем улучшения системы государственного хозяйства, создание благоприятных условий для реализации права на образование и другие. В Конституции КНР (в отличие от Конституции СССР) государственные гарантии были прописаны менее подробно и носили в большей степени программный характер, ввиду неспособности Китая в 1950-е гг. обеспечить достойный уровень социальной поддержки гражданам. Данное явление в очередной раз подтверждает, что первая Конституция КНР – документ переходной эпохи, подводящий промежуточные итоги первых лет существования социалистического режима, провозглашавший цели и задачи власти на среднесрочную перспективу.

Отдельное внимание следует уделить праву частной собственности в Конституции 1936 г. и Конституции 1954 г. В советской Конституции было узаконено только два вида собственности: государственная и кооперативно-колхозная. Земля находилась в собственности государства, поэтому колхозным дворам предоставлялось лишь право пользования приусадебным участком (статьи 4–9 Конституции СССР 1936 г.).

В китайской Конституции закреплялись следующие виды собственности: государственная, кооперативная, единоличников-тружеников и капиталистов (статьи 5–11 Конституции КНР 1954 г.). Данное явление было обусловлено тем, что СССР к моменту принятия Конституции 1936 г. в основном осуществил социалистическую реконструкцию народного хозяйства. КНР за первые годы своего существования еще не успела реализовать подобные меры и ликвидировать чуждые социалистическому экономическому укладу виды собственности (единоличников-тружеников и капиталистов). Следовательно, Конституция КНР 1954 г. в меньшей степени, в отличие от Конституции СССР 1936 г., соответствовала социалистической правовой концепции.

Отметим, что в I главе Конституции КНР было указано, что политические права помещиков-феодалов ограничиваются законом, но предоставляется возможность существования с целью дальнейшего перевоспитания (статья 19 Конституции КНР 1954 г.). Фактически Конституция КНР легализовала ограничение любых прав, в данном случае представителей буржуазии, что не соответствовало демократическим принципам, тогда как в Конституции СССР провозглашалась полная победа диктатуры пролетариата и уничтожение эксплуататорских классов. Иными словами, ограничение прав каких-либо категорий населения было юридически невозможно, ввиду отсутствия чуждых социалистическому строю общественных групп. Следовательно, формально Конституция СССР 1936 г. в отношении прав и свобод граждан была более последовательна, тогда как Конституция Китая 1954 г. допускала ущемление прав и свобод определенных групп населения.

В сфере культурных прав Конституция СССР несколько «проигрывала» Конституции КНР, поскольку в последней прямо указывалось на свободу научной и культурной деятельности, литературного творчества. Главенствующая роль правящей партии (КПК) не была закреплена в Конституции, в том числе и в творческой и научной деятельности граждан. Наоборот, подчеркивалась именно государственная поддержка в целом (статьи 94–95 Конституции КНР 1954 г.). Следовательно, идеологическое воздействие КПК на культурные права граждан не было юридически утверждено. Необходимо отметить, что в дальнейшем идеологическое влияние КПК как на культурную, так и политическую жизнь граждан чрезвычайно усилилось, что привело к нарушению еще действовавшей тогда Конституции 1954 г.

Конституция СССР 1936 г., в отличие от Конституции КНР 1954 г., изначально связывала культуру и науку с политическим и идеологическим курсом Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (далее – ВКП (б)): «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической (курсив мой – А.П.) активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: культурные, технические и научные общества» (статья 126 Конституции СССР 1936 г.). Юридически признавая идеологизированность объединений граждан, советский законодатель создавал правовую норму более или менее соответствовавшую действительности, а также формировал почву для идеологического ограничения культурных прав человека.

СССР и КНР предоставляли право получения политического убежища всем иностранцам, нуждавшимся в таковом (статья 99 Конституции КНР 1954 г.; статья 129 Конституции СССР 1936 г.). В отличие от советской китайская Конституция 1954 г. делала также акцент на защите прав китайцев, проживавшим за границей, что укрепляло единство китайской нации и расширяло социальную опору китайского правительства, необходимую для легитимации государственного режима (статья 98 Конституции КНР 1954 г.).

Существенным отличием Конституции КНР 1954 г. от Конституции СССР 1936 г. является отсутствие в ней главы, посвященной избирательному праву (статьи 134–142 Конституции СССР 1936 г.). Этот факт свидетельствует о том, что принципы избирательного права могли быть беспрепятственно скорректированы и что к 1954 г. Китай еще не был готов ввести всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. В СССР принцип тайного голосования в 1936 г. был утвержден впервые, что вывело правовую систему СССР на качественно новый уровень.

Проанализировав главу III Конституции КНР и главу X Конституции СССР, нужно сказать, что эти главы весьма схожи по своему содержанию, что было обусловлено влиянием СССР на КНР, их идеологическим единством.

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Сообразно современной концепции понимания права человека являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, присущими человеку вследствие его принадлежности к человеческому сообществу. Именно поэтому каждое поколение прав человека находило юридическое оформление.
  2.  Социалистическое право провозглашало формально-юридическое равенство, а также предполагало учет интересов всех трудящихся граждан, а значит, и ставило на первое место их права и свободы. Особый акцент в данной отрасли права сделан на экономических и политических правах человека. Однако их понимание некоторым образом отличается от современного их определения: право частной собственности признавалось буржуазным пережитком, которое в перспективе необходимо ликвидировать.
  3. Социально-экономическое положение СССР и КНР накануне принятия их Конституций было весьма различным. Конституция 1936 г. была принята по итогам качественных общественных преобразований, она закрепляла сложившийся за 20 лет социалистического строительства политический режим. Конституция 1954 г. была ратифицирована спустя непродолжительное время после образования КНР, а потому подводила итоги лишь первых лет существования социалистического строя в Китае.
  4.  Обе Конституции, согласно социалистической правовой доктрине, особое внимание уделяли экономическим и социальным правам человека. В сфере социальных гарантий со стороны государства Конституция СССР была более прогрессивна, чем Конституция КНР, поскольку в основном законе КНР они носили программный и непоследовательный характер. В отношении права на частную собственность Конституция КНР в значительной степени соответствовала современной концепции понимания прав человека, в отличие от Конституции СССР, которая была более гармонично вписана в контекст социалистического подхода к собственности на средства и орудия производства.
  5. Касательно политических и личных прав и свобод человека обе Конституции были прогрессивны, особенно Конституция СССР 1936 г., поскольку она провозглашала эти права еще до признания их на международном уровне. Однако политические и личные права человека в обоих государствах, на наш взгляд, приобрели декларативный характер.
  6. В соответствии с социалистическим правом Конституция КНР 1954 г. в сравнении с Конституцией СССР 1936 г. по части прав человека была менее совершенна, поскольку признавала ряд буржуазных пережитков: право собственности помещиков-феодалов, отсутствие идеологического контроля за культурной жизнь граждан.