Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 7)
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Юлия, Вы говорили ранее что П.Сорокин выводит и описывает три основных типа культурной ментальности, которые лежат в основе семи социокультурных систем. Понимание сути этих ментальностей вооружит нас логическим методом анализа, а именно своего рода декодерами, лежащими в начале логического, смыслового прочтения всей социокультурной системы в целом. Это так?
Ю.Б. – Да, и сегодня мы поговорим об идеациональной ментальности. Она рассматривает реальность как нематериальную, вечную сущность, поэтому потребности людей, носителей этой ментальности, преимущественно духовные. Степень их удовлетворения максимальная, а уровень — самый высокий. Способ удовлетворения — минимизация физиологических потребностей, самоконтроль, аскеза, работа над сознанием или молитва (в зависимости от господствующей идеологии). Меняется, таким образом, не реальность, а отношение к ней, ее восприятие.
Отметим, что этот культурный тип более ранний и более глубокий по своему внутреннему содержанию (по сравнению, например, с чувственной культурой). Идеями идеациональной культуры были пропитаны еще Древний Китай и Индия, буддизм, даосизм, индуизм, джайнизм и христианство — устойчивые религиозно-философские концепции, а в ХХ веке идеациональная ментальность проявилась в обновленном варианте в работах, например, Г.Гессе, К.Кастанеды и многих других авторов, завоевывая своих сторонников и последователей.
В.Ж. — Вы говорили ранее, что идеациональная ментальность состоит из двух социокультурных подвидов — аскетического и активного.
Ю.Б. – Да, в своей базисной ценностной сущности эти два типа идентичны, разница состоит в их различной позиции по отношению к внешнему миру. Аскетическая идеациональная ментальность не видит смысла в приспосабливании и улучшении окружающего мира, ведь это только иллюзия и обман! Человек — это часть Абсолюта, в нем скрыта божественная сущность, к которой он должен стремиться, поэтому он пытается изменить себя, контролировать и совершенствовать свою сущность. Не удивительно, что периоды расцвета идеациональной ментальности отмечены развитием гуманитарного знания, теологии, философии, этики, тогда как естественные науки находились в стадии стагнации или даже регресса. Существование исключительно аскетической идеациональной ментальности возможно и при отсутствии каких-либо великих памятников письменности: знания передаются устно от учителя к ученику.
Активная идеациональная культурная ментальность, сохраняя основную ценностную сущность, не отрицает и научно- практическое знание, если оно делает окружающий мир лучше и комфортнее. Однако явным приоритетом остается все-таки высшая ценность, быть, а не иметь (Э.Фромм), интровертная созерцательность и развитие самоконтроля.
Можно предположить, что доминирование аскетического идеационального типа обязательно предполагает и существование активного, идеационального, внутри данного культурного менталитета, поскольку для уравновешенного существования общества необходимо наличие как аскетических мудрецов, обеспечивающих народ культурно-философским и/или религиозными знаниями, так и активные социальные группы, без поддержки которых существование этих мудрецов было бы под вопросом.
В.Ж. – Можно ли привести в пример современный Восток?
Ю.Б. – Да, безусловно. В восточных странах, например в Тибете, монахи и аскеты часто живут, опираясь на другие общественные группы, которые с уважением относятся к их образу жизни. Такое молчаливое одобрение социума тоже является показателем принятия и поощрения им идеациональных ценностей. Поэтому, судя по всему, в некоторых обществах идеациональная ментальность как культурно- исторический тип не может долгое время быть только аскетической или только активной, эти две ментальности взаимозависимы и взаимодополняют друг друга.
Вариант существования аскетической и активной идеациональной ментальности, предложенный П.Сорокиным, — это изменение аскетического менталитета по мере увеличения числа последователей того или иного философского или религиозного учения. Понятно, что «социализация» аскетического учения отрицательно влияет на его качество, а также на его первоначальных последователей, которые все больше и больше «обрастают» бренными заботами.
В.Ж. — Каковы основные ценности этой ментальности?
Ю.Б. — Ценности идеациональной аскетической культуры сосредоточены на внутреннем опыте, нематериальны, не зависимы от изменений окружающего мира, от социума. Потребности развлечения, комфорта, свободы, которые человек в других культурах удовлетворяет за счет социума, презираются, рассматриваются как препятствие в достижении высшей цели и их удовлетворение сводится к минимуму. Знания об учении аскетического идеационализма охватывают чуть ли не половину населения Земли, но самоотрешенно идти по стопам святых и просветленных решают лишь немногие, а остальные формируют активную идеациональную или идеалистическую ментальность. Критерий истины в данной социокультурной системе субъективен, сверхъестественен и нелогичен для чувственного восприятия и проверки, поэтому идеациональная философия часто является объектом нападок со стороны представителей другой ментальности, для которых существует только этот, эмпирически реальный, мир.
В.Ж. – А как эта ментальность проявляется в искусстве?
Ю.Б. — Искусство, выражающее идеациональную ментальность, изображает высшие ценности и идеалы, оно в высшей степени духовно, символично и строго ограничено этическими и нравственными нормами. В эпоху средневекового христианства художник должен был пройти путь внутреннего духовного очищения, прежде чем приступить к работе над иконами. Буддийские монахи практиковали аскезу и медитацию, прежде чем осмеливались изображать просветленного Будду. Внутренняя чистота творца искусства имела огромное значение, поскольку на него возлагалась весьма ответственная задача — воплотить высший идеал, высшую ценность, смысл жизни целого народа и поколения. Понятно, что любое идеациональное искусство строго ограничено в своей тематике, использует традиционную форму выражения и в высшей степени духовно, но оно покажется скучным представителям чувственной культуры, оценивающим произведения искусства по другим канонам и критериям, ожидающим от них постоянной новизны и оригинальности.
В.Ж. – Как ценности/ментальность влияют на жизнь общества в целом?
Ю.Б. — Определив социально одобряемые ценности общества в определенный период времени, мы сможем объяснить не только те произведения искусства, которые их визуально артикулируют, но и социокультурные процессы в обществе, происходящие как на макро, так и на микро уровнях. Причины войн и конфликтов, уровень развития науки, уровень внутренней культуры, способы мотивации действия социальных групп — все это объясняется господствующими ценностями, идеологией или религией. Мы никогда не поймем паломников в святые места, странствующих монахов, аскетов, сидящих годами в пещерах, если не узнаем их «изнутри», так же как и сегодняшнему поколению сложно понять энтузиазм граждан СССР 1930-ых годов.
Если мы начнем анализировать памятники изобразительного искусства, созданные в период расцвета идеациональной, идеалистической или чувственной ментальности, то увидим, что высокие идеалы и прекрасные цели материализовались в грандиозных архитектурных сооружениях, прекрасных полотнах и красивой музыке. Только имея высокие идеалы и абсолютные, непоколебимые ценности можно создавать шедевры, которые будут поняты и оценены как современниками, так и последующими поколениями. Идеациональная культура (соборы, иконы, монастыри, музыка) до сих пор вдохновляет и развивает зрителя.
В.Ж. – Спасибо Вам за интересный рассказ!
Ю.Б. Спасибо и Вам! До встречи!
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».