Понимание современного искусства: взгляд эксперта. (Выпуск 8)
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Юлия, Вы не раз упоминали термин чувственная культурная ментальность – что это за ментальность, каковы ее характеристики?
Ю.Б. — Чувственная ментальность лежит в основе нескольких социокультурных систем. Ее мировоззренческая позиция — это желание рассматривать все, что доступно чувственным органам, только это и принимая за действительное, отрицая существование духовного, идеального (в платоновом понимании этого слова), божественного.
В.Ж. – А каковы критерии ценности чувственной культуры?
Ю.Б. — Критерий ценности чувственной культуры — это степень и качество удовлетворенности основных желаний, приоритетные из которых — хорошая еда, секс, развлечения. Эти желания никогда нельзя удовлетворить полностью, они постоянно сменяют друг друга, оставляя чувственного человека вечно недовольным и неудовлетворенным. Жажда развлечений и удовольствий определяет основные ценности чувственного общества, потребители которых находятся в постоянном круговороте своих желаний, смеясь над теми, кто сознательно ограничивает их удовлетворение и «тратит» свою жизнь на что- то другое. Основная забота чувственного общества — получить максимум удовольствия за минимальную цену. Для человека чувственного активная деятельность не является самоценной, она представляет собой лишь средство расширения возможностей потребления различных благ. Чувственные удовольствия можно получить путем активного «усовершенствования» окружающего мира (изменение и подчинение себе природы, борьба за политическое господство, богатство) или путем пассивного потребления уже созданных благ.
В.Ж. – Есть ли какие-то различия внутри чувственной ментальности?
Ю.Б. – Да, конечно. Чувственная ментальность охватывает несколько, отличающихся друг от друга социокультурных систем, имеющих одинаковый мировоззренческий базис и выражается в:
а) активной чувственной культурной ментальности;
б) пассивной чувственной культурной ментальности;
в) циничной чувственной культурной ментальности.
Рассмотрению особенностей чувственной культуры П.Сорокин в оригинальном, четырехтомном издании, уделяет значительно меньше места, чем описанию предыдущей, идеациональной. Это объясняется тем, что ценности этого социокультурного типа нам знакомы с полуслова, их не нужно детально разъяснять и истолковывать, они уже приняты, уже изначально понятны и близки в силу того, что, согласно периодизации великого социолога, весь ХХ век представлял собой ни что иное, как воплощение чувственной ментальности.
В.Ж. – Давайте обсудим каждый подтип отдельно. Расскажите сначала об активной чувственной культурной ментальности.
Ю.Б. – Да. Давайте начнем тогда с активной чувственной культурной ментальности, которая характеризуется тем, что удовлетворение потребностей человека происходит благодаря изменению, приспособлению и переустройству окружающего мира под нужды и потребности, которые имеют, как правило, материалистичный, практический характер. Счастье трактуется и объясняется (используя терминологию Э.Фромма) категориями «иметь», а не «быть». Происходят значительные изменения в техническом, медицинском, промышленном, экономическом развитии. Развитие всех этих отраслей имеет одну цель — удовлетворить потребности общества, которое хочет жить здесь и сейчас, хочет получать удовольствие от жизни и не обременять себя мыслями об Абсолюте, Боге, духовности и тому подобными «пустяками».
В.Ж. – А что представляет собой пассивная чувственная ментальность?
Ю.Б. — Пассивная чувственная ментальность являет собой один из худших, вариантов существования социальных общностей. Период господства такой ментальности, как правило, завершается сильнейшим кризисом для страны или той социальной группы, которая была «рассадником» пассивной чувственной идеологии. Для этой ментальности характерно паразитическое эксплуатирование имеющихся материальных ценностей, низкий уровень самоконтроля и духовного развития, зато высокий уровень материальных, чувственных притязаний. Забирая ценности у других социальных групп, они ни в материальном, ни в духовном ценностном измерении ничего не дают взамен, принимая все как должное, чем «обеспечивают» себе неминуемую гибель. Французские короли и римские императоры периода упадка — самые яркие примеры такой ментальности.
В.Ж. – Нам осталось узнать, что представляет собой циничная чувственная ментальность, чтобы окончательно разочароваться в этом типе ментальности.
Ю.Б. — Циничная чувственная ментальность характерна для таких социальных групп, которые для достижения своих, как правило, корыстных целей, готовы принять любые ценности, но их социальные действия будут представлять лишь игру на публику, в глубине души такие люди глубоко прагматичны и материалистичны. Тем не менее, мотивированные своими целями, они разыгрывают очень правдоподобный спектакль искренней веры в высшие идеалы общества, обливаясь «крокодиловыми» слезами во время рассказов о спасении Христа и думая в это время о спасении и приумножении своего капитала. Циничная ментальность существовала и существует во все времена, она свойственна как «профессиональным» циникам (политики, научные и общественные деятели), так и тем, кто не говорит правду руководствуясь правилами вежливости, моральными нормами и жизненным опытом, который часто показывает, что правда не всегда приводит к достижению цели.
Циничная чувственная ментальность есть в любом обществе, например, особенно ярко она проявилась в последние десятилетия существования СССР, когда миллионы людей делали хорошую мину при плохой игре.
В.Ж. – А какой тип культурной ментальности доминирует в наши дни?
Ю.Б. – К сожалению, согласно теории циклов – чувственная ментальность.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».