Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 6)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, в прошлой беседе мы затронули тему культурной ментальности. Расскажите более подробно, из чего она складывается.

Ю.Б. — Элементы, формирующие тот или иной тип культурной ментальности следующие:

Первый и очень важный — понимание и видение  реальности, различные способы ее восприятия.

Принципиально различное восприятие реальности преобладающими авторитетными общественными группами определяет две противоположные культурные ментальности: чувственную и идеациональную. Для первой ментальности характерен материалистический подход, в основе которого лежит восприятие реальности  в ее непосредственной чувственной данности, такая реальность считается единственно возможной. Согласно второй мировоззренческой модели истинная реальность выше внешнего, видимого, осязаемого. Истинная реальность  духовна, нематериальна и ее восприятие достигается  путем нравственного совершенствования, развития  сознания.

В.Ж. – А какой второй элемент ?

Ю.Б.Вторым элементом является характер потребностей и способ их удовлетворения.  Потребности П.Сорокин различает по следующим  типам: чувственные, духовные  и смешанные.  Соответственно, одни  общественные группы, в определенный исторический период социокультурного развития, озабочены только удовлетворением чувственных  потребностей и их культивированием: еда, жажда развлечения и физического  удовольствия,  а другие — подавляют само желание получить те или иные мирские радости и перенаправляют свою энергию на духовное совершенствование, служение Богу и т.д.

Естественно, есть и такие социальные группы, которые заботятся и о душе, и о теле. Они и являются представителями смешанных потребностей, возвышая и облагораживая земную реальность и веря в божественную. Древние греки — яркие представители такого типа потребностей.

В.Ж.  — Важно ли учитывать необходимую  степень удовлетворения этих потребностей?

Ю.Б. – Да, конечно! Каждая культурная система  отдает приоритет потребностям определенного рода, стремясь удовлетворить их в той или иной мере, пренебрегая другими, считая их менее важными и значимыми. Так, например,  одна   социальная группа будет равнодушно  относится  к   еде и дорогим украшениям, проводя много времени в медитации, совершенствуя в аскезе свой дух,  а  другая тратит время  на посещение казино, клубов, ресторанов.  При этом представители обеих социальных групп считают, что тратят время и энергию наилучшим для себя образом. Различия в потребностях и степени их удовлетворения очевидны.

Интереснее  случаи, когда   представлен смешанный культурный тип, выраженный в стремлении удовлетворить как духовные, так и чувственные потребности. Тем не  менее, гармоничного равновесия потребностей и меры их удовлетворения быть не может, в любом случае приоритет  будет отдаваться одной из  многих.

Более того, зачастую  социальные группы, являясь сторонниками определенной ментальности, действуют, исходя, в первую очередь, из основных, чувственных  потребностей, сохраняя  в душе стремление к чему-то высшему. Только у немногих хватает силы воли и духа  для  того, чтобы их поведение всегда соответствовало исповедуемым ценностям.

В.Ж. – А есть ли какой-то сбалансированный тип культурной ментальности?

Ю.Б. – Да, конечно. Это идеалистический тип культурной ментальности, выведенный П. Сорокиным в качестве интегрального, объединяющего и духовное и  чувственное, хотя и он тоже  сталкивается с необходимостью   выбора  приоритета,  подчеркивая важность все-таки духовного  начала над чувственным.

В.Ж. — Зависят ли методы удовлетворения духовных потребностей от типа ментальности?

Ю.Б. – Да, конечно. Здесь возможно три варианта: во-первых, изменение окружающей ситуации  для удовлетворения потребностей индивида,  во-вторых,   приспособление, в третьих, смешанный вариант: меняются и  окружающие условия, и сами индивиды приспосабливаются, изменяясь  в  соответствии с требованиями  среды.   Удовлетворение потребностей   связано непосредственно с внутренним пониманием свободы и отношением к реальности. Социальная активность и метод удовлетворения потребностей — это непосредственное следствие, причина (или ментальность) которого уже понятна.

Для каждой социокультурной системы характерна своя ментальность, своя система ценностей, которая и определяет поведение людей внутри этой системы, прогресс или регресс науки, уровень технического развития, уровень преступности, и, конечно-же, стили и формы архитектуры, музыки, литературы, художественного творчества.

    В.Ж. – Спасибо большое! Ждем следующей пятницы для продолжения разговора.

Ю.Б. – Спасибо и до встречи!

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».