Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 7)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, Вы говорили ранее что П.Сорокин выводит и описывает три основных типа   культурной  ментальности, которые лежат в основе семи социокультурных систем.  Понимание сути этих ментальностей вооружит нас  логическим методом анализа, а именно своего рода декодерами, лежащими в начале  логического, смыслового прочтения всей  социокультурной системы в целом.  Это так?

Ю.Б. – Да,  и сегодня мы поговорим об идеациональной ментальности. Она  рассматривает реальность как нематериальную, вечную  сущность, поэтому потребности людей, носителей этой ментальности, преимущественно духовные. Степень их удовлетворения максимальная, а уровень — самый высокий. Способ удовлетворения — минимизация физиологических  потребностей, самоконтроль, аскеза, работа  над сознанием  или молитва (в зависимости от господствующей идеологии). Меняется, таким образом, не реальность, а отношение к ней, ее восприятие.

Отметим, что этот культурный тип более ранний и более глубокий по своему  внутреннему содержанию  (по сравнению, например, с чувственной культурой).  Идеями идеациональной культуры были пропитаны еще  Древний  Китай и Индия, буддизм,  даосизм, индуизм, джайнизм и  христианство — устойчивые религиозно-философские концепции,  а  в ХХ веке идеациональная ментальность проявилась в обновленном варианте в работах, например,   Г.Гессе, К.Кастанеды и многих других авторов,  завоевывая  своих сторонников и последователей.

В.Ж. —  Вы говорили ранее, что идеациональная  ментальность состоит из  двух  социокультурных подвидов — аскетического  и активного.

Ю.Б. – Да, в  своей базисной ценностной сущности  эти два типа идентичны, разница состоит в их различной позиции по отношению   к  внешнему миру.  Аскетическая идеациональная ментальность  не видит смысла в приспосабливании и улучшении окружающего мира, ведь это только иллюзия  и обман! Человек — это часть Абсолюта, в нем скрыта божественная сущность, к которой он должен стремиться, поэтому он пытается изменить себя, контролировать и совершенствовать свою сущность.  Не удивительно,  что периоды расцвета идеациональной ментальности отмечены развитием  гуманитарного знания, теологии, философии, этики, тогда как  естественные  науки находились в стадии стагнации или даже регресса.  Существование исключительно  аскетической  идеациональной ментальности возможно и при  отсутствии каких-либо  великих памятников письменности: знания передаются устно от  учителя к ученику.

Активная идеациональная культурная ментальность,  сохраняя  основную ценностную сущность, не отрицает  и научно- практическое знание, если оно делает окружающий мир лучше и комфортнее. Однако явным приоритетом остается все-таки высшая ценность, быть, а не иметь (Э.Фромм),  интровертная созерцательность и развитие самоконтроля.

Можно предположить, что доминирование  аскетического идеационального  типа обязательно предполагает и  существование активного, идеационального, внутри данного культурного менталитета, поскольку для уравновешенного существования  общества необходимо наличие как аскетических мудрецов, обеспечивающих  народ  культурно-философским и/или религиозными  знаниями, так и  активные социальные группы,  без поддержки  которых  существование  этих мудрецов было бы под вопросом.

В.Ж. – Можно ли привести в пример современный Восток?

Ю.Б. – Да, безусловно. В восточных странах, например в Тибете,  монахи и аскеты часто живут, опираясь  на другие общественные группы, которые с уважением относятся к  их образу жизни. Такое молчаливое одобрение социума тоже является показателем принятия и  поощрения им идеациональных ценностей. Поэтому, судя по всему,  в некоторых обществах идеациональная ментальность  как   культурно- исторический тип не может долгое время быть  только аскетической или только активной,  эти две ментальности  взаимозависимы и взаимодополняют друг друга.

Вариант    существования   аскетической и активной идеациональной  ментальности, предложенный П.Сорокиным, — это   изменение   аскетического   менталитета  по мере  увеличения   числа   последователей  того   или   иного  философского  или  религиозного учения.  Понятно, что «социализация» аскетического учения отрицательно влияет на его качество,  а также на  его первоначальных последователей, которые  все больше и больше  «обрастают» бренными заботами.

В.Ж. — Каковы основные ценности этой ментальности?

Ю.Б. —  Ценности идеациональной аскетической  культуры сосредоточены на внутреннем опыте, нематериальны,   не зависимы от  изменений  окружающего  мира, от  социума. Потребности развлечения, комфорта, свободы, которые человек в других культурах удовлетворяет за счет социума, презираются,  рассматриваются как  препятствие в достижении  высшей цели и их удовлетворение сводится к минимуму.   Знания об   учении аскетического идеационализма  охватывают  чуть ли   не  половину  населения   Земли,  но  самоотрешенно   идти  по  стопам  святых и  просветленных  решают  лишь немногие,  а остальные   формируют  активную  идеациональную  или  идеалистическую  ментальность. Критерий истины в данной социокультурной системе субъективен, сверхъестественен и нелогичен для чувственного восприятия и проверки, поэтому   идеациональная философия часто  является объектом  нападок  со  стороны представителей другой ментальности, для которых существует только этот, эмпирически реальный, мир.

В.Ж. – А как эта ментальность  проявляется в искусстве?

Ю.Б. — Искусство, выражающее  идеациональную ментальность,  изображает высшие ценности и идеалы,  оно в высшей степени духовно, символично и  строго ограничено  этическими и нравственными нормами. В  эпоху  средневекового христианства художник должен  был пройти путь внутреннего духовного очищения, прежде чем приступить к работе над  иконами. Буддийские монахи практиковали аскезу и медитацию, прежде чем осмеливались  изображать просветленного Будду.   Внутренняя чистота творца искусства имела огромное значение, поскольку на него возлагалась весьма  ответственная задача — воплотить  высший идеал, высшую ценность,  смысл жизни целого народа и поколения.  Понятно, что любое идеациональное искусство  строго  ограничено в своей тематике, использует традиционную форму выражения и  в высшей степени духовно, но оно покажется скучным представителям чувственной  культуры, оценивающим  произведения искусства по другим канонам и критериям, ожидающим от   них постоянной новизны и оригинальности.

В.Ж. – Как ценности/ментальность влияют на жизнь общества в целом?

Ю.Б. — Определив социально одобряемые ценности  общества в определенный период времени,  мы  сможем  объяснить   не только  те произведения  искусства, которые  их   визуально артикулируют, но  и  социокультурные  процессы в обществе, происходящие как на макро, так и на микро уровнях.        Причины войн  и конфликтов, уровень  развития науки, уровень   внутренней культуры,  способы мотивации  действия  социальных  групп — все это  объясняется  господствующими  ценностями, идеологией или  религией. Мы  никогда не поймем  паломников в  святые  места, странствующих  монахов, аскетов, сидящих годами в пещерах,  если  не  узнаем их  «изнутри», так же как  и сегодняшнему поколению сложно  понять энтузиазм   граждан СССР   1930-ых годов.

Если  мы начнем анализировать   памятники   изобразительного  искусства, созданные  в период расцвета  идеациональной, идеалистической или чувственной ментальности, то  увидим,    что   высокие   идеалы и  прекрасные цели  материализовались в грандиозных  архитектурных сооружениях, прекрасных  полотнах и  красивой  музыке. Только   имея  высокие  идеалы  и абсолютные, непоколебимые ценности  можно     создавать    шедевры, которые будут поняты и оценены как современниками, так и последующими поколениями.  Идеациональная культура  (соборы, иконы, монастыри, музыка)  до сих пор вдохновляет и развивает  зрителя.

В.Ж. – Спасибо Вам за интересный рассказ!

Ю.Б. Спасибо и Вам! До встречи!

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».